Предупреждение №11723/10 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ АКТОВ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАК... от 9 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ОБ ИЗМЕНЕНИИ АКТОВ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России), рассмотрев заявления Индивидуального предпринимателя Б. А. Д., жителей сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, выявило в принятии Собранием представителей сельского поселения Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области (далее – Собрание представителей) Решения от 28.06.2019 № 11-1 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела на территории сельского поселения Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области», предусматривающего наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела функциями органа местного самоуправления, признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

 

Решением Собрания представителей от 28.06.2019 № 11-1 утверждено Положение об организации похоронного дела на территории сельского поселения Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области (далее – Положение).

Положение определяет порядок организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории сельского поселения Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, гарантии осуществления погребения, порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, порядок деятельности общественных кладбищ сельского поселения, порядок содержания мест погребения сельского поселения, устанавливает порядок погребения, порядок создания семейных (родовых) захоронений и порядок установки намогильных сооружений на общественных кладбищах сельского поселения (пункт 1.2 Положения).

 

В соответствии пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством вопросы, связанные с организацией похоронного дела, отнесены к вопросам местного значения.

 

Согласно пункту 9.7 Положения погребение умершего и оказание услуг по погребению на общественных кладбищах сельского поселения осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Погребение осуществляется на основании пропуска на кладбище, оформляемого специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 9.7.1 Положения для получения пропуска на кладбище лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение, предоставляет в специализированную службу по вопросам похоронного дела копию с предъявлением подлинника решения о предоставлении места для захоронения (подзахоронения) умершего на кладбищах, находящихся в собственности сельского поселения  либо на ином вещном праве, выданного администрацией.

Пропуск на кладбище выдается бесплатно.

В силу пункта 9.7.2 Положения основанием для выдачи пропуска на кладбище является заявление, составленное в произвольной форме лицом, взявшим на себя обязанность по захоронению умершего, и представленное в специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Пропуск на кладбище оформляется и выдается заявителю ответственным сотрудником специализированной службы по вопросам похоронного дела не позднее календарного дня, следующего за днем поступления в специализированную службу по вопросам похоронного дела заявления о выдаче пропуска на кладбище для погребения умершего (за исключением случая неявки заявителя, извещенного надлежащим образом о готовности пропуска).

Исходя из вышеизложенного, Положением специализированной службе по вопросам похоронного дела переданы полномочия по выдаче пропуска на кладбище.

 

Согласно пункту 9.10.1 Положения после погребения умершего специализированная служба по вопросам похоронного дела оформляет удостоверение о захоронении лицу, взявшему на себя обязанность по захоронению умершего, содержащее следующие сведения: наименование специализированной службы по вопросам похоронного дела, номер удостоверения, фамилия, имя, отчество лица, ответственного за место захоронения; фамилия, имя, отчество, дата рождения и дата смерти умершего; дата захоронения; регистрационный номер захоронения; место захоронения с указанием адреса кладбища, номеров очереди, сектора и могилы; размер участка захоронения; номер и дата выдачи свидетельства о смерти, наименование органа, выдавшего свидетельство; наименование должности, подпись, инициалы и фамилия руководителя специализированной службы по вопросам похоронного дела; дата выдачи удостоверения; оттиск печати специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В силу пункта 9.10.2 Положения после установки и (или) замены на захоронении намогильного сооружения в порядке, установленном настоящим Положением, в удостоверение о захоронении ответственным сотрудником специализированной службы по вопросам похоронного дела вносятся следующие сведения: вид намогильного сооружения, материал намогильного сооружения и (или) ограды; габаритные размеры намогильного сооружения; подпись руководителя специализированной службы по вопросам похоронного дела, оттиск печати специализированной службы.

Исходя из вышеизложенного, Положением специализированной службе по вопросам похоронного дела переданы полномочия по выдаче удостоверения о захоронении.

 

Согласно статье 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении специализированная служба гарантирует супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В силу части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Учитывая изложенное, действующим законодательством предусмотрена возможность создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, на которую возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Вместе с тем, положения Закона о погребении не предусматривают одновременную передачу специализированной службе по вопросам похоронного дела полномочий по выдаче пропуска на кладбище и удостоверения о захоронении.

 

Установлено, что Решением Собрания представителей от 22.03.2019 № 5-1 «Об утверждении межмуниципального хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью» решено учредить ООО «Спецкомбинат «Кинель-Черкасский» с последующим возложением на Общество функций специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Решением Собрания представителей от 17.05.2019 № 8-3 на ООО «Спецкомбинат «Кинель-Черкасский» возложены функции специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Законом «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

С учетом вышеизложенного, ООО «Спецкомбинат «Кинель-Черкасский» является хозяйствующим субъектом в понимании Закона «О защите конкуренции».

Между тем, Положением специализированная служба по вопросам похоронного дела наделена исключительными функциями органа местного самоуправления в части выдачи пропуска на кладбище и удостоверения о захоронении.

 

Согласно пункту 5 части 2 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» федеральный антимонопольный орган дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Письмом ФАС России от 30.09.2009 г. № АК/34001 даны разъяснения о применении антимонопольного законодательства по вопросу организации похоронного дела.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в названном письме, с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», которые на безвозмездной основе будут осуществлять в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.

По мнению ФАС России, более рациональным является наделение этими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений администрации муниципального образования (муниципальное учреждение городское хозяйство, департамент городского хозяйства и т.д.), а не создание специализированного подразделения с соответствующим финансированием. Как показывает практика (например, Красноярский край), не возникает сложностей при формировании планов кладбищ и выдаче в соответствии с ними разрешений на выделение участка земли под захоронение. Все остальные работы (услуги) на кладбище будут выполняться хозяйствующими субъектами (услуги по захоронению, установке памятников и др.) на конкурентной основе на основании обращений граждан.

 

Исходя из вышеизложенного, в нарушение Закона о погребении и Закона об общих принципах организации местного самоуправления специализированная служба по вопросам похоронного дела - ООО «Спецкомбинат «Кинель-Черкасский» наделена функциями по выдаче пропуска на кладбище и удостоверения о захоронении, которые законодательством возложены на орган местного самоуправления.

ООО «Спецкомбинат «Кинель-Черкасский», являясь хозяйствующим субъектом, осуществляя хозяйственную деятельность на рынке ритуальных услуг, наделено полномочиями, властно-распорядительными функциями органа местного самоуправления в вопросах осуществления похоронного дела и тем самым поставлена в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на данном товарном рынке.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

С учетом вышеизложенного, в принятии Собранием представителей Решения от 28.06.2019 № 11-1 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела на территории сельского поселения Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области», предусматривающего наделение хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления в части выдачи пропуска на кладбище и удостоверения о захоронении (пункты 9.7, 9.7.1, 9.7.2, 9.10.1, 9.10.2 Положения), содержатся признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

 

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в принятии Собранием представителей Решения от 28.06.2019 № 11-1 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела на территории сельского поселения Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области» признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» Самарское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости изменения Решения от 28.06.2019 № 11-1 в части прекращения наделения специализированной службы по вопросам похоронного дела функциями органа местного самоуправления по выдаче пропуска на кладбище и удостоверения о захоронении (пункты 9.7, 9.7.1, 9.7.2, 9.10.1, 9.10.2 Положения).

Срок выполнения настоящего предупреждения до «09» декабря 2019 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны