Решение №1912/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «АГМ-Москва» от 25 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «АГМ-Москва» (далее – Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право поставки насосов центробежных артезианских погружных, для сточных жидкостей, а также запчастей и агрегатов насосов (извещение № 32109957836, http://zakupki.gov.ru; процедура № sbr003-210132223300006, https://utp.sberbank-ast.ru) (далее – Запрос котировок),
в присутствии представителей: от ООО «Водоканал» – <...> (приказ); в отсутствие представителей ООО «АГМ-Москва» (надлежащим образом извещено, ходатайств не заявляло),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
15.02.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «АГМ-Москва» на действия ООО «Водоканал» при проведении Запроса котировок.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, аукционная документация в нарушение правил описания объекта закупки, установленных законодательством о закупках, содержит требования, необоснованно ограничивающие количество потенциальных участников закупки.
ООО «Водоканал» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса котировок. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 18.02.2021г. № 1608/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 13.02.2019г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
04.02.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса котировок. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки акционерного общества «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (АО «Сбербанк – АСТ»). Актуальная документация по Запросу котировок (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 04.02.2021г.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к товарам и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения соответствия товара установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.
Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.
Часть 6 статьи 3 Закона о закупках гласит, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Требования к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке определены частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки установлены частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках заказчик должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, осуществляющие закупки по правилам Закона о закупках, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пунктам 1, 2 Технического задания (далее – ТЗ) к поставке необходимы насосы центробежные артезианские погружные для сточных жидкостей, а также запчасти агрегатов насосов с целью замены вышедших из строя насосов центробежных артезианских погружных для осуществления хозяйственно-питьевого водоснабжения г.о. Чапаевск, а также для перекачки сточных вод.
В соответствии с ТЗ к поставке требуются в том числе следующие насосы с характеристиками, одними из которых являются:
8.3 |
Насосный агрегат артезианский погружной (глубинный, скважинный) ЭЦВ 8-40-90
3 шт. |
80 000,00 |
Материал проточной части насоса Рабочее колесо насоса
Корпус насоса Направляющий аппарат Вал насоса |
Полимер Полимер, армированное нержавеющей сталью
Сталь Полимер Нержавеющая сталь 20х13 |
8.4 |
Насос артезианский погружной (глубинный, скважинный) ЭЦВ 8-40-60 1шт. |
75 000,00 |
Материал проточной части насоса Рабочее колесо насоса
Корпус насоса Направляющий аппарат Вал насоса |
Полимер Полимер, армированное нержавеющей сталью Сталь Полимер Нержавеющая сталь 20х13 |
Из ТЗ следует, что у насосных агрегатов ЭЦВ 8-40-90, ЭЦВ 8-40-60 рабочее колесо насоса должно быть выполнено из полимера, армированного нержавеющей сталью.
Согласно заявленному Заявителем доводу, установленная Заказчиком вышеуказанная характеристика рабочего колеса насоса ограничивает круг участников закупки, поскольку в совокупности данному требованию к насосному оборудованию соответствуют товары единственного производителя.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом, установленным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вышеуказанное подобранное Заказчиком требование к товару не является индивидуальным и не привязано к какому-либо поставщику оборудования. Оно направлено на определение потребностей Заказчика и выявление поставщика, который в наилучшей степени поставит товар, отвечающий требованиям и потребностям ООО «Водоканал», что Законом о закупках не запрещено.
Выбор победителя Запроса котировок, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемой к поставке продукции и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам, либо на необоснованное ограничение конкуренции.
При указанных обстоятельствах, установление и применение Заказчиком обжалуемого требования, отраженного в Документации о закупке, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к предлагаемому ими объекту поставки.
При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к объекту закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки, а также условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать Документацию о закупке в зависимости от особенности конкретных потребностей, установив при этом требования к необходимому к поставке объекту. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке требования к закупаемому насосному оборудованию, а именно что рабочее колесо насоса должно быть выполнено из полимера, армированного нержавеющей сталью – может рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемое требование включено в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.
Представителями Заказчика в ходе рассмотрения жалобы представлено Комиссии Самарского УФАС России обоснование необходимости использования обжалуемого требования к насосам.
Доказательств, опровергающих необходимость использования Заказчиком насосного оборудования с рабочим колесом насоса из полимера, армированного нержавеющей сталью, Заявителем в материалы жалобы не представлено.
Как следует из представленных письменных пояснений в хозяйственном ведении ООО «Водоканал» находятся водоносные скважины, из которых примерно только 25% скважин оборудованы глубинными агрегатами с рабочим колесом из полимера, армированного нержавеющей сталью.
Стоит отметить, что на участие в Запросе котировок поступило четыре заявки.
При рассмотрении жалобы Заявителем не доказан заявленный довод, согласно которому ООО «Водоканал» в Документации о закупке установлены требования к насосному оборудованию, необоснованно ограничивающие участие поставщиков в закупке.
Таким образом, ООО «Водоканал» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право поставки насосов центробежных артезианских погружных, для сточных жидкостей, а также запчастей и агрегатов насосов (извещение № 32109957836, http://zakupki.gov.ru; процедура № sbr003-210132223300006, https://utp.sberbank-ast.ru).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «АГМ-Москва» необоснованной.