Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Студия Ф» от 18 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: руководителя Самарского УФАС России , главного-специалиста эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов , специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Студия Ф» (далее - Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по созданию презентационно-имиджевых роликов с элементами мультимедиа в интересах 5 резидентов технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина (извещение № 32312225422, https://zakupki.gov.ru/ ) (далее – Конкурс),
в присутствии представителей: Заказчика – (доверенность №48 от 17.04.2023), (доверенность №48 от 17.04.2023), Заявителя – (решение учредителя ООО «Студия Ф» №8 от 08.06.2022г.),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
07.04.2023г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Студия Ф» на действия Государственного автономного учреждения Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» при проведении Конкурса.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, установленные в документации критерии, требования к участникам закупки не соответствует законодательству.
Государственное автономное учреждение Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» указывало на соответствие документации о проведении Конкурса действующему законодательству. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 12.04.2023г. № 2580/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
24.03.2023г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещена действующая редакция извещения № 32312225422 о проведении Конкурса.
Согласно пункту 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно методике оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев:
1. Цена договора – 50%;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – 10%
3. Квалификация участников закупки – 40%, в том числе:
- обеспеченность кадровыми ресурсами (квалификация персонала) –максимальный балл –«30», показатель 4,
- соответствие и наличие требуемого ПО в соответствии с предметом закупки –максимальный балл –«20», показатель 5.
Оценка заявки по показателю 4 «обеспеченность кадровыми ресурсами (квалификация персонала)» осуществляется следующим образом.
При наличии у участника закупки не менее чем у 2 привлекаемых специалистов высшего профессионального/дополнительного образования в области филологии или журналистики (10 баллов); не менее чем у 3 привлекаемых специалистов опыта работы не менее 4 лет в организациях, осуществляющих деятельность в области продвижения в СМИ (10 баллов) и у привлекаемого видеографа опыта работы в области видеосъемок и монтажа не менее 4 лет (10 баллов), участнику закупки присваивается – «30» баллов.
При отсутствии указанной выше квалификации привлекаемых специалистов – участнику закупки присваивается – «о» баллов.
Аналогичным образом оценивается заявка по показателю 5 «материально- техническая оснащенность», так при наличии у участника закупки и (или) привлекаемых специалистов, и (или) привлекаемых организаций программы для создания анимационных и видео роликов – участнику закупки присваивается «20» баллов по указанному показателю, при отсутствии требуемой программы участнику закупки присваивается – «0» баллов.
Согласно доводам Заявителя, указанный порядок оценки заявок противоречит действующему законодательству и направлен на ограничение круга потенциальных участников Конкурса.
В пункте 2.2 Конкурсной Документации и пункте 10 Технического задания дублированы квалификационные требования к участнику закупки в части обеспеченности кадровыми ресурсами и материально-технической оснащенности, которые содержаться в Методике оценки и сопоставления заявок (показатель 4,5 критерия «Квалификация участников закупки»).
Кроме того, Техническое задание содержит требования к этапам выполнения работы. Одним из требований этапа 2 «Создание презентационно-имидживых роликов с элементами мультимедиа» является наличие высшего образования в области филологии или журналистики у работника Исполнителя, который будет готовить сценарий.
Указанное требования к работнику исполнителя в части наличия высшего образования в указанных областях, по мнению Заявителя, является избыточным и необоснованными.
Оценив указанные положения Конкурсной документации, Комиссия Самарского УФАС России приходит к следующим выводам.
Пунктом 2.5. Конкурсной документации установлен закрытый перечень оснований отстранения участника закупки от участия в конкурсе.
Квалификационные требования к участникам закупки, которые являются критериями оценки заявок, не являются условием допуска к участию в Конкурсе и в случае непредставления участником в составе заявки подтверждающих документов, заявка участника не подлежит отклонению.
Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.
Установленные Заказчиком показатели оценки заявок, связанные с квалификацией участников закупки, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.
Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Использование Заказчиком оценочных критериев выбора исполнителя не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В связи с чем, использование Заказчиком указанного критерия и порядка его оценки не может быть признано необоснованным.
Требование о наличии высшего образования в области филологии или журналистики у работника Исполнителя, который будет готовить сценарий также не может быть признано нарушающим нормы действующего законодательства, так как указанное требование не является основанием допуска к участию в Конкурсе, а относится к порядку исполнения договора, заключенного по результатам закупки.
Согласно пояснениям Заказчика, установление указанного требования в Техническом задании обусловлено содержанием технического задания, а именно: исполнитель должен разработать сценарий съемки, осуществить сбор информации о деятельности Резидента, подготовить сценарий. Наличие у специалистов, участвующих в выполнении работы, образования в области филологии или журналистики позволит провести интервью с резидентов и подготовить качественный сценарий ролика.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.2.3 Проекта договора Исполнитель имеет право привлекать за свой счет для исполнения обязательств по настоящему Договору третьих физических и/или юридических лиц, при отсутствии в штате работников необходимой квалификации.
Таким образом, установление рассматриваемого требования не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.
Кроме того, Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что при наличии вопросов относительно условий документации и проекта договора участники Конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений. Вместе с тем, Заявитель жалобы данным правом не воспользовался, заявку на участие в Конкурсе не подавал.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Студия Ф» необоснованной.