Решение №6952-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО СК «БРС» от 6 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «БашРегионСтрой» (далее – ООО СК «БРС», Заявитель) на действия акционерного общества «Салют» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений на право строительства II очереди – здания столовой на земельном участке АО «Салют», расположенного по адресу: город Самара, (п. Мехзавод) шоссе Московское, дом 20 (извещение № 32110391843, http://zakupki.gov.ru; http://www.astgoz.ru) (далее – Запрос предложений),
в присутствии: представителя от АО «Салют» – <...> (доверенность); в отсутствие представителей ООО СК «БРС» (надлежаще извещено, ходатайств не заявляло),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
28.06.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО СК «БРС» на действия АО «Салют» при проведении Запроса предложений.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, при проведении Запроса предложений Заказчиком допущено нарушение норм действующего законодательства, а именно документация содержит требования, необоснованно ограничивающие количество потенциальных участников закупки.
АО «Салют» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 01.07.2021г. № 6794/7.
Изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 09.06.2021г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
17.06.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса предложений. Указанное извещение также размещено на сайте электронной торговой площадки АСТ ГОЗ. Актуальная документация по Запросу предложений (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 17.06.2021г.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 3.2 части 3 статьи 1 Положения о закупке.
Таким образом, реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к товарам, работам, услугам и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.
Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Требования к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке определены частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к участникам такой закупки.
Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Требования к участникам закупок определены в статье 12 Положения о закупке.
АО «Салют» запрещается устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные Положением о закупке. Требования к участникам конкурентной закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, определяются АО «Салют» в документации о закупке (часть 9 статьи 12 Положения о закупке).
Как следует из представленных материалов жалобы, Заказчиком в части 4 раздела 9 Документации о закупке определены требования к участникам Запроса предложений.
Согласно подпункту 4.2.12 пункта 4.2 раздела 9 Документации о закупке участник Запроса предложений должен соответствовать в том числе следующему требованию: быть зарегистрированным и располагаться в городе Самара.
Аналогичное требование установлено пунктом 9.1 раздела 9 Документации о закупке – рассматриваются только участники закупки зарегистрированные и расположенные в городе Самара.
Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что требование к участникам в части места регистрации и территориального расположения ни Положением о закупке, ни действующим законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не предусмотрено.
Требование к участникам Запроса предложений в части места регистрации и территориального расположения является обязательным и несоответствие участников указанному требованию является основанием для отклонения заявки.
Часть 5 статьи 3 Закона о закупках гласит, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Положения нормы части 5 статьи 3 Закона о закупках при проведении Запроса предложений АО «Салют» приняты во внимание не были.
Включение в Документацию о закупке обязательного требования к участникам закупки о месте регистрации и территориального расположения (в том числе по месту выполнения работ (оказания услуг)) противоречит закрепленным в статье 1 Закона о закупках целям: развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а также провозглашенным в статье 3 названного Закона принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Обязательное требование к участникам Запроса предложений, установленное подпунктом 4.2.12 пункта 4.2 раздела 9 Документации о закупке и пунктом 9.1 раздела 9 Документации о закупке, создает препятствие для участия в Запросе предложений неопределенного круга лиц, имеющих в силу закона право на участие в данной процедуре.
Данные действия АО «Салют» приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, путем создания участникам Запроса предложений, имеющим регистрацию в г. Самара, преимущественных условий участия в процедуре.
Таким образом, действия АО «Салют» по установлению в подпункте 4.2.12 пункта 4.2 раздела 9 Документации о закупке и пункте 9.1 раздела 9 Документации о закупке обязательного требования к участникам в части места регистрации и территориального расположения противоречат части 1 статьи 1, пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2 части 3 статьи 1, части 9 статьи 12 Положения о закупке при организации и проведении Запроса предложений.
Таким образом, в обжалуемой части доводы ООО СК «БРС» признаются обоснованными.
Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Запроса предложений, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО СК «БРС» обоснованной.
- Признать в действиях АО «Салют» нарушение требований, установленных частью 1 статьи 1, пунктом 2 части 1, частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктом 9 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012г. № 908, при организации и проведении запроса предложений на право строительства II очереди – здания столовой на земельном участке АО «Салют», расположенного по адресу: город Самара, (п. Мехзавод) шоссе Московское, дом 20 (извещение № 32110391843, http://zakupki.gov.ru; http://www.astgoz.ru).
- Выдать АО «Салют» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Запроса предложений нарушений.