Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 30 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, рассмотрев поступившую информацию, выявило в принятии администрацией сельское поселение Богатое муниципального района Богатовский Самарской области Постановления от 04.10.2016 года № 1/70А «О предоставлении объектов водоснабжения на праве аренды», а также в действиях муниципального казенного учреждения администрации сельского поселения Богатое муниципального района Богатовский Самарской области, выразившихся в передаче объектов водоснабжения во временное пользование ООО «Богатовское коммунальное хозяйство» по договорам аренды объектов водоснабжения № 6, 7, 5, 8 от 04.10.2016 года в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 07.12.2011 № 416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

При этом пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества может осуществляться на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом.

Вместе с тем, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 названной статьи).

 

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются, в том числе,  централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных вышеназванным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного закона.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

 

Согласно части 5 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, устанавливается федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).

Согласно пункту 3.1 Правил заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, систем и (или) объектов водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

 

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» федеральный антимонопольный орган осуществляет полномочия по даче разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства.

Письмом ФАС России от 29.12.2016 № СП/91963/16 даны разъяснения о заключении договора аренды на новый срок по части 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно указанным разъяснениям, права на объекты теплоснабжения, системы и (или) объекты водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта и (или) системы из числа указанных выше объектов и (или) систем не может быть определена, могут быть переданы только по концессионному соглашению.

 

Администрацией сельского поселения Богатое муниципального района Богатовский Самарской области (далее – Администрация) принято Постановление от 04.10.2016 года № 1/70А «О предоставлении объекта водоснабжения на праве аренды» (далее - Постановление).

Во исполнение указанного Постановления, на основании ранее действующих договоров аренды № 7, 8, 9, 10 объектов водоснабжения от 05.11.2015года и обращения ООО «Богатовское коммунальное хозяйство» № 187 от 03.10.2016 г., 04 октября 2016 г. между МКУ администраций сельского поселения Богатое, в лице главы сельского поселения А.В. Н. (далее – Арендодатель) и ООО «Богатовское коммунальное хозяйство», в лице генерального директора А.Б. А. (далее - Арендатор) заключены договоры аренды объектов водоснабжения № 6, 7, 5, 8.

Как следует из пункта 1.1 договора аренды № 6, Арендодатель сдал, а Арендатор принял во временное пользование имущество, сроком на 11 (одиннадцать) месяцев с 8 октября 2016 года по 8 сентября 2017 года водозаборную скважину глубиной 60 м., кадастровый номер <...> :130302044:0:1, по адресу: Самарская область, Богатовский район, с. Богатое, ул. Папанина.

Согласно пункту 1.1 договора аренды № 7, Арендодатель сдал, Арендатор принял во временное пользование имущество, сроком на 11 (одиннадцать) месяцев с 8 октября 2016 года по 8 сентября 2017 года водозаборную скважину глубиной 61 м., кадастровый номер <...> :130302042:0:11, по адресу: Самарская область, Богатовский район, с. Богатое, ул. Папанина.

Как следует из пункта 1.1 договора № 5, Арендодатель сдал, а Арендатор принял во временное пользование имущество, сроком на 11 (одиннадцать) месяцев с 8 октября 2016 года по 8 сентября 2017 года водозаборную скважину глубиной 66 м., кадастровый номер <...> :130302044:0:2, по адресу: Самарская область, Богатовский район, с. Богатое, ул. Папанина, и иное имущество, входящее в состав вышеуказанного объекта недвижимости, согласно приложению 1.

Согласно пункту 1.1 договора № 8, Арендатор принял во временное пользование имущество, сроком на 11 (одиннадцать) месяцев с 8 октября 2016 года по 8 сентября 2017 года Печиненский водозабор (со зданием насосной станции, резервуаром, ограждениями, электрощитовыми, скважинами 8шт.) высотой 4,3 м., расположенный по адресу: Самарская область, Богатовский район, в 3000 м от западной окраины с. Богатое.

Факты передачи указанных объектов водоснабжения подтверждаются подписанными обеими сторонами актами приема-передачи объектов водоснабжения, являющимися приложениями к соответствующим договорам от 18.11.2016 года.

 

На основании вышеизложенного, исходя из положения части 1, части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», письма ФАС России от 29.12.2016 года № СП/91963/16, заключение договоров аренды объектов водоснабжения на новый срок по части 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» невозможно.

Учитывая положение части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, передача указанных объектов возможна лишь по концессионному соглашению, заключенному в порядке Законом о концессионных соглашениях.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

 

Таким образом, Постановление, предусматривающее заключение с ООО «Богатовское коммунальное хозяйство» на новый срок договоров аренды указанных объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, принято в нарушение порядка, установленного положениями Закона о водоснабжении и водоотведении.

Передача прав пользования по указанным договорам аренды объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, МКУ  администрации сельского поселения Богатое Обществу осуществлена в нарушение порядка, установленного положениями Закона о водоснабжении и водоотведении.

 

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Принятие Администрацией сельского поселения Богатое Постановления повлекло за собой предоставление муниципального имущества – объектов водоснабжения конкретному хозяйствующему субъекту – ООО «Богатовское коммунальное хозяйство» и лишение иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении данного имущества.

Предоставление муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, принятие  Администрацией Постановления от 04.10.2016 № 1/70А, а также действия МКУ сельское поселения Богатое, выразившиеся в передаче прав пользования указанными объектами водоснабжения содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Самарское УФАС России, на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости отмены Постановления от 04.10.2016 года № 1/70 А «О предоставлении объектов водоснабжения на праве аренды», а также о необходимости совершения действий, направленных на возврат объектов водоснабжения и водоотведения, переданных ООО «Богатовское коммунальное хозяйство» по договорам объектов водоснабжения № 6, 7, 5, 8 от 04.10.2016 года, в срок до 30 августа 2017 года. В случае необходимости, передачу прав владения и (или) пользования данными объектами водоснабжения осуществить только по концессионным соглашениям.

Самарское УФАС России, на основании статьи 39.1 «О защите конкуренции» предупреждает:

1) о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению указанных признаков нарушения путем издания акта органа местного самоуправления (приказа, распоряжения или иного акта), содержащего требование о необходимости соблюдения положений действующего законодательства при передаче прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения;  проведения разъяснительной работы с сотрудниками или иным способом устранить причины и условия, способствовавшие возникновению указанных признаков нарушения. При передаче прав владения и (или) пользования данными объектами водоснабжения руководствоваться положениями действующего законодательства о концессионных соглашениях;

2) о необходимости отмены Постановления от 04.10.2016 года № 1/70 А «О предоставлении объектов водоснабжения на праве аренды»;

3) о необходимости совершения действий, направленных на возврат объектов водоснабжения и водоотведения, переданных ООО «Богатовское коммунальное хозяйство» по договорам объектов водоснабжения № 6, 7, 5, 8 от 04.10.2016 года.

Срок выполнения настоящего предупреждения до 30 августа 2017 года.

 

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Руководитель

Самарского УФАС России                                                                                           Л.Л.

Связанные организации

Связанные организации не указаны