Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 30 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, рассмотрев поступившую информацию, выявило в действиях Администрации сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области (далее – Администрация), связанных с заключением договора содержания кладбища от 02 марта 2015 года с ООО «ПЕРЕХОД» (далее – Общество) признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 24 статьи 7 Устава сельского поселения Узюково, принятого решением Собрания представителей сельского поселения Узюково от 24 апреля 2014 года № 13, к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством вопросы, связанные с организацией похоронного дела и содержанием мест захоронения, отнесены к компетенции Администрации.

 

Статье 25 Закон о погребении предусмотрены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не уточнение субъектного состава участников рынка ритуальных услуг.

В силу части 2 вышеуказанной нормы, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (данные виды деятельности внесены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст).

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).

 

Согласно пункту 5 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции федеральный антимонопольный орган дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.

ФАС России в рамках указанных полномочий письмом от 30.09.2009 г. № АК/34001 дала разъяснения о применении антимонопольного законодательства по вопросу организации похоронного дела.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в названном письме, с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которые на безвозмездной основе будут осуществлять в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.

Из вышеизложенного следует, что в целях недопущения ограничения конкуренции и создания преимущественных условий на товарном рынке похоронных услуг действующим законодательством для органа местного самоуправления предусмотрена возможность создания соответствующего муниципального бюджетного учреждения. Кроме того, орган местного самоуправления имеет возможность реализовывать данные функции самостоятельно.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 23 марта 2007 года АК/3795, деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, безусловно осуществляется на конкурентном рынке. При этом товаром на данном рынке выступают как услуги, оплачиваемые за счет средств родственников умерших, так и услуги, стоимость которых возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета. Данная позиция ФАС России также подтверждается, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2006 N А06-2870у/3-18/06.

 

Администрацией принято Постановление от 10.03.2015 года № 6 «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в сельском поселении Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области».

Указанным Постановлением присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения Узюково единственному исполнителю ритуальных услуг на территории сельского поселения Узюково - ООО «ПЕРЕХОД».

02 марта 2015 года между администрацией в лице главы сельского поселения Узюково и Обществом в лице директора заключен договор содержания кладбища.

Согласно пункту 1.1 указанного договора содержания кладбища, администрация поручает, а Общество берет на себя обязательства по созданию, содержанию, обслуживанию и эксплуатации территории кладбища сельского поселения Узюково, выполнение ритуальных услуг на существующем кладбище площадью 43910 кв. м. сроком на 49 лет.

В разделе 3 договора содержания кладбища перечислены права и обязанности Общества. Так, согласно пункту 3.2 Общество имеет право:

- разделить земельный участок на функциональные зоны: входную, ритуальную, административно-хозяйственную, зону захоронений.

- за счет собственных средств осуществить на территории кладбища сельского поселения Узюково строительство зданий и сооружений, необходимых для ведения похоронного обслуживания. Произвести техническую инвентаризацию построенных объектов и оформить технические паспорта на них, которые будут являться неотъемлемой частью договора.

- осуществить благоустройство: ограждение территории кладбища, наружное освещение на столбах, информационные стенды, указатели, урны, контейнеры для мусора.

Общество в своем ответе на требование заместителя прокурора Ставропольского района указало перечень оказываемых  услуг по погребению. В данный перечень входят проектные работы, в том числе строительство кладбища (возведение забора, ворот, дорог и т.д.): организация и вывоз отходов, мусора с территории кладбища; организация похоронного дела на территории кладбища; благоустройство кладбища (строительство прощального зала, строительство клумб, озеленение, освещение и т.д.); организация и обеспечение охраны территории кладбища; установление скидок для местных жителей.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения (пункт 22 часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ)

Таким образом Администрация, заключив данный договор содержания кладбища, наделило Общество функциями по организации похоронного дела и содержанию мест захоронения.

В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Таким образом, действия Администрации, связанные с наделением ООО «ПЕРЕХОД» функциями органа местного самоуправления, содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Самарское УФАС России, на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», предупреждает:

1) о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению указанных признаков нарушения путем издания акта органа местного самоуправления (приказа, распоряжения или иного акта), содержащего требование о необходимости соблюдения положений действующего законодательства при решении вопросов организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;  проведения разъяснительной работы с сотрудниками или иным способом устранить причины и условия, способствовавшие возникновению указанных признаков нарушения.

2) о необходимости прекращения указанных действий путем совершения действий, направленных на расторжение договора содержания кладбища от 02 марта 2015 года в срок до 30 «августа» 2017 года, либо иным способом прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель

Самарского УФАС России                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны