Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ ОТМЕНЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИИ АКТОВ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖ... от 30 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, рассмотрев поступившую информацию, выявило в принятии Администрацией сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области (далее – Администрация) Постановления от 10.03.2015 года № 6 «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела сельского поселения Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области» признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 24 статьи 7 Устава сельского поселения Узюково, принятого решением Собрания представителей сельского поселения Узюково от 24 апреля 2014 года № 13, к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством вопросы, связанные с организацией похоронного дела и содержанием мест захоронения, отнесены к компетенции Администрации.

 

Статьей 25 Закона о погребении предусмотрены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

В силу части 2 вышеуказанной нормы, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (данные виды деятельности внесены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст).

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).

Таким образом, Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 Закона о погребении.

Вместе с тем оказание специализированной организацией услуг по гарантированному перечню на безвозмездной основе не исключает возможности оказания специализированной организацией на платной основе услуг, не входящих в гарантированный перечень, а также оказание на платной основе услуг из гарантированного перечня в случае, если лицо, обратившееся за оказанием данных услуг, получило социальное пособие на погребение.

 

Согласно пункту 5 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции федеральный антимонопольный орган дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.

ФАС России в рамках указанных полномочий письмом от 30.09.2009 г. № АК/34001 дала разъяснения о применении антимонопольного законодательства по вопросу организации похоронного дела.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в названном письме, с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которые на безвозмездной основе будут осуществлять в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.

Из вышеизложенного следует, что в целях недопущения ограничения конкуренции и создания преимущественных условий на товарном рынке похоронных услуг действующим законодательством для органа местного самоуправления предусмотрена возможность создания соответствующего муниципального бюджетного учреждения. Кроме того, орган местного самоуправления имеет возможность реализовывать данные функции самостоятельно.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших") в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 23 марта 2007 года АК/3795, деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, безусловно осуществляется на конкурентном рынке. При этом товаром на данном рынке выступают как услуги, оплачиваемые за счет средств родственников умерших, так и услуги, стоимость которых возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета. Данная позиция ФАС России также подтверждается, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2006 N А06-2870у/3-18/06.

 

Администрацией принято Постановление от 10.03.2015 года № 6 «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в сельском поселении Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области» (далее – Постановление).

Указанным Постановлением присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения Узюково единственному исполнителю ритуальных услуг на территории сельского поселения Узюково - ООО «ПЕРЕХОД».

02 марта 2015 года между администрацией в лице главы сельского поселения Узюково и ООО «Переход» в лице директора заключен договор содержания кладбища.

Согласно пункту 1.1 указанного договора содержания кладбища, администрация поручает, а ООО «ПЕРЕХОД» берет на себя обязательства по созданию, содержанию, обслуживанию и эксплуатации территории кладбища сельского поселения Узюково, выполнение ритуальных услуг на существующем кладбище площадью 43910 кв. м. сроком на 49 лет.

Решением учредителя № 2 от 27 января 2015 года, фирменное наименование ООО «Удачная линия» изменено на ООО «ПЕРЕХОД».

Согласно пункту 2.1 Устава ООО «Удачная линия», утверждённому протоколом общего собрания участников от 11.11.2011 № 1, основной целью Общества является извлечение прибыли посредством хозяйственной деятельности.

Пунктом 3.2.4 договора содержания кладбища от 02.03.2015 года установлено, что оплата за оказанные ритуальные услуги взимается на основании утвержденной калькуляции Общества и регулируется исходя из рыночных условий на данный вид услуги.

Таким образом, ООО «Переход» является хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции».

Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Присвоение статуса специализированной службы предоставило возможность возмещения расходов по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение единственному субъекту - ООО «ПЕРЕХОД», лишение иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении данного имущества.

Принятие Администрацией Постановления может повлечь за собой предоставление конкретному хозяйствующему субъекту – ООО «ПЕРЕХОД» преимущества по сравнению с другими участниками рынка данных услуг, а также лишение иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на возмещение расходов по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение единственному субъекту.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, принятие Администрацией Постановления содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Самарское УФАС России, на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», предупреждает о необходимости отмены Постановления № 6 от 10 марта 2015 года «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в сельском поселении Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области», в срок до 30 «августа» 2017 года.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель

Самарского УФАС России                                                                                         Л.Л. Пак

Связанные организации

Связанные организации не указаны