Решение б/н РЕШЕНИЕ от 20 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ»

 

20.05.2024г.

г.о. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: ... (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее – Заявитель) на действия АО «Самарская ППК» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Самарская ППК» за 2024-2028 гг. (извещение № 32413501037, https://zakupki.gov.ru) (далее – Конкурс),

в присутствии представителя Заказчика – ... (доверенность). Заявитель в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи не участвовал, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.05.2024г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик, Организатор торгов, Оператор электронной площадки в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком опубликовано извещение о проведении Конкурса с нарушениями действующего законодательства; порядок оценки заявок по критериям, установленный в Закупочной документации, ограничивает участие в закупке.    

Заказчик просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Конкурса. Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 07.05.2024г. № 4153/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) установлены основания проведения обязательного аудита.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Согласно письму Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России №РП\4072\18 от 24.01.2018г. Учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ) применяются положения Закона № 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения Закона № 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Таким образом, при проведении Конкурса, Заказчик обязан руководствоваться положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика.

 

12.04.2024г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) опубликовано извещение № 32413501037 о проведении Конкурса.

1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно размещено извещение о проведении Конкурса в ЕИС в разделе закупок в соответствии с Законом о закупках вместо раздела закупок в соответствии с Законом о контрактной системе; в нарушение требований законодательства Заказчик не указал идентификационный код закупки (ИКЗ).

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Закона о закупках.

Учитывая, что положения Закона о контрактной систем при закупке обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации применяются исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, в остальной части Заказчик обязан руководствоваться Законом о закупках.

Таким образом, заказчики, закупающие товары, работы, услуги в соответствии с Законом о закупках, опубликовывают извещения согласно данному закону (то есть в ЕИС в соответствующем разделе). Из этого также следует, что у таких заказчиков отсутствует обязанность по указанию ИКЗ в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика по размещению извещения о проведении Конкурса в соответствии с Законом о закупках, по неуказанию ИКЗ не противоречат действующему законодательству.

Довод Заявителя признается необоснованным.

 

2. Как следует из доводов жалобы, Заказчик в нестоимостных критериях оценки оценивает сразу несколько детализирующих показателей опыта; перечень подтверждающих документов, указание периода оцениваемого опыта 2019-2023гг. противоречат законодательству.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

Пунктами 24, 25 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно пункту 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки» (БХi), рассчитывается по одной из формул.

Пунктом 1 Приложения № 4 Извещения о проведении Конкурса установлены критерии и порядок оценки по ним:

  1. Стоимостной критерий «Цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги»;
  2. Нестоимостной критерий «Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них опыта оказания услуг, связанного с предметом Договора, деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» с показателями:

- Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанных с предметом закупки;

- Опыт успешного оказания услуг сопоставимого характера и объема;

- Опыт оказания услуг в организации с аналогичным Заказчику видом экономической деятельности в отрасли деятельности Заказчика;

- Опыт оказания услуг в организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%;

- Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

 

В представленных пояснениях Заказчик указал, что Положением не установлены специальные нормы, регламентирующие критерии показателя оценки, при проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности, в связи с чем применению подлежат Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014, протокол N 14) (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7.8 Методических рекомендаций, в качестве показателей нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» рекомендуются, в том числе показатель:

- продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки, в том числе наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности).

В целях соблюдения указанного пункта, Заказчиком установлены показатели по наличию опыта аудита сопоставимого характера и объема:

  1. По масштабу деятельности: аудит в организациях с годовой выручкой за аудируемый расчетный период более 650 млн. руб. без НДС (сопоставимость выручки организации с выручкой Заказчика (в 2023г. годовая выручка составила 650 млн. руб. без НДС);
  2. По отраслевой принадлежности: аудит в организации с аналогичным Заказчику виду экономической деятельности (49.31.1. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении).
  3. Аудит в организации с долей государственной собственности в уставном (складочном) капитале не менее 25%.

При таких требованиях Заказчик не ограничивает круг участников закупки и не устанавливает каких-либо преимуществ в отношении таких участников. Установление требования о наличии опыта у участника аудита именно с учетом масштаба деятельности и отраслевой принадлежности направлено на выявление лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки и осуществлено в рамках полномочий, предоставленных Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 28 Положения, в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» документом, предусмотренным порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

  Приложением № 4 к извещению в рамках детализирующего показателя «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом закупки» установлены документы, предоставляемые участниками: форма № 3 «Опыт оказания услуг», а также копии контрактов (договоров) с обязательным предоставлением копий актов об оказанных услугах.

Вместе с тем, как пояснил Заказчик, участник закупки может предоставить документы и информацию, подтверждающие квалификацию участника конкурса в иной форме по своему усмотрению (как следует из Приложения № 3 Закупочной документации).

Учитывая вышеизложенное, установленные Заказчиком критерии оценки заявок, порядок их оценки соответствуют требованиям действующего законодательства.

Доводы Заявителя признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.

 

Вместе с тем, пунктом 19 Приложением № 2 к Положению установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке аудиторских услуг.  

Наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки

Предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги"

Максимальная значимость критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ"

Максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"

Аудиторские услуги

40

-

60

Как следует из пункта 1 Приложения № 4 Извещения (критерии и порядок оценки заявок), значимость критерия «Цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги» составляет 30%, значимость критерия «Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них опыта оказания услуг, связанного с предметом Договора, деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - 70%, что не соответствует вышеуказанной норме Положения.

Довод Заявителя признается обоснованным.

На заседании Комиссии Самарского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя Заказчик пояснил, что при установлении значимости критериев в Закупочной документации допущена техническая ошибка.

Вместе с тем, согласно Протоколу подведения итогов Конкурса № 3058327 от 03.05.2024г., для участия в закупке подано 6 заявок, по результатам Конкурса определен победитель (участник № 5).

В связи с чем, Комиссией Самарского УФАС России принято решение не выдавать предписание, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов.

 

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» частично обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 19 Приложения № 2 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604

 

Заместитель Председателя:

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны