Решение б/н Решение от 3 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/7-1002/2022  

 

03 февраля 2023 года                                                                                                        г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ⟨…⟩

 

            Члены Комиссии –     ⟨…⟩

 .,                                              

                                                 ⟨…⟩

 .,            

рассмотрев дело № 063/05/7-1002/2022 возбужденное в отношении                                           Общество с ограниченной ответственностью «МАФ» (далее – ООО «МАФ») - (⟨…⟩

) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 9                 статьи 7  Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – ФЗ                                 «О рекламе»), 

в отсутствии представителей:

- заявителя –⟨…⟩

), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством электронной почты, что подтверждается уведомлением о направлении электронной почты от 10 января 2023 года;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «МАФ» - (⟨…⟩

), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80082380253890 и атрибутом «неудачная попытка вручения» 11.01.2023 года; списком внутренних почтовых отправлений № 175 (Партия 381) от 10.01.2023 года; чеком ККМ от 10.01.2023 года;

заинтересованного лица –———;

эксперта –———;

переводчика –———.

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило заявление гражданки⟨…⟩

 (далее –⟨…⟩

.) (от 11.11.2022 исх. № 15286/22, от 11.11.2022 исх. № 15289/22, от 15.11.2022 исх. № 15368-ЭП/22, от 22.11.2022 исх. № 15803/22), перенаправленные Уполномоченным по правам человека в Самарской области, Департаментом по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Губернатора Самарской области, Управлением по работе с обращениями граждан Администрации городского округа Самара, Администрацией Советского внутригородского района городского округа Самара о возможном нарушении пункта 9 статьи 7                                        ФЗ «О рекламе», выразившемся в размещении рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко,                       д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламной и направленной на привлечение внимания к медицинским услугам от «Клиника Флоровой», полное наименование на русском языке – Общество с ограниченной ответственностью «МАФ» (далее – ООО «МАФ»).

Информация, размещенная на рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ» доступна для обозрения неограниченному кругу лиц, направлена на поддержание интереса к медицинским услугам, то есть является рекламой.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

Самарским УФАС России в рамках рассмотрения данного заявления был осуществлен запрос в Администрацию Советского внутригородского района городского округа Самара от 22.11.2022 исх. № 10498/8

Согласно ответу Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара (от 01.12.2022 вх. № 16272/22) следует, что по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59 с рекламной конструкцией «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ» осуществляет деятельность  ООО «МАФ».

Разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ООО «МАФ», расположенному по вышеуказанному адресу, не выдавались.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ                              «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Закона № 323-ФЗ).

Одним из объектов рекламирования в данной рекламе являются услуги по прерыванию беременности, реклама которых в силу пункта 9 статьи 7 Закона о рекламе запрещена, то есть реклама размещена с нарушением требований пункта 9 статьи 7 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), Управление Самарского УФАС России возбудило производство по делу                                  № 063/05/7-1002/2022 от 09.12.2022 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначила рассмотрение дела на 09.01.2023 года.

В период с 22 декабря 2022 года по 30 декабря 2022 года в адрес Самарского УФАС России поступили заявления от ⟨…⟩

, перенаправленные Министерством здравоохранения Самарской области и Прокуратурой Советского района                   г. Самары, о нарушении пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе», выразившемся в размещении рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ». По результатам рассмотрения заявлений ⟨…⟩

был дан ответ. Данные обращения приобщены к материалам дела № 063/05/7-1002/2022.

29.12.2022 ООО «МАФ» предоставило письменные пояснения (от 29.12.2022                       вх. № 17835-ЭП/22), в которых указало, что вину свою признает, нарушение рекламного законодательства, а именно пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе», выразившиеся  в размещении рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ» по причине неосведомлённости.

В настоящее время ООО «МАФ» устранено указанное нарушение, что подтверждается фотоотчетом.

В назначенные дату и время представитель ООО «МАФ» на рассмотрение дела не явился, в связи с чем, определением от 09.01.2023 года продлен срок рассмотрения дела                 № 063/05/7-1002/2022 и отложено на 30.01.2023 года.

В назначенную дату и время представитель ООО «МАФ» на рассмотрение дела не явился, Комиссия Самарского УФАС России всесторонне рассмотрев, полно и объективно изучив и проанализировав материалы дела № 063/05/7-1002/2022, приходит к следующим выводам.

Пункт 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ» доступна для обозрения неограниченному кругу лиц, направлена на поддержание интереса к медицинским услугам, то есть является рекламой.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.

Согласно пункту 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.          

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ                                «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Закона № 323-ФЗ).

Одним из объектов рекламирования в данной рекламе являются услуги по медикаментозному (нехирургическому) и хирургическому прерыванию беременности, реклама которых в силу пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе» запрещена, то есть реклама размещена с нарушением требований пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011                      № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Перечень медицинских услуг, подлежащих лицензированию, указан в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852, согласно которому подлежат лицензированию такие виды медицинской деятельности как услуги по акушерскому делу, акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), указанные в рекламе.

Организация медицинской помощи при прерывании беременности осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (искусственное прерывание беременности).

ООО «МАФ» в материалы дела представлена Лицензия № ЛО-63-01-004621                            от 08.05.2018, согласно которой место осуществления лицензируемого вида деятельности           г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59.

Приказом министерства здравоохранения России от 13.10.2017 № 804н утверждена номенклатура медицинских услуг.

Перечень медицинских услуг разделен на два раздела: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу.

Раздел «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. (А16.20.037 Искусственное прерывание беременности (аборт).

Согласно Большому толковому словарю русского языка Гл. ред. Кузнецов С.А. СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.: АБОРТ [от лат. Aborto – рождать преждевременно]. Самопроизвольное или искусственное прерывание беременности в первые 28 недель; выкидыш.

Таким образом, действиями ООО «МАФ» нарушен пункт 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, статьей 7 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, статьи 7 ФЗ «О рекламе».

ООО «МАФ» является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1.      Служебной запиской от 09.12.2022 года;
  2. Определением о возбуждении дела № 063/05/7-1002/2022 и назначении дела к рассмотрению от 09.12.2022 года;
  3. Ответом на запрос от 01.12.2022 вх. № 16272/22 от Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара;
  4. Письменными пояснениями ООО «МАФ» от 29.12.2022 вх. № 17835-ЭП/22.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Комиссия Самарского УФАС России 30.01.2023 приняла решение о нарушении требований законодательства РФ о рекламе, а именно пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе», в отношении ООО «МАФ» и в отсутствии оснований в выдаче предписания, о прекращении нарушения требований пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36                                         ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020                   № 1922, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «МАФ» нарушившим требования пункта 9 статьи 7                                           ФЗ «О рекламе», выразившимся в размещении рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко,                       д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ».

2. Предписание о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «МАФ» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «МАФ».

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 декабря 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 03 февраля 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  ⟨…⟩

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   ⟨…⟩

 

                                                                                                                            

 

                                                                                                                              ⟨…⟩

  

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны