Решение б/н Решение от 3 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/7-1002/2022
03 февраля 2023 года г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – 〈…〉
Члены Комиссии – 〈…〉
.,
〈…〉
.,
рассмотрев дело № 063/05/7-1002/2022 возбужденное в отношении Общество с ограниченной ответственностью «МАФ» (далее – ООО «МАФ») - (〈…〉
) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 9 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствии представителей:
- заявителя –〈…〉
), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством электронной почты, что подтверждается уведомлением о направлении электронной почты от 10 января 2023 года;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «МАФ» - (〈…〉
), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80082380253890 и атрибутом «неудачная попытка вручения» 11.01.2023 года; списком внутренних почтовых отправлений № 175 (Партия 381) от 10.01.2023 года; чеком ККМ от 10.01.2023 года;
заинтересованного лица –———;
эксперта –———;
переводчика –———.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило заявление гражданки〈…〉
(далее –〈…〉
.) (от 11.11.2022 исх. № 15286/22, от 11.11.2022 исх. № 15289/22, от 15.11.2022 исх. № 15368-ЭП/22, от 22.11.2022 исх. № 15803/22), перенаправленные Уполномоченным по правам человека в Самарской области, Департаментом по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Губернатора Самарской области, Управлением по работе с обращениями граждан Администрации городского округа Самара, Администрацией Советского внутригородского района городского округа Самара о возможном нарушении пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе», выразившемся в размещении рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ».
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламной и направленной на привлечение внимания к медицинским услугам от «Клиника Флоровой», полное наименование на русском языке – Общество с ограниченной ответственностью «МАФ» (далее – ООО «МАФ»).
Информация, размещенная на рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ» доступна для обозрения неограниченному кругу лиц, направлена на поддержание интереса к медицинским услугам, то есть является рекламой.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
Самарским УФАС России в рамках рассмотрения данного заявления был осуществлен запрос в Администрацию Советского внутригородского района городского округа Самара от 22.11.2022 исх. № 10498/8
Согласно ответу Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара (от 01.12.2022 вх. № 16272/22) следует, что по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59 с рекламной конструкцией «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ» осуществляет деятельность ООО «МАФ».
Разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ООО «МАФ», расположенному по вышеуказанному адресу, не выдавались.
Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Закона № 323-ФЗ).
Одним из объектов рекламирования в данной рекламе являются услуги по прерыванию беременности, реклама которых в силу пункта 9 статьи 7 Закона о рекламе запрещена, то есть реклама размещена с нарушением требований пункта 9 статьи 7 Закона о рекламе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), Управление Самарского УФАС России возбудило производство по делу № 063/05/7-1002/2022 от 09.12.2022 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначила рассмотрение дела на 09.01.2023 года.
В период с 22 декабря 2022 года по 30 декабря 2022 года в адрес Самарского УФАС России поступили заявления от 〈…〉
, перенаправленные Министерством здравоохранения Самарской области и Прокуратурой Советского района г. Самары, о нарушении пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе», выразившемся в размещении рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ». По результатам рассмотрения заявлений 〈…〉
был дан ответ. Данные обращения приобщены к материалам дела № 063/05/7-1002/2022.
29.12.2022 ООО «МАФ» предоставило письменные пояснения (от 29.12.2022 вх. № 17835-ЭП/22), в которых указало, что вину свою признает, нарушение рекламного законодательства, а именно пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в размещении рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ» по причине неосведомлённости.
В настоящее время ООО «МАФ» устранено указанное нарушение, что подтверждается фотоотчетом.
В назначенные дату и время представитель ООО «МАФ» на рассмотрение дела не явился, в связи с чем, определением от 09.01.2023 года продлен срок рассмотрения дела № 063/05/7-1002/2022 и отложено на 30.01.2023 года.
В назначенную дату и время представитель ООО «МАФ» на рассмотрение дела не явился, Комиссия Самарского УФАС России всесторонне рассмотрев, полно и объективно изучив и проанализировав материалы дела № 063/05/7-1002/2022, приходит к следующим выводам.
Пункт 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ» доступна для обозрения неограниченному кругу лиц, направлена на поддержание интереса к медицинским услугам, то есть является рекламой.
Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.
Согласно пункту 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Закона № 323-ФЗ).
Одним из объектов рекламирования в данной рекламе являются услуги по медикаментозному (нехирургическому) и хирургическому прерыванию беременности, реклама которых в силу пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе» запрещена, то есть реклама размещена с нарушением требований пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Перечень медицинских услуг, подлежащих лицензированию, указан в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852, согласно которому подлежат лицензированию такие виды медицинской деятельности как услуги по акушерскому делу, акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), указанные в рекламе.
Организация медицинской помощи при прерывании беременности осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (искусственное прерывание беременности).
ООО «МАФ» в материалы дела представлена Лицензия № ЛО-63-01-004621 от 08.05.2018, согласно которой место осуществления лицензируемого вида деятельности г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59.
Приказом министерства здравоохранения России от 13.10.2017 № 804н утверждена номенклатура медицинских услуг.
Перечень медицинских услуг разделен на два раздела: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу.
Раздел «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. (А16.20.037 Искусственное прерывание беременности (аборт).
Согласно Большому толковому словарю русского языка Гл. ред. Кузнецов С.А. СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.: АБОРТ [от лат. Aborto – рождать преждевременно]. Самопроизвольное или искусственное прерывание беременности в первые 28 недель; выкидыш.
Таким образом, действиями ООО «МАФ» нарушен пункт 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, статьей 7 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, статьи 7 ФЗ «О рекламе».
ООО «МАФ» является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:
- Служебной запиской от 09.12.2022 года;
- Определением о возбуждении дела № 063/05/7-1002/2022 и назначении дела к рассмотрению от 09.12.2022 года;
- Ответом на запрос от 01.12.2022 вх. № 16272/22 от Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара;
- Письменными пояснениями ООО «МАФ» от 29.12.2022 вх. № 17835-ЭП/22.
Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Комиссия Самарского УФАС России 30.01.2023 приняла решение о нарушении требований законодательства РФ о рекламе, а именно пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе», в отношении ООО «МАФ» и в отсутствии оснований в выдаче предписания, о прекращении нарушения требований пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «МАФ» нарушившим требования пункта 9 статьи 7 ФЗ «О рекламе», выразившимся в размещении рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антоново-Овсеенко, д. 59, следующего содержания: «ГИНЕКОЛОГ УЗИ АБОРТЫ АНАЛИЗЫ».
2. Предписание о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «МАФ» не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «МАФ».
Резолютивная часть решения оглашена 30 декабря 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 03 февраля 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии 〈…〉
Члены Комиссии 〈…〉
〈…〉