Решение №3176/10 Решение по делу № 063/01/15-67/2020 от 26 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


             РЕШЕНИЕ
          г. Самара
Резолютивная часть решения оглашена «25» марта 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено «26» марта 2020 года. 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <…>, начальника отдела контроля органов власти и торговли <…>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли <…>, 
рассмотрев дело № 063/01/15-67/2020 по признакам нарушения Администрацией городского округа Тольятти, далее – Администрация (ИНН: 6320001741; ОГРН: 1036301078054; 445011, г. Тольятти, пл. Свободы, 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
в присутствии на заседании: представителя Общества с ограниченной ответственностью «Волжские коммунальные системы» (далее – ООО «ВКС») – <…> (доверенность от 03.12.2019 г. б/н),

УСТАНОВИЛА:

В Самарское УФАС России поступили материалы Прокуратуры г. Тольятти о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства при заключении договора аренды муниципального имущества от 21.04.2017 г. № 350/аи/206 с ООО «ВКС», предусматривающего предоставление объектов водоснабжения.
По результатам рассмотрения материалов Самарским УФАС России выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Признаки нарушения выражены в действиях Администрации по предоставлению ООО «ВКС» объектов водоснабжения без соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения статьи 15 указанного Федерального закона антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
На основании вышеизложенного, Самарским УФАС России Администрации выдано предупреждение о необходимости:
- отмены Постановления Администрации от 29.03.2017 № 1116-п/1 «О предоставлении ООО «ВКС» в аренду муниципального имущества»;
- совершения действий, направленных на возврат объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, переданных ООО «ВКС» по договору аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260.
Срок выполнения предупреждения составлял до «27» января 2020 года.
Во исполнение предупреждения дополнительным соглашением № 477350/аи от 14.01.2020 к вышеуказанному договору объекты, предусмотренные подпунктами 3, 6, 7, 8 Приложения № 1, исключены из перечня имущества. При этом возврат остальных объектов не совершен.
Таким образом, предупреждение Самарского УФАС России не исполнено в полном объеме в установленный срок.
Администрация, письмом от 27.01.2020 исх. № 652/1, просила приостановить исполнение данного предупреждения в связи с подачей заявления в Арбитражный суд Самарской области о признании его недействительным.
Между тем, положения Закона «О защите конкуренции» не предусматривают возможность приостановления срока исполнения предупреждения антимонопольного органа, в том числе в случае его обжалования.
Более того, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
На основании изложенного, Самарским УФАС России издан приказ от 03.02.2020 № 6 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела № 063/01/15-67/2020 к рассмотрению (исх. № 1217/10 от 07.02.2020) к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заявителя – Прокурора города Тольятти, в качестве ответчика – Администрация, в качестве заинтересованного лица – ООО «ВКС».

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
1. На основании Постановления Администрации от 29.03.2017 № 1116-п/1 между Администрацией и ООО «ВКС» заключен договор аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260 сроком на 5 лет, в соответствии с которым во временное владение и пользование передано муниципальное имущество – объекты водоснабжения для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению потребителей г.о. Тольятти.
Согласно Приложению № 1 к указанному договору в аренду предоставляется 51 объект водоснабжения.
Согласно письму Администрации от 23.09.2019 № 8302/1 вышеуказанный договор заключен без проведения торгов на основании Постановления Администрации от 29.03.2017 № 1116-п/1, принятого в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», предусматривающего заключение договоров в отношении муниципального имущества без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. 
Самарским УФАС России у Администрации и ООО «ВКС» были запрошены документы, подтверждающие наличие технологической связи объектов, находящихся в собственности/пользовании/владении ООО «ВКС» с объектами, переданными Администрацией г.о. Тольятти по вышеуказанному договору.
В качестве документов, подтверждающих наличие технологической связи между объектами, переданными по договору аренды от 21.04.2017 № 350/аи/260, и имуществом, находящимся в пользовании у ООО «ВКС», представлен договор аренды имущества № 1870 от 14.01.2011 г., заключенный между АО «Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти» (далее – АО «ПОКХ г.о. Тольятти») и ООО «ВКС».
Между тем, документы, подтверждающие наличие технологической связи, по объектам, предусмотренным подпунктами 1-8, 50, 51 Приложения № 1 к договору аренды от 21.04.2017 № 350/аи/260, представлены не были.
Вместе с тем, установлено, что дополнительным соглашением № 459/350/аи от 01.03.2019 к договору аренды от 21.04.2017 № 350/аи/260 объекты, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4, 5, 50, 51 Приложения № 1, исключены из перечня имущества. Также во исполнение предупреждения дополнительным соглашением № 477350/аи от 14.01.2020 к вышеуказанному договору объекты, предусмотренные подпунктами 3, 6, 7, 8 Приложения № 1, исключены из перечня имущества. 
Таким образом, в настоящий момент 10 объектов, предусмотренные Приложением № 1 к указанному договору, исключены из перечня переданного имущества. 
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства полагает доводы Администрации о передаче остальных объектов, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», в связи с тем, что объекты на момент заключения договора аренды от 21.04.2017 № 350/аи/260 имели технологическую связь с объектами водоснабжения, находящимися в пользовании  ООО «ВКС» на основании договора аренды имущества № 1870 от 14.01.2011, заключенного между АО «ПОКХ г.о. Тольятти» и ООО «ВКС», несостоятельными в силу следующего.

Объекты, переданные АО «ПОКХ г.о. Тольятти» ООО «ВКС» по договору аренды имущества № 1870 от 14.01.2011 г., являются муниципальной собственностью и переданы Администрацией АО «ПОКХ г.о. Тольятти» по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 312/бп от 14.12.2010 г.
Договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 312/бп от 14.12.2010 г. являлся предметом рассмотрения Самарским УФАС России в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05-13002-17/10, возбужденного по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 1.2 договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 312/бп от 14.12.2010 г., срок действия договора составлял с 09.11.2010 по 08.11.2015 г. В рамках дела № 05-13002-17/10 установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектами, находящимися в муниципальной собственности, по истечении срока действия договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 312/бп от 14.12.2010 г. (после 08.11.2015 года) Администрацией АО «ПО КХ г.о. Тольятти» осуществлена в нарушение порядка, установленного положениями Закона о водоснабжении и водоотведении.
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05-13002-17/10 пришла к выводу, что указанные действия (бездействие) органа местного самоуправления содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» и выдала Администрации предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 12.02.2018 исх. № 1201/10.
Указанное предупреждение Администрацией г.о. Тольятти не обжаловалось, было исполнено в установленные сроки.
В качестве документов, подтверждающих исполнение предупреждения представлено, в том числе дополнительное соглашение № 447/312/бп от 25.12.2017 к договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 312/бп от 14.12.2010 г., в соответствии с которым объекты водоснабжения исключены из перечня передаваемого имущества, в том числе объекты, переданные АО «ПОКХ г.о. Тольятти» ООО «ВКС» по договору аренды имущества № 1870 от 14.01.2011 и подтверждающие наличие технологической связи с передаваемыми объектами по договору аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260, заключенного между Администрацией г.о. Тольятти и ООО «ВКС».

С 08.05.2013 г. вступили в законную силу изменения в Закон о водоснабжении и водоотведении, предусматривающие передачу прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по договорам аренды таких систем и (или) объектов, заключенным в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Исходя из положений части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования в отношении:
- объектов водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых менее 5 лет, осуществляется по договору аренды;
- объектов водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта и (или) системы из числа указанных выше объектов и (или) систем не может быть определена, осуществляется только по концессионному соглашению, за исключением передачи таких систем и (или) объектов по договору аренды лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, с указанной даты передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях с учетом положений, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» федеральный антимонопольный орган осуществляет полномочия по даче разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства.
Письмом ФАС России от 29.12.2016 № СП/91965/16 даны разъяснения относительно заключения договора на новый срок по части 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.
Так, в соответствии с указанными разъяснениям при продлении договора аренды в отношении объектов водоснабжения необходимо учитывать особенности, установленные частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в указанных разъяснениях, Закон о водоснабжении и водоотведении содержит специальное регулирование правоотношений по порядку передачи объектов водоснабжения. При этом положения части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении имеют приоритетное значение по отношению к норме, закрепленной в части 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».
В разъяснениях указано, что договоры аренды, в отношении объектов водоснабжения, заключенные в нарушение части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении являются ничтожными, не влекут юридических последствий и не действительны с момента их совершения.
Исходя из вышеизложенного, продление договора (заключение договора на новый срок) должно осуществляться с учетом положений, установленных частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Продление срока действия договора является фактически заключением нового договора, который в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.
Между тем, в рассматриваемом случае продление срока действия договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 312/бп от 14.12.2010 г. после 08.11.2015 г. Администрацией г.о. Тольятти осуществлено неправомерно, поскольку указанный договор не соответствует положениям части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении (вступившим в законную силу с 08.05.2013 года), предусматривающим предоставление объектов водоснабжения и водоотведения только по договорам аренды или по концессионному соглашению.
Из анализа объектов водоснабжения, предусмотренных договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 312/бп от 14.12.2010 г., следует, что срок, определяемый как разница между датой ввода объектов водоснабжения в эксплуатацию до момента их предоставления путем продления срока действия договора 08.11.2015 года, превышает 5 лет.
Следовательно, передача указанных объектов возможна лишь по концессионному соглашению, заключенному в порядке, установленном Законом о водоснабжении и водоотведении и Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях), за исключением случая, установленного частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Исходя из вышеизложенного, передача объектов водоснабжения, предусмотренных договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 312/бп от 14.12.2010 г., после 08.11.2015 года должна была осуществляться путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Таким образом, предоставление объектов водоснабжения по вышеуказанному договору безвозмездного пользования после 08.11.2015 года Администрацией г.о. Тольятти АО «ПО КХ г.о. Тольятти» осуществлено в нарушение порядка, установленного положениями Закона о водоснабжении и водоотведении и Закона о концессионных соглашениях.
Следовательно, с указанной даты объекты водоснабжения (в том числе объекты, подтверждающие наличие технологической связи с передаваемыми объектами по договору аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260, заключенному между Администрацией и ООО «ВКС») находились у ООО «ВКС» по договору аренды имущества № 1870 от 14.01.2011 г., заключенному с АО «ПО КХ г.о. Тольятти», неправомерно.
Таким образом, договор аренды имущества № 1870 от 14.01.2011 г. не может являться документом, подтверждающим наличие технологической связи с объектами, переданными по договору аренды от 21.04.2017 № 350/аи/260.
Исходя из вышеизложенного, документы, подтверждающие правомерность предоставления объектов, предусмотренных подпунктами 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения № 1 к договору аренды от 21.04.2017 № 350/аи/260, Администрацией г.о. Тольятти не представлены.

Необходимо отметить, что в рамках рассмотрения дела ООО «ВКС» представлен договор аренды имущества № 3 от 01.01.2011, заключенный с АО «ПОКХ г.о. Тольятти», объекты которого имеют технологическую связь с объектами, предусмотренными подпунктами 9, 10, 11, 20 Приложения № 1 к договору аренды от 21.04.2017 № 350/аи/260.
При таких обстоятельствах, в действиях по передаче вышеуказанных объектов водоснабжения, признаки нарушения антимонопольного законодательства при передаче объектов, предусмотренных подпунктами 9, 10, 11, 20 Приложения № 1 к договору аренды от 21.04.2017 № 350/аи/260, не усматриваются.

Согласно части 1 статьи 35 Устава городского округа Тольятти, принятого Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 30.05.2005 N 155 (далее – Устав), Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Устава к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках осуществления полномочий Администрация обязана соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе, антимонопольного законодательства.
Наличие у органов местного самоуправления полномочия в сфере водоснабжения, предусмотренные Законом о водоснабжении и водоотведении (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), не снимает обязанности с органа местного самоуправления соблюдать требования действующего законодательства в процессе реализации указанных полномочий.

2. Согласно части 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220) (далее – Порядок проведения анализа) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 10.7 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка. 
г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).
В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Товарный рынок определяется количеством и размерами действующих на рынке хозяйствующих субъектов, степенью сходства или отличий товаров разных предпринимателей, доступностью рыночной информации, наличием или отсутствием барьеров при вхождении на рынок.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.
Постановление Администрации № 1116-п/1, предусматривающее предоставление объектов водоснабжения ООО «ВКС», принято 29.03.2017.
Договор аренды муниципального имущества № 350/аи/260 заключен 21.04.2017.
С учетом изложенного, временной интервал исследования товарного рынка определен с 29.03.2017 по 21.04.2017 гг.

В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260 ООО «ВКС» передаются объекты водоснабжения для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению потребителей г.о. Тольятти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги по водоснабжению и водоотведению относятся к разделу Е – «водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений». Услуга водоснабжения содержится в подразделе 36.00.2 – распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Продуктовые границы товарного рынка определены как оказание услуг по водоснабжению.

Согласно подпункту «в» пункта 10.7 Порядка проведения анализа при определении географических границ товарного рынка могут приниматься во внимание, в частности:
- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;
- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);
- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар.
С учетом специфики указанного товарного рынка географическими границами товарного рынка являются границы присоединенных сетей.

Согласно пункту 15 статьи 2 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. К организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы. К организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 04.04.2014 N 1081-п/1 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях городского округа Тольятти» ООО «ВКС» определено гарантирующей организацией в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Тольятти.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Исходя из вышеизложенного, как гарантирующая организация, так и организация, осуществляющая холодное и горячее водоснабжение, осуществляют эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения.
Исходя из положений статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения,  Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения к заявлению об установлении тарифов в сфере водоснабжению прилагаются, в том числе, копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Таким образом, статусу организации, осуществляющей услуги водоснабжения, соответствует хозяйствующий субъект, владеющий на праве собственности или ином законном основании объектами водоснабжения и имеющий соответствующие тарифы. 
Следовательно, вход на рынок услуг водоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения.
Предоставление объектов водоснабжения без соблюдения требований, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении приводит к устранению конкуренции за доступ на рынок оказания услуг по водоснабжению.
В рассматриваемом случае объекты, предусмотренные договором аренды муниципального имущества № 350/аи/260 от 21.04.2017, могли быть переданы по концессионному соглашению путем проведения конкурса.
Таким образом, доступ на указанный товарный рынок в соответствии с законодательством обеспечивается на конкурсной основе. При этом участие в конкурсе может принять любой хозяйствующий субъект, имеющий соответствующую возможность. 
Указанный вид деятельности может осуществляться хозяйствующими субъектами (независимо от организационно-правовой формы), имеющим соответствующую техническую возможность, экономическую заинтересованность и отвечающим установленным требованиям. 
Передача объектов водоснабжения ООО «ВКС» привела к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов в получении муниципального имущества для осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения.
Указанные обстоятельства создают для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества. 

3. Из Приложения № 1 к договору аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260, заключенному между Администрацией и ООО «ВКС», следует, что срок, определяемый как разница между датой ввода объектов водоснабжения в эксплуатацию до момента передачи прав владения и (или) пользования указанными объектами водоснабжения, превышает 5 лет.
Следовательно, с учетом отсутствия документов, подтверждающих наличие технологической связи объектов, предусмотренных подпунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения № 1 к договору аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260, исходя из положений части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, передача указанных объектов возможна лишь по концессионному соглашению, заключенному в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Предоставление Администрацией права пользования муниципальным имуществом в нарушение требований, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении, привело к предоставлению муниципального имущества – объектов водоснабжения конкретному хозяйствующему субъекту – ООО «ВКС» и лишению иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении данного имущества.
Предоставление муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести выше обозначенные права в отношении муниципального имущества. 
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов органов власти, части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», необходимо учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
С учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что ни Администрацией, ни ООО «ВКС» не были представлены доказательства, а также не приведены ссылки на нормативно-правовые акты, позволяющие предоставить последнему объекты водоснабжения, предусмотренные подпунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения № 1 к договору аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260.

В соответствии с положениями статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» в адрес лиц, участвующих в деле, Комиссией было направлено заключение об обстоятельствах настоящего дела (исх. № 2716/10 от 16.03.2020 г.). 
Администрацией представлены письменные пояснения относительно обстоятельств, изложенных в данном заключении. В письменных пояснениях Администрация указала на несогласие с выводами, изложенными Комиссией в заключении об обстоятельствах дела. Доводы, изложенные в представленных возражениях, по существу повторяют доводы и пояснения, которые ранее представлены и озвучены Администрацией в ходе рассмотрения настоящего дела, и не опровергают выводы, к которым пришла Комиссия Самарского УФАС России в рамках рассмотрения дела.
Кроме того, представленная Администрацией судебная практика не опровергает выводы Комиссии Самарского УФАС России, поскольку в рамках данных судебных дел рассматривались иные обстоятельства, не являющиеся тождественными установленным по настоящему делу о нарушении антимонопольного законодательства. 

Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, Комиссия приходит к выводу о том, что в принятии Администрацией акта - Постановления от 29.03.2017 № 1116-п/1 «О предоставлении ООО «ВКС» в аренду муниципального имущества» в части объектов водоснабжения, предусмотренных подпунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения к Постановлению, в действиях по предоставлению ООО «ВКС» по договору аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260 объектов водоснабжения, предусмотренных подпунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения № 1 к договору, без соблюдения требований, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении, которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, содержится нарушение части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Основания для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации, указанные в статье 48 Закона «О защите конкуренции», не установлены. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции» Комиссия, при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Исходя из имеющихся материалов и доказательств, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи Администрации предписания об отмене или изменении Постановления от 29.03.2017 № 1116-п/1 «О предоставлении ООО «ВКС» в аренду муниципального имущества» в части передачи объектов водоснабжения, предусмотренных подпунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения к Постановлению; о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер, направленных на возврат объектов водоснабжения, предусмотренных подпунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения № 1 к договору аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260, заключенного с ООО «ВКС».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.    Признать нарушение Администрацией части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в принятии акта - Постановления от 29.03.2017 № 1116-п/1 «О предоставлении ООО «ВКС» в аренду муниципального имущества» в части передачи объектов водоснабжения, предусмотренных подпунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения к Постановлению, в действиях по предоставлению ООО «ВКС» по договору аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260 объектов водоснабжения, предусмотренных подпунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения № 1 к договору, без соблюдения требований, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении, которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации, указанные в статье 48 Закона «О защите конкуренции», не установлены. 
3. Выдать Администрации предписание об отмене или изменении Постановления от 29.03.2017 № 1116-п/1 «О предоставлении ООО «ВКС» в аренду муниципального имущества» в части передачи объектов водоснабжения, предусмотренных подпунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения к Постановлению; о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер, направленных на возврат объектов водоснабжения, предусмотренных подпунктами 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 Приложения № 1 к договору аренды муниципального имущества от 21.04.2017 № 350/аи/260, заключенного с ООО «ВКС».
4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства не установлены.

Председатель Комиссии                                      <…>

Члены Комиссии:                                          <…>
                                                                        <…>


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны