Решение №1288-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО "БТС" от 21 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: .... (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «БТС» (далее - Заявитель) на действия Муниципального предприятия г.о. Самара «СПЕЦРЕМСТРОЙЗЕЛЕНХОЗ» (далее – Заказчик) при проведении Аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов) с СКЗИ (извещение № 32110965315, https://zakupki.gov.ru/ ) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей: Муниципального предприятия г.о. Самара «СПЕЦРЕМСТРОЙЗЕЛЕНХОЗ» - .... (доверенность № 03/73 от 09.02.2022г.), ООО «БТС» - .... (Приказ), ... (доверенность от 10.02.2022г.),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.02.2022 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «БТС» на действия Муниципального предприятия г.о. Самара «СПЕЦРЕМСТРОЙЗЕЛЕНХОЗ» при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчик неправомерно отклонил заявку ООО «БТС».

Муниципальное предприятие г.о. Самара «СПЕЦРЕМСТРОЙЗЕЛЕНХОЗ» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 07.02.2022 г. № 863-1/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупках товаров, работ, услуг Муниципального предприятия г.о. Самара «СПЕЦРЕМСТРОЙЗЕЛЕНХОЗ», размещена в ЕИС 21.09.2021г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

20.12.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32110965315 о проведении Аукциона. Действующая редакция извещения размещена в ЕИС 20.12.2021г.  Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 20.12.2021г.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законном и положением о закупке заказчика.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из содержания извещения, предметом Аукциона является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов) с СКЗИ.

Согласно положениям пунктов 2.1.2, 2.1.9, 2.1.10 Технического задания Документации о закупке, к участникам Аукциона предъявлялись следующие условия и требования к оказанию услуг, их качеству:

2.1.2. Услуги должны оказываться в специализированной мастерской Исполнителя, расположенной на территории г.о. Самара.

2.1.9. Обязательно наличие официально аккредитованного сервисного центра (мастерской) по установке, калибровке и обслуживанию тахографов по перевозкам по территории РФ  на основании Приказа Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». Данные о мастерской должны быть внесены в соответствующие перечень мастерских, размещенные на сайте ФБУ «Росавтотранс». Мастерская должна соответствовать требованиям Министерства транспорта РФ.

2.1.10. Обязательно наличие действующей Лицензии Управления Федеральной Службы Безопасности «На осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», выданной мастерским, осуществляющим установку тахографа в транспортное средство, активацию блока СКЗИ тахографа, калибровку, ремонт тахографа, а также агентам осуществляющим выдачу карт водителя, предприятия конечным пользователям согласно п. 12, 20, 21, Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, согласно 99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положения о лицензировании» утвержденного Постановлением Правительства № 313 от 16.04.2012 г.

В соответствии с Протоколом о рассмотрении заявок № 32110965315-01 от 20.12.2021 г., на участие в Аукционе была подана 1 заявка – Заявителя, зарегистрированная 16.01.2022 г. Аукцион был признан несостоявшимся по причине того, что на участие в закупке была подана только одна заявка участника (ООО «БТС») на основании пункта 3.7.1. Документации о закупке.

Из материалов жалобы следует, что в составе заявки ООО «БТС» представило действующую лицензию от 14.05.2015г. серии ЛСЗ № 0000496, выданную Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по республике Башкортостан.

Согласно данной лицензии, среди видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании указаны работы, предусмотренные пунктами 12-14, 20-23 перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".

В качестве места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности в ней определены адреса: Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ....

Кроме того, к заявке на участие в Аукционе Заявителем был приложен Договор аренды нежилого помещения № 1 от 01.08.2021г. между ООО «БТС» и ..., предметом которого является аренда нежилого помещения, предназначенного для помещения свободного назначения, расположенное по адресу: ...

Заявитель пояснил, что заключение данного договора направлено на соответствие требованиям Заказчика, изложенным в Документации о закупке для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонт контрольных устройств (тахографов) с СКЗИ.

 

Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Законом о лицензировании.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о лицензировании, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона о лицензировании, одним из основных принципов осуществления лицензирования является принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

В части 2 статьи 9 Закона о лицензировании предусмотрено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежат  разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о лицензировании, лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

Согласно части 1.1 статьи 18 Закона о лицензировании, положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии.

Постановлением Правительства от 16.04.2012 № 313 утверждено Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее – Положение № 313).

В соответствии с пунктом 5 Положения № 313, лицензирование деятельности, определенной настоящим Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств указан в Приложении к Положению № 313 (далее – Перечень).

В силу пункта 9.1 Положения № 313, выполнение работ и оказание услуг, указанных в пунктах 12 - 15, 17, 18 и 20 - 24 Перечня, не по адресу места осуществления лицензируемой деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии.

С учетом вышеизложенного, осуществление работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности в отношении шифровальных (криптографических) средств, не по адресу места осуществления лицензируемой деятельности, указанному в лицензии, является правомерным и не противоречащим положениям законодательства о лицензировании.

При этом не противоречит ни Закону о лицензировании, ни Положению № 313 наличие в лицензии места осуществления лицензируемого вида деятельности и осуществление работ, предусмотренных в том числе в пунктах 12, 20, 21 Перечня в другом субъекте Российской Федерации, поскольку иной подход противоречил бы пункту 1 статьи 4 и части 2 статьи 9 Закона о лицензировании, то есть принципу обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации и положению о действии лицензии, выданной лицензирующим органом, на всей территории Российской Федерации.

 Как указано в Лицензии от 14.05.2015г. серии ЛСЗ № 0000496, выданной Заявителю Управлением ФСБ по Республике Башкортостан, среди видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании указаны работы, предусмотренные пунктами 12-14, 20-23 перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность.

В связи с чем, заявка ООО «БТС», в том числе и Лицензия от 14.05.2015г. серии ЛСЗ № 0000496, полностью соответствовали требованиям Документации о закупке заказчика при проведении Аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов) с СКЗИ.

Перечень оснований для отклонений заявок участников приведен в пункте 3.5.4. Документации о закупке.

Поскольку заявка участника ООО «БТС» соответствовала установленным Заказчиком требованиям к участнику закупки, Муниципальным предприятием г.о. Самара «СПЕЦРЕМСТРОЙЗЕЛЕНХОЗ» неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя.

Доводы, указанные в жалобе ООО «БТС», признаются Комиссией Самарского УФАС России обоснованными.

Учитывая установленные нарушения порядка проведения Аукциона, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «БТС» обоснованной.
  2. Признать в действиях Муниципального предприятия г.о. Самара «СПЕЦРЕМСТРОЙЗЕЛЕНХОЗ» нарушение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 6 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Выдать Муниципальному предприятию г.о. Самара «СПЕЦРЕМСТРОЙЗЕЛЕНХОЗ» в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны