Решение №10891/7 РЕШЕНИЕ № 063/10/18.1-714/2020 по жалобе ООО «Спецавто» от 21 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 063/10/18.1-714/2020

по жалобе ООО «Спецавто»

 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России –<...>, специалиста - эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста первого разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Спецавто» (далее – Заявитель) на действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее – Организатор торгов) при проведении аукциона по выбору исполнителя по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств (Приказ министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 29.06.2020 № 176) (далее – Аукцион),

в присутствии представителя Заявителя – <...>(доверенность), представителя Организатора торгов – <...>(доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.07.2020 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Спецавто» на действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы:

  1. Документацией установлено необоснованное требование к месту регистрации специальной техники (эвакуаторов).
  2. Документацией установлено необоснованное требование к сроку эксплуатации техники – не старше 7 лет.
  3. Документация содержит необоснованное требование к типу (виду) транспортных средств: эвакуатор полной нагрузки с краном-манипулятором, грузоподъёмностью не менее 3 тонн.
  4. Документация содержит не являющееся формально определённым требование о представлении в составе заявки на участие в торгах документов, подтверждающих соответствие специализированных стоянок требованиям, предъявляемым к специализированным стоянкам.
  5. В составе извещения и документации не опубликован проект соглашения о взаимодействии, заключение которого является обязательным условием деятельности, право осуществления которой является предметом аукциона.
  6. Организатором торгов установлено необоснованное требование к количеству машиномест на специализированных стоянках, к экологическому классу специальной техники, к году выпуская специальной техники.
  7. Документация содержит несоответствующее Гражданскому кодексу РФ положение, в соответствии с которым при подаче заявки от одного претендента аукцион признается состоявшимся.

Изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. 29.06.2020 Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области был опубликован (далее – Минтранс) Приказ №176, а также извещение и документация о проведении аукциона на понижение цены по выбору исполнителя по перемещению, хранение и возврату задержанных транспортных средств на территории Самарской области (далее – Извещение).

Деятельность по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств на территории Самарской области регулируется Законом Самарской области от 9 июля 2012 №74-Д «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» (далее- Закон №74-ГД).

В соответствии с Законом № 74-ГД принято Постановление Правительства Самарской области от 17 июня 2020 г. № 415 «Об утверждении Порядка проведения аукциона на понижение цены по выбору исполнителя на перемещение, хранение и возврат задержанных транспортных средств на территории Самарской области», которое регулирует порядок проведения аукциона по указанному виду деятельности на территории Самарской области. (далее – Порядок).

Таким образом, Организатор торгов при организации, подготовке и проведении аукциона обязан руководствоваться Законом № 74-ГД и Порядком.

 

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 2.2 Закона № 74-ГД в отношении исполнителей установлены следующее требование: наличие в собственности или используемой на ином законном основании специальной техники (эвакуатор полной погрузки с краном-манипулятором грузоподъемностью не менее 3 тонн не старше 7 лет), сертифицированной на территории Российской Федерации (имеющей соответствующее одобрение типа транспортного средства) и зарегистрированной в Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, при помощи которой осуществляется перемещение задержанных наземных транспортных средств, в количестве и по категориям наземных транспортных средств, определяемых в документации об организации проведения аукциона на понижение цены по выбору исполнителя, но не менее:

а) 10 единиц (для исполнителей, осуществляющих деятельность в городском округе Самара);

б) 5 единиц (для исполнителей, осуществляющих деятельность в городском округе Тольятти).

В пункте 4.2 Порядка установлены аналогичные требования к участникам Аукциона.

 

На основании вышеуказанных положений нормативных правовых актов, Организатором торгов в подпункте 2  пункта 3.2 Документации об Аукционе установлены аналогичные требования к участникам аукциона: наличие в собственности или используемой на ином законном основании специальной техники (эвакуатор полной погрузки с краном-манипулятором грузоподъемностью не менее 3 тонн не старше 7 лет), сертифицированной на территории Российской Федерации (имеющей соответствующее одобрение типа транспортного средства) и зарегистрированной в Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, при помощи которой осуществляется перемещение задержанных наземных транспортных средств, определённым настоящей документации.

 

Как следует из положений статьи 1 Закона №74-ГД, данным законом определяется порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств.

Из пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 17.06.2020 N 415 (ред. от 17.08.2020) "Об утверждении Порядка проведения аукциона на понижение цены по выбору исполнителя на перемещение, хранение и возврат задержанных транспортных средств на территории Самарской области" следует, что указанный порядок утвержден, в том числе, в соответствии с Законом №74-ГД. При этом, пунктом 1.1. Порядка установлено, что указанный Порядок устанавливает условия организации и проведения аукциона на понижение цены по выбору исполнителя на перемещение, хранение и возврат задержанных транспортных средств на территории Самарской области. 

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка, организатором аукциона является министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, которое в соответствии с положениями пункта 2.4. Порядка осуществляет установленные функции, в том числе, по разработке и утверждению документацию об аукционе.

 

Таким образом, установление Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области в Документации об аукционе оспариваемых Заявителем требований, исходя из положений Закона №74-ГД и Порядка, не противоречит действующему законодательству в сфере регулирования деятельности по перемещению, хранение и возврату задержанных транспортных средств.

Таким образом, доводы жалобы Заявителя об установлении неосновательных требований к месту регистрации специальной техники, были признаны необоснованными.

 

3. Подпунктом 2 пункта 3.2 Документации установлено требование к сроку эксплуатации специальной техники (эвакуаторов) не более 7 лет.

Как следует из подпункта 3 пункта 4.2 Порядка, срок эксплуатации специальной техники (эвакуаторов) должен быть не более 7 лет.

В пункте 2.3 Документации указана таблица, согласно которой год выпуска техники должен быть не старше 2013 года.

Установлено, что требование к исполнителям, связанное с наличием в собственности или используемой на ином законном основании специальной техники не старше 7 лет, содержится также в подпункте 2 пункта 1 статьи 2.2. Закона №74-ГД.

 

В ходе рассмотрения жалобы Организатором торгов пояснено, что указанное требование установлено с учетом положений пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в соответствии с которым амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 в соответствии со статьей 258 НК РФ утверждена Классификация основных средств, согласно которой специальная техника (эвакуаторы) относятся к четвёртой группе со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет.

Понятия «не старше 7 лет» и «срок эксплуатации не более 7 лет» не вступают в противоречие друг с другом, имеют схожее значение, поскольку срок эксплуатации транспортного средства соответствует его году выпуска транспортного средства (его возрасту). Формулировка «год выпуска транспортного средства» (от которого и следует вести отсчет возраста транспортного средства) содержится в приказе МВД России от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним».

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним» утверждены формы документов, в том числе паспорт транспортного средства.

Согласно утвержденной форме паспорта транспортного средства данный паспорт содержит, в том числе, год выпуска (изготовления) транспортного средства (от которого и следует вести отсчет возраста транспортного средства).

При отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, приведенному в идентификационном номере транспортного средства, а при его отсутствии указывается год первой регистрации транспортного средства (пункт 12).

Кроме того, подтверждением такой позиции является сложившаяся практика по этому вопросу: все сделки купли-продажи транспортных средств ориентируются на год выпуска транспортного средства, срок прохождения технического осмотра также ориентируется на указанную дату, даже если владелец транспортного средства будет утверждать, что его транспортное средство не эксплуатировалось в определенный период. Заявитель не сможет назвать документа, который бы смог подтвердить факт отсутствия эксплуатации транспортного средства в течение определенного периода времени, а также предоставить в качестве доказательства подобные случаи исключения этих периодов при совершении каких-либо юридически значимых действий.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое требование не может быть признано формально неопределенным и не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере. Довод заявителя не обоснован.

 

4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 2.2 Закона № 74-ГД, устанавливающей требования к исполнителям, под специальной техникой понимается эвакуатор полной погрузки с краном-манипулятором грузоподъемностью не менее 3 тонн. Порядок также обязывает исполнителя иметь в собственности или используемой на ином законном основании специальной техники (эвакуатор полной погрузки с краном-манипулятором грузоподъемностью не менее 3 тонн).

Подпунктом 2 пункта 3.2 документации установлено требование к участникам аукциона о наличии у претендента эвакуаторов полной нагрузки с краном-манипулятором грузоподъёмностью не менее 3 тонн.

Само по себе наличие других типов автотранспортных средств на рынке специальной техники не свидетельствует о нарушении порядка проведения торгов.

При указанных обстоятельствах, установленное в подпункте 2 пункта 3.2 Документации требование о наличии специальной техники с заданными характеристиками не противоречит действующему законодательству. Довод признается необоснованным.

 

5. Подпунктом 10 пункта 4.5 Порядка установлен перечень документов, который должен быть приложен к заявке на участие в Аукционе, включая документы, подтверждающие соответствие специализированных стоянок требованиям, предъявляемым к специализированным стоянкам частью 1 статьи 2.1 Закона № 74-ГД.

При этом, согласно Порядку, перечень указанных документов определяется претендентом самостоятельно.

Подпунктом 10 пункта 4.2 документации об аукционе установлено, что к заявке на участие в Аукционе прилагаются документы, в том числе, документы, подтверждающие соответствие специализированных стоянок требованиям, предъявляемым к специализированным стоянкам частью 1 статьи 2.1 Закона № 74-ГД. Перечень указанных документов определяется претендентом самостоятельно.

Таким образом, оспариваемое положение документации об аукционе также основано на положениях, установленных Порядком, в связи с чем рассматриваемый довод Заявителя признается необоснованным.

 

6. В соответствии со статьей 2.3 Закона № 74-ГД взаимодействие исполнителей и уполномоченных должностных лиц осуществляется на основании соглашений.

Согласно пункту 2.3.2 проекта договора, заключаемого по итогам аукциона, исполнитель обязан заключить соглашение о взаимодействии с территориальным подразделением МВД России по Самарской области и осуществлять на основании него взаимодействие с должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сторонами соглашения о взаимодействии будут являться исполнитель и территориальное подразделение МВД России по Самарской области.

В связи с тем, что Организатор торгов не является стороной указанного соглашения, соглашение о взаимодействии не входит в предмет аукциона, а также в связи с тем, что соглашение должно определять порядок взаимодействия его сторон по реализации статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Организатор аукциона не может устанавливать какие-либо к нему требования.

В связи с изложенным, отсутствие проекта соглашения о взаимодействии в составе документации об аукционе, не нарушает требования нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере. Указанный довод жалобы признается необоснованным.

 

7. В соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 2.4 Порядка организатор аукциона в соответствии с настоящим Порядком при подготовке и проведении аукциона разрабатывает и утверждает документацию об аукционе, формирует лоты аукциона с указанием границ территории, на которой должна быть расположена специализированная стоянка.

Исходя из указанных полномочий, Организатором торгов были сформированы лоты.

Как пояснено Организатором торгов. Лоты были сформированы с учетом следующих данных:

  1. Численности населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании, в частности в городском округе Самара, являющемся областным центром, имеющим 9 внутригородских районов, в лоте № 1 было указано на необходимость наличия 3-х специализированных стоянок.
  2. Фактического наличия специализированных стоянок, организованных в муниципальных образованиях Самарской области, было сформировано 15 лотов, в которых сгруппированы все муниципальные образования Самарской области.
  3. Исходя из положений Закона Самарской области от 09.07.2012 № 74- ГД «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» сформировано требование к специальной технике с указанием года выпуска не старше 2013 года.
  4. Исходя из ситуации, в которой каждый год экологические нормы ужесточаются, действует налог на использование транспортного средства несоответствующего класса, растут штрафы за нарушение экологического стандарта, было сформулировано требование в отношении класса транспортного средства.

Само по себе установление требований к количеству, экологическому классу и году

выпуска специальной техники не указывает на нарушения действующего законодательства.

Право формировать лоты предоставлено Организатору торгов Порядком, установленным Постановлением Правительства Самарской области от 17.06.2020г. № 415, принятым в соответствии Законом № 74- ГД.

Вместе с тем, доказательств препятствования к допуску на участие в Аукционе в силу вышеуказанных требований в материалах жалобы не имеется.

Доказательств невозможности участия в Аукционе и, как следствие, ограничения конкуренции при проведении торгов, по причине наличия указанных требований в материалах не имеется.

 

 

Как следует из положений пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

 Таким образом, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом могут быть рассмотрены действия субъектов, поименованных в статье 18.1 Закона о защите конкуренции только в части организации, проведения торгов и заключения договоров.

При этом, Комиссия отмечает, что на момент рассмотрения жалобы Закон № 74 – ГД и Постановление Правительства Самарской области от 17.06.2020г. № 415 в установленном порядке не признаны недействующими.

 

Относительно заявленных ООО «Спецавто» доводов о нарушении при организации рассматриваемого аукциона требований, установленных статьей 15, 17 Закона от 26.07.2006г №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Комиссия отмечает, что рассмотрение заявлений, содержащих сведения о нарушении требований антимонопольного законодательства, осуществляется антимонопольным органом в порядке, установленном главой 9 вышеуказанного Федерального закона.

 

8. Согласно абзацу 2 раздела 8 Порядка при подаче заявки на участие в аукционе от одного претендента и признании комиссией такого претендента единственным участником аукцион признается состоявшимся, договор заключается с таким участником аукциона по начальной максимальной цене предмета аукциона.

В соответствии с вышеуказанным положением пунктом 14.2 документации об аукционе установлено, что при подаче заявки на участие в аукционе от одного претендента и признании комиссией такого претендента единственным участником аукцион признается состоявшимся в отношении того лота на который подана заявка, договор заключается с таким участником аукциона по начальной максимальной цене предмета аукциона.

Таким образом, указанные положения документации о закупке соответствуют положениям Порядка.

При этом, вопрос о соответствии оспариваемых положений Порядка нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть рассмотрен Комиссией в рамках жалобы, поданной в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

            РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Спецавто» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны