Решение №11737/7 РЕШЕНИЕ по жалобе В.Я.А. от 2 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу <...>, (далее – Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Самарской области «Самара Арена» (далее – Заказчик, ГАУ СО «Самара Арена») при проведении Конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право оказания услуг, связанных с содержанием объекта Заказчика, а именно услуги по комплексной уборке помещений Спортивно-концертного комплекса «Дворец Спорта», расположенного по адресу Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, д. 222 (извещение № 32110832119, https://zakupki.gov.ru) (далее – Конкурс),

в присутствии представителей: от ГАУ СО «Самара Арена» - <...> (доверенность № 9 от 12.02.2021 г.), представитель Заявителя участие в рассмотрении жалобы не принял, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.11.2021 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба <...> на действия филиала ГАУ СО «Самара Арена» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к наличию опыта выполнения работ по предмету закупки, а также необоснованно установлен критерий оценки по наличию опыта оказания услуги по комплексной уборке именно на спортивных объектах. Действия заказчика по мнению Заявителя  нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

ГАУ СО «Самара Арена» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 30.11.2021г. № 11655/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Самарской области «Самара Арена», утверждённым Наблюдательным советом ГАУ СО "Самара Арена" размещена в ЕИС 31.08.2021 г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

18.11.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32110832119 о проведении Конкурса. Действующая редакция извещение размещена в ЕИС 03.11.2021г. Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 24.11.2021г.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 3.9.3 Положения о закупке и пунктом 9.4 Документации о Конкурсе установлены следующие дополнительные требования к участникам Конкурса в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения договора; оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора; опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора; предоставления образца товара, предлагаемого участником к закупке.

Приложение № 4 к Извещению и Документации содержит Методику сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (далее – Методика).

Пунктом 2.2. Методики оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме (далее - Методика оценки) установлено, что «Оценка по показателю: «Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за период с 2017 до даты опубликования извещения» производится исходя из сведений, представленных участником в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (Таблица 4).

Из материалов жалобы следует, что под оказанием услуг сопоставимого характера и объема понимаются услуги по комплексной уборке на спортивных объектах.

В составе конкурсной заявки необходимо представить копии исполненных за период с 2017 до даты опубликования извещения договоров/ контрактов сопоставимого характера и объема и актов об оказании услуг.

В соответствии со «Шкалой оценки заявок по показателю «Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за период с 2017 до даты опубликования извещения», оценка производится исходя из сведений, представленных участником в заявке в соответствии с приложенной таблицей:

№ п/п

Значение показателя

Шкала оценки (кол-во баллов)

1

Отсутствие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, либо непредставление сведений участником

0 баллов

2

Количество успешно исполненных за период с 01.01.2017 г. до даты опубликования извещения доюворов/контракюв на оказание услуг сопоставимою характера и объема менее 3

10 баллов

3

Количество успешно исполненных за период с 01.01.2017 г. до да гы опубликования извещения договоров/контрактов на оказание услуг сопоставимого характера и объема 3 и более

100 баллов

 

Вопреки доводам заявителя, представление вышеуказанных документов участником закупки не является требованием Заказчика и установлено в качестве подкритериев с целью определения лучших условий исполнения договора.

Отсутствие документов, прилагаемых в составе заявки для проведения оценки и сопоставления заявок участников по критериям, не является основанием для отклонения заявки участника процедуры.

Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком указанных подкритериев не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований или применения различных критериев оценки заявок к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные Заказчиком подкритерии оценки заявок в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

 

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В связи с чем, использование Заказчиком указанных критериев оценки и сопоставления заявок не может быть признано необоснованным.

Кроме того, ГАУ СО «Самара Арена» обосновывает включение критерия оценки по наличию опыта оказания услуги по комплексной уборке именно на спортивных объектах следующими доводами. Предме­том договора является оказание услуг по комплексной уборке помещений Спортивно­концертного комплекса «Дворец Спорта», расположенного по адресу Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, д. 222. СКК «Дво­рец Спорта» является многофункциональным комплексом с пятью одновременно работающими тренировочными площадками. Учреждением выполняется государ­ственное задание, условиями выполнения которого является в том числе и Обес­печение доступа на объект спорта спортивных школ и спортивных федераций в соответствии с графиком, то есть уборка объекта должна производиться одновре­менно в нескольких локациях с различными покрытиями и в соответствии с ди­намично меняющимся графиком, в отсутствие установленных перерывов на убор­ку и не нарушая тренировочный процесс. Таким образом, опыт работы на спор­тивных объектах связан с предметом договора и не свидетельствует об ограничении конкуренции.

 

Также необходимо отметить, что на участие в конкурсе подано 2 заявки. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 29.11.2021г. допущены и оценены комиссией заказчика 2 заявки участников. При этом по подкрите­рию «Наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого ха­рактера и объема за период с 2017 до даты опубликования извещения» каждым участником получен максимальный балл.

Исходя из сведений размещенных в ЕИС <...>  зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.04.2020г., дата регистрации в ЕИС 07.11.2021г.

Учитывая изложенное, из имеющихся в материалах жалобы сведений и документов, не усматривается данных, указывающих на нарушение прав и законных интересов Заявителя.

 

Учитывая изложенное, заказчиком не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении Конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право оказания услуг, связанных с содержанием объекта Заказчика, а именно услуги по комплексной уборке помещений Спортивно-концертного комплекса «Дворец Спорта», расположенного по адресу Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, д. 222 (извещение № 32110832119, https://zakupki.gov.ru),

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны