Решение №1606/7 Решение по делу 41-9310-20/7 от 19 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть оглашена 18.02.2020 г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Самарского УФАС России <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Самарского УФАС России <...>,
рассмотрев жалобу ООО «ШИК и Л» (далее – Заявитель) на действия ГАУСО «Организационный центр спортивных мероприятий» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по профессиональной уборке объектов Заказчика: ОП «Маяк», ОП «Ипподром-Арена», УК «МТЛ Арена» (извещение № 31908731610, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – Конкурс),
в присутствии: представителей Заказчика – <...> (доверенность от 18.02.2020 № 17), <...> (доверенность от 08.08.2019); Заявитель не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял,
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
07.02.2020 в Самарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции уведомлены Заявитель и Заказчик.
Согласно доводам Заявителя, действия Заказчика по укрупнению предмета Конкурса, предъявлению к участникам закупки требований, не предусмотренных действующим законодательством, приводят к ограничению конкуренции.
14.02.2020 Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя.
Выслушав доводы Заявителя и Заказчика, изучив материалы жалобы, Комиссия приходит к следующему.
27.12.2019 Заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – https://zakupki.gov.ru размещено извещение
№ 31908731610 о проведении Конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
02.10.2019 Заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – https://zakupki.gov.ru размещено положение о закупках товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» (версия от 02.10.2019 № 8).
Установлено, что при проведении Конкурса Заказчик руководствовался Законом о закупках и Положением о закупке Заказчика.
- В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 4 Документации о Конкурсе оказание услуг по профессиональной уборке проводится на следующих объектах: ОП «Маяк», ОП «Ипподром-Арена», УК «МТЛ Арена». При этом согласно Документации о Конкурсе, указанные услуги являются идентичными.
Кроме того, на заседании Комиссии Заказчик сообщил и представил материалы, что работы, предусмотренные техническим заданием Документации о Конкурсе, технологически связаны между собой.
Из пояснений Заказчика следует, что при принятии решения об укрупнении предмета Конкурса он экономической целесообразностью привлечения для уборки указанных объектов одной организации, осуществления с ней документооборота и взаимодействия в части контроля исполнения обязательств по договору, взаимозаменяемости рабочей техники, в случае ее неисправности, практичностью использования единых расходных материалов, единого стандарта уборки, возможностью обучения уборщиков и дворников по единой программе и ношения ими единой рабочей формы организации.
Вместе с тем Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие ограничение Заказчиком количества участников Конкурса, путем укрупнения предмета Конкурса.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
- В силу пункта 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Подпунктами 3, 4 пункта 9.3 Документации о Конкурсе установлены следующие дополнительные требования к участникам Конкурса:
– наличие трудовых ресурсов (наличие в штате ил на основе договоров гражданско-правового характера работников, в количестве не менее 80 сотрудников – граждан Российской Федерации, имеющих справки об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям и имеющих личные медицинские книжки с отметками о медосмотре и профилактических прививках). Подтверждающий документ: информационное письмо участника закупки, копия штатного расписания участника закупки, копии трудовых договоров с работниками и (или) копии договоров гражданско-правового характера в количестве не менее 80 (восемьдесят) договора, копии справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в количестве не менее 80 (восемьдесят) справок.
– наличие соответствующих финансовых ресурсов (наличие денежных средств на счетах, денежных средств отраженных по данным бухгалтерской отчетности). Подтверждающие документы: письмо участника закупки с приложением соответствующих финансовых документов.
Приложение № 4 к Извещению и Документации содержит Методику сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить договор оказания услуг по профессиональной уборке объектов ГАУ СО «ОЦСМ»: ОП «Маяк», ОП «Ипподром Арена», УК «МТЛ Арена» (далее – Методика).
Согласно пункту 1.2. Методики сопоставление и оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
Показатель |
Система оценки в баллах |
Подтверждающие документы |
Максимальное количество баллов по показателю |
Цена договора |
Понижение участником конкурса ценового предложения от начальной максимальной цены договора от 3 % до 5 % - 4 балла; от 5 % до 8 % - 6 баллов; от 8 % до 10 % - 8 баллов; более 10 % - 10 баллов. |
Коммерческое предложение участника закупки |
10 |
Квалификация участника закупки |
|||
Наличие соответствующих финансовых ресурсов |
Наличие денежных средств на счетах, денежных средств, отраженных по данным бухгалтерской отчетности. Максимальное количество присвоенных баллов - 2, определяется экспертным путем |
Письмо участника закупки с приложением соответствующих бухгалтерских документов |
2 |
Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов |
Наличие у участника закупки материально – технических ресурсов (уборочный инвентарь и технологическое оборудование, необходимое для механизированной и ручной уборки объектов), находящихся у участника закупки на праве собственности, либо на ином законном праве, достаточного для исполнения договора в объеме, предусмотренном техническим заданием (приложение № 1 к Документации) Максимальное количество присвоенных баллов - 4, определяется экспертным путем
|
Письмо участника закупки с приложением копий инвентарных карточек и правоподтверждающих документов на технологическое оборудование для механизированной уборки |
4 |
Опыт работы, связанный с предметом договора |
Наличие успешного опыта оказания аналогичных услуг на объектах спорта и прилегающей к ним территории, в пределах Российской Федерации за последние 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных договорами нет - 0 баллов; до 3 объектов - 1 балл; свыше 3 объектов – 2 балла;
|
Копии ранее заключенных договоров, актов об оказании услуг |
2 |
Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация).
|
Наличие трудовых ресурсов (наличие в штате или на основе договоров гражданско-правового характера работников, в количестве не менее 80 (восемьдесят) сотрудников – граждан РФ, имеющих справки об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям и имеющих личные медицинские книжки с отметками о медосмотре и профилактических прививках).
не предоставление соответствующих документов в объеме, предусмотренном конкурсной документацией – 0 баллов;
предоставление соответствующих документов на сотрудников в количестве более 80 (восемьдесят) – 2 балла. |
Информационное письмо участника закупки, копия штатного расписания участника закупки, копии трудовых договоров с работниками и (или) копии договоров гражданско-правового характера в количестве не менее 80 (восемьдесят) договора, копии справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в количестве не менее 80 (восемьдесят) справки |
2 |
|
|
Итого баллов: |
20 |
Отсутствие документов, прилагаемых в составе заявки для проведения оценки и сопоставления заявок участников по критериям не является основанием для отклонения заявки участника процедуры.
Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком указанных подкритериев не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований или применения различных критериев оценки заявок к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Установленные Заказчиком подкритерии оценки заявок, связанные с финансовыми ресурсами, с представлением справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в количестве не менее 80 (восемьдесят) справок, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.
Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В связи с чем, использование Заказчиком указанных критериев оценки и сопоставления заявок не может быть признано необоснованным.
Опровергающих данный довод доказательств Заявителем не представлено.
- Подпунктом 7 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок формирования цены договора с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
В зависимости от применяемой системы налогообложения участников закупки и условий формирования цены договора устанавливается порядок действия сторон договора при его заключении в части указания налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке. Договор по итогам Конкурса заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается договор, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.
Таким образом, указание Заказчиком в Документации о Конкурсе налога на добавленную стоимость не ограничивает участие в закупке налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогооблажения.
- В соответствии с подпунктом 3.9.6 пункта 3.9 раздела 3 Положения о закупке Заказчика определено, что перечень документов, подтверждающих соответствие участника требованиям документации о закупке, а также требования к их оформлению определяются документацией о закупке.
Пунктом 9 документации о Конкурсе установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 2 документации о Конкурсе определены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Следовательно, Заказчиком в Документации о Конкурсе установлены перечень документов, подтверждающих соответствие участника требованиям документации о закупке, а также требования к их оформлению.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе ООО «ШИК и Л» на действия ГАУСО «Организационный центр спортивных мероприятий» при проведении Конкурса,
не подтвердились.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ШИК и Л» на действия ГАУСО «Организационный центр спортивных мероприятий» при проведении Конкурса необоснованной.
Председатель Комиссии: <...>
Заместитель председателя Комиссии: <...>
Член Комиссии: <...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.