Решение №1606/7 Решение по делу 41-9310-20/7 от 19 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть оглашена 18.02.2020                                                                г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Самарского УФАС России <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Самарского УФАС России <...>,

рассмотрев жалобу ООО «ШИК и Л» (далее – Заявитель) на действия ГАУСО «Организационный центр спортивных мероприятий» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по профессиональной уборке объектов Заказчика: ОП «Маяк», ОП «Ипподром-Арена», УК «МТЛ Арена» (извещение № 31908731610, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – Конкурс),

в присутствии: представителей Заказчика – <...> (доверенность от 18.02.2020 № 17), <...> (доверенность от 08.08.2019); Заявитель не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял,

в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

07.02.2020 в Самарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

Жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции уведомлены Заявитель и Заказчик.

Согласно доводам Заявителя, действия Заказчика по укрупнению предмета Конкурса, предъявлению к участникам закупки требований, не предусмотренных действующим законодательством, приводят к ограничению конкуренции.

14.02.2020 Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя.

Выслушав доводы Заявителя и Заказчика, изучив материалы жалобы, Комиссия приходит к следующему.

27.12.2019 Заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – https://zakupki.gov.ru размещено извещение
№ 31908731610 о проведении Конкурса.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

02.10.2019 Заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – https://zakupki.gov.ru размещено положение о закупках товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Самарской области «Организационный центр спортивных мероприятий» (версия от 02.10.2019 № 8).

Установлено, что при проведении Конкурса Заказчик руководствовался Законом о закупках и Положением о закупке Заказчика.

  1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 4 Документации о Конкурсе оказание услуг по профессиональной уборке проводится на следующих объектах: ОП «Маяк», ОП «Ипподром-Арена», УК «МТЛ Арена». При этом согласно Документации о Конкурсе, указанные услуги являются идентичными.

Кроме того, на заседании Комиссии Заказчик сообщил и представил материалы, что работы, предусмотренные техническим заданием Документации о Конкурсе, технологически связаны между собой.

Из пояснений Заказчика следует, что при принятии решения об укрупнении предмета Конкурса он экономической целесообразностью привлечения для уборки указанных объектов одной организации, осуществления с ней документооборота и взаимодействия в части контроля исполнения обязательств по договору, взаимозаменяемости рабочей техники, в случае ее неисправности, практичностью использования единых расходных материалов, единого стандарта уборки, возможностью обучения уборщиков и дворников по единой программе и ношения ими единой рабочей формы организации.

Вместе с тем Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие ограничение Заказчиком количества участников Конкурса, путем укрупнения предмета Конкурса.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  1. В силу пункта 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Подпунктами 3, 4 пункта 9.3 Документации о Конкурсе установлены следующие дополнительные требования к участникам Конкурса:

– наличие трудовых ресурсов (наличие в штате ил на основе договоров гражданско-правового характера работников, в количестве не менее 80 сотрудников – граждан Российской Федерации, имеющих справки об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям и имеющих личные медицинские книжки с отметками о медосмотре и профилактических прививках). Подтверждающий документ: информационное письмо участника закупки, копия штатного расписания участника закупки, копии трудовых договоров с работниками и (или) копии договоров гражданско-правового характера в количестве не менее 80 (восемьдесят) договора, копии справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в количестве не менее 80 (восемьдесят) справок.

– наличие соответствующих финансовых ресурсов (наличие денежных средств на счетах, денежных средств отраженных по данным бухгалтерской отчетности). Подтверждающие документы: письмо участника закупки с приложением соответствующих финансовых документов.

Приложение № 4 к Извещению и Документации содержит Методику сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключить договор оказания услуг по профессиональной уборке объектов ГАУ СО «ОЦСМ»: ОП «Маяк», ОП «Ипподром Арена», УК «МТЛ Арена» (далее – Методика).

Согласно пункту 1.2. Методики сопоставление и оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

Показатель

Система оценки в баллах

Подтверждающие документы

Максимальное количество баллов по показателю

Цена договора

Понижение участником конкурса ценового предложения от начальной максимальной цены договора
0% - 0 баллов;    
от 0,1 % до 3 % - 2 балла;

от 3 % до 5 % - 4 балла;

от 5 % до 8 % - 6 баллов;

от 8 % до 10  % - 8 баллов;

более 10 %  - 10 баллов.

Коммерческое предложение участника закупки

10

Квалификация участника закупки

Наличие соответствующих финансовых ресурсов

Наличие денежных средств на счетах, денежных средств, отраженных по данным бухгалтерской отчетности.

Максимальное количество присвоенных баллов - 2, определяется экспертным путем

Письмо участника закупки с приложением соответствующих бухгалтерских документов

2

Наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов

Наличие у участника закупки материально – технических ресурсов (уборочный инвентарь и технологическое оборудование, необходимое для механизированной и ручной уборки объектов), находящихся у участника закупки на праве собственности, либо на ином законном праве, достаточного для исполнения договора в объеме, предусмотренном техническим заданием (приложение № 1 к Документации)

Максимальное количество присвоенных баллов - 4, определяется экспертным путем

 

Письмо участника закупки с приложением копий инвентарных карточек и правоподтверждающих документов на технологическое оборудование для механизированной уборки

4

Опыт работы, связанный с предметом договора

Наличие успешного опыта оказания аналогичных услуг на объектах спорта и прилегающей к ним территории, в пределах Российской Федерации за последние 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных договорами

нет - 0 баллов;

до 3 объектов - 1 балл;

свыше 3 объектов – 2 балла;

 

Копии ранее заключенных договоров, актов об оказании услуг

2

Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация).

 

Наличие трудовых ресурсов (наличие в штате или на основе договоров гражданско-правового характера работников, в количестве не менее 80 (восемьдесят) сотрудников – граждан РФ, имеющих справки об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям и имеющих личные медицинские книжки с отметками о медосмотре и профилактических прививках).

 

не предоставление соответствующих документов в объеме, предусмотренном конкурсной документацией – 0 баллов;

 

предоставление соответствующих документов  на сотрудников в количестве более 80 (восемьдесят)  – 2 балла.

Информационное письмо участника закупки, копия штатного расписания участника закупки, копии трудовых договоров с работниками и (или) копии договоров гражданско-правового характера в количестве не менее 80 (восемьдесят) договора, копии справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям  в количестве не менее 80 (восемьдесят) справки

2

 

 

Итого баллов:

20

Отсутствие документов, прилагаемых в составе заявки для проведения оценки и сопоставления заявок участников по критериям не является основанием для отклонения заявки участника процедуры.

Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком указанных подкритериев не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований или применения различных критериев оценки заявок к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные Заказчиком подкритерии оценки заявок, связанные с финансовыми ресурсами, с представлением справок об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям  в количестве не менее 80 (восемьдесят) справок, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В связи с чем, использование Заказчиком указанных критериев оценки и сопоставления заявок не может быть признано необоснованным.

Опровергающих данный довод доказательств Заявителем не представлено.

 

  1. Подпунктом 7 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок формирования цены договора с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В зависимости от применяемой системы налогообложения участников закупки и условий формирования цены договора устанавливается порядок действия сторон договора при его заключении в части указания налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке. Договор по итогам Конкурса заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается договор, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.

Таким образом, указание Заказчиком в Документации о Конкурсе налога на добавленную стоимость не ограничивает участие в закупке налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогооблажения.

  1. В соответствии с подпунктом 3.9.6 пункта 3.9 раздела 3 Положения о закупке Заказчика определено, что перечень документов, подтверждающих соответствие участника требованиям документации о закупке, а также требования к их оформлению определяются документацией о закупке.

Пунктом 9 документации о Конкурсе установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 2 документации о Конкурсе определены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Следовательно, Заказчиком в Документации о Конкурсе установлены перечень документов, подтверждающих соответствие участника требованиям документации о закупке, а также требования к их оформлению.

Таким образом, доводы, изложенные в жалобе ООО «ШИК и Л» на действия ГАУСО «Организационный центр спортивных мероприятий» при проведении Конкурса,
не подтвердились.

Учитывая изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ШИК и Л» на действия ГАУСО «Организационный центр спортивных мероприятий» при проведении Конкурса необоснованной.

Председатель Комиссии:                                                                                                 <...>

Заместитель председателя Комиссии:                                                          <...>

Член Комиссии:                                                                                                           <...>

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны