Решение №9555/8 Решение по делу в отношении АО "ОСК" от 14 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

14 августа 2019 г.                                                                                                       г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» августа 2019 года

В полном объеме решение изготовлено «14» августа 2019 года

    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России; - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:…….

 

 

в присутствии представителя:

ответчика по делу Акционерного общества «Объединенная страховая компания» (443099  г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 94, ИНН 6312013969, ОГРН 1026301414930, дата регистрации 18.09.1991г.) –….по доверенности б/н от 29.12.2018 г.;

рассмотрев объединенное  дело № 063/01/14.8-106/2019 по признакам нарушения АО «ОСК» статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с положениями части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось невыполнение АО «ОСК» в установленный срок, выданных Самарским УФАС России предупреждений и наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «ОСК».

В Самарское УФАС России поступила информация Главного управления организации торгов Самарской области (далее – ГУОТ СО), содержащая сведения о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях АО «Объединенная страховая компания» (исх. № 14-09/1345 от 12.10.2018 г. / вх. №7962 от 18.10.2018 г.;               исх. № 14-09/1453 от 29.11.2018 г. / вх. №9069 от 29.11.2018 г.; исх. № 14-09/1467 от 03.12.2018 г. / вх. №9196 от 04.12.2018 г.; исх. № 14-09/1381 от 12.12.2018 г. / вх. №9470 от 14.12.2018 г.).

В ходе рассмотрения информации Управлением установлено, что:

1. Государственным Бюджетным Учреждением Здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» (далее — ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ») проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение №0142200001318011846) (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта: 153 681,75 руб. На участие в электронном аукционе подано 5 заявок.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона АО «ОСК», предложившего наиболее низкую цену договора 148 096,26 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (Кбм), отличных от коэффициентов, установленных документацией об аукционе по ТС по всем пунктам Приложения к извещению (обоснование НМЦК) кроме пунктов 1, 18, 19, 20, 21, 22, 35 и 36, в которых коэффициенты соответствуют установленным документацией об аукционе по ТС.

В результате указанных действий стоимость предложения АО «ОСК» оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения участника Закупки, рассчитавшего цену предложения в соответствии с действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (заявка участника под №5).

2. ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника №2» проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение №0142200001318015835) (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта: 50 192,81 руб. На участие в электронном аукционе подано 2 заявки.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона - АО «ОСК», предложившее наиболее низкую цену договора 49 810,72 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (Кбм), отличных от коэффициентов, установленных документацией об аукционе по ТС по всем пунктам Приложения к извещению (обоснование НМЦК).

В результате указанных действий стоимость предложения АО «ОСК» оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения другого участника Закупки (заявка участника под №5).

3. Самарской Губернской Думой проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение №0142200001318015704) (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта: 227 329,90 руб. На участие в электронном аукционе подано 10 заявок.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона - АО «ОСК», предложившее наиболее низкую цену договора 210 613,03 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (Кбм), отличных от коэффициентов, установленных документацией об аукционе по ТС по всем пунктам Приложения к извещению (обоснование НМЦК) кроме пунктов 3 и 28, в которых коэффициенты соответствуют установленным документацией об аукционе по ТС.

В результате указанных действий стоимость предложения АО «ОСК» оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения других участников Закупки (заявки участников под №4, 5, 6, 7, 8 и 10).

4. Государственным Бюджетным Учреждением Здравоохранения Самарской области «Пестравская центральная районная больница» (далее — ГБУЗ СО «Пестравская ЦРБ») проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение №0142200001318016888) (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта: 83 814,04 руб. На участие в электронном аукционе подано 2 заявки.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона - АО «ОСК», предложившее наиболее низкую цену договора 73 625,73 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (Кбм), отличных от коэффициентов, установленных документацией об аукционе по ТС по всем пунктам Приложения к извещению (обоснование НМЦК) кроме пункта 7, в котором коэффициенты соответствуют установленным документацией об аукционе по ТС.

В результате указанных действий стоимость предложения АО «ОСК» оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения другого участника Закупки (заявка участника под №4).

5. Государственным Казенным Учреждением Самарской области «Служба транспортного обеспечения» (далее — ГКУ СО «СТО») проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение №0142200001318017721) (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 642 147,57 руб. На участие в электронном аукционе подано 8 заявок.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона - АО «ОСК», предложившее наиболее низкую цену договора 1 574 168,29 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (Кбм), отличных от коэффициентов, установленных документацией об аукционе по ТС по всем пунктам Приложения к извещению (обоснование НМЦК) кроме пунктов 1, 2, 4-11, 13-15, 17, 19, 21-35, 37, 39-42, 43, 44, 48-56, 58, 59, 61-65, 66-71, 73, 74, 78-82, 84, 85, 90-94, 96, 98-104, 107-115, 117-121, 133-248, в которых коэффициенты соответствуют установленным документацией об аукционе по ТС.

В результате указанных действий стоимость предложения АО «ОСК» оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения участников Закупки, рассчитавших цену предложения в соответствии с действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (заявки участников под №2, 3, 5, 6 и 9).

Таким образом, при участии в пяти закупках АО «ОСК» допустило снижение коэффициента – Кбм.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно части 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В силу части 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховых премий по договору обязательного страхования установлены Банком России.

В соответствии с требованиями пункта 10.1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Также из данной нормы следует, что заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Однако, указанный закон не регламентирует, чьи данные имеют приоритет в случае расхождений между данными страхователя и автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

Из абз. 5,6 п.1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России от 19.09.2014г.) следует, что при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений, о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

При выявлении несоответствия между предоставленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.

В результате указанных действий стоимость предложения АО «ОСК» оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения участников Закупки рассчитавших цену предложения в соответствии с действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Нарушение порядка определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при участии в Закупке позволило АО «ОСК» предложить наименьшую цену контракта и получить преимущество по сравнению с остальными участниками.

В результате действий АО «ОСК» участники, добросовестно определившие стоимость своих предложений, лишились возможности стать победителем Закупки.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На основании изложенного следует, что в действиях АО «ОСК» выразившихся в применении коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика и, как следствие получении возможности необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования усматриваются признаки нарушения ст. 14.8 Закона «О защите конкуренции».

Действия АО «ОСК», выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика нарушают запрет на недобросовестную конкуренцию установленный положениями статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающей, что иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 — 14.7 Закона о защите конкуренции не допускаются.

Кроме того, в рамках рассмотрения информации ГУОТ СО Самарское УФАС России направило запросы другим участникам Закупок с просьбой выразить свое мнение о возможном получении АО «ОСК» преимуществ при участии в закупках и снижении НМЦК, о противоречии действий АО «ОСК» по снижению НМЦК действующему законодательству, и о причинении действиями АО «ОСК» по снижению НМЦК убытков другим участникам закупки.

В ответ на указанные запросы ряд участников Закупок пояснили, что действия АО «ОСК» по применению коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика направлены на причинение убытков другим хозяйствующим субъектам – конкурентам на рынке оказания услуг по страхованию, в том числе по ОСАГО, действия привели к введению в заблуждение в отношении цены контракта, направлены на получение преимуществ перед другими участниками закупок, противоречат требованиям законодательства РФ, подпадают под понятие «недобросовестная конкуренция», содержат признаки нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

Самарское УФАС России усмотрело в действиях АО «ОСК» признаки недобросовестной конкуренции, перечисленные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

- действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ОСАГО путем уменьшения коэффициентов  (Кбм);

- действия противоречат законодательству об ОСАГО, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия причинили или могли причинить убытки хозяйствующему субъекту – конкуренту.

Учитывая изложенное действия АО «ОСК», выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика, отвечают всем признакам недобросовестной конкуренции.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции АО «ОСК» были выданы предупреждения  (исх. №1936/8 от 28.02.2019 г.№1939/8 от 28.02.2019 г.; №1940/8 от 28.02.2019 г.; №1941/8 от 28.02.2019 г.; №1942/8 от 28.02.2019 г.) о необходимости:

- устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения путем издания локального нормативного акта (внесения изменения в существующий) содержащего требования осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, проведения разъяснительной работы с сотрудниками, осуществления расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный АО «ОСК» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии, причитающуюся АО «ОСК» в соответствии с государственным контрактом на оказание услуг ОСАГО.

Исходя из пункта 3 статьи 51 того же Закона № 135-ФЗ лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми, обязано перечислить в федеральный бюджет полученный в результате их осуществления доход.

В пункте 13 Обзора ВС РФ от 16.03.2016 разъяснено, что под доходом, подлежащим взысканию в федеральный бюджет с лица, чьи действия (бездействия) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, следует понимать доход, полученный от таких противоправных действий (бездействия).

По смыслу положений Закона о защите конкуренции взыскание дохода является мерой ответственности в виде изъятия дохода, полученного в результате незаконных действий. Правило определения размера дохода, подлежащего перечислению в бюджет, основано на принципе взыскания только того дохода, который получен именно от противоправных действий, и не предполагает его исчисление в виде суммы "чистого" дохода (с учетом особенностей результатов хозяйственной деятельности того или иного субъекта). Следовательно, предложение о перечислении в бюджет суммы, полученной по договору, заключенному в результате действий, содержащих признаки недобросовестной конкуренции, соответствует нормам Закона о защите конкуренции.

АО «ОСК» проинформировано о том, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

АО «ОСК» сообщено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Однако, в адрес антимонопольного органа 31.05.2018г. поступили уведомления АО «ОСК» (вх. №2748-з от 01.04.2019 г.; №2749-з от 01.04.2019 г.; №2750-з от 01.04.2019 г.; №2751-з от 01.04.2019 г.; №2752-з от 01.04.2019 г.) об отсутствии оснований для выполнения выданных предупреждений.

Таким образом, предупреждения в срок, установленный Самарским УФАС России, не выполнены.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения в установленный срок предупреждения, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом руководителя Самарского УФАС России №46 от 10.04.2019 г. возбуждено дело №063/01/14.8-106/2019, приказом №47 от 10.04.2019 г. возбуждено дело №063/01/14.8-107/2019, приказом №48 от 10.04.2019 г. возбуждено дело №063/01/14.8-108/2019; приказом №49 от 10.04.2019 г. возбуждено дело №063/01/14.8-109/2019; приказом №50 от 10.04.2019 г. возбуждено дело №063/01/14.8-110/2019 по признакам нарушения АО «ОСК» статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения вышеуказанных дел АО «ОСК» были заявлены ходатайства об объединении дел №063/01/14.8-106/2019, №063/01/14.8-107/2019, №063/01/14.8-108/2019, №063/01/14.8-109/2019, №063/01/14.8-110/2019 в одно производство.

Согласно ч. 1 ст. 47.1 Закона  о защите конкуренции антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел.

В производстве Самарского УФАС России находились дела №063/01/14.8-106/2019, №063/01/14.8-107/2019, №063/01/14.8-108/2019, №063/01/14.8-109/2019, №063/01/14.8-110/2019 о нарушении АО «ОСК» антимонопольного законодательства.

По всем указанным делам АО «ОСК» вменяется в вину совершение действий, отвечающих признакам недобросовестной конкуренции, при проведении электронных аукционов по ОСАГО.

Все аукционы по ОСАГО проводились для нужд государственных заказчиков Самарской области и уполномоченным органом выступало Главное управление организации торгов Самарской области.

Кроме того, электронные аукционы проводились в период с сентября 2018 года по декабрь 2018 года.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия удовлетворила заявленные АО «ОСК» ходатайства и объединила дела №063/01/14.8-106/2019, №063/01/14.8-107/2019, №063/01/14.8-108/2019, №063/01/14.8-109/2019, №063/01/14.8-110/2019 в одно производство.

В соответствии с ч.8 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Заказчики определили начальную (максимальную) цену контракта в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Кроме того, Заказчики в документации об аукционе указывали, что при расчете Кбм должен быть применен в соответствии со сведениями, указанными в Обосновании Н(М)ЦК.

В адрес Заказчиков по аукционам: №0142200001318015835, №0142200001318015704, №0142200001318016888, №0142200001318011846, №0142200001318017721 осуществлены запросы информации, а именно, необходимость представления письменных объяснений о способе формирования установленных в Документации об аукционе коэффициентов КБМ, по аукциону №0142200001318011846 (использование сведений о коэффициентах КБМ из базы АИС РСА, использование сведений о коэффициентах КБМ из государственных контрактов за предшествующий период, собственный расчет коэффициентов КБМ Заказчика без использования базы АИС РСА и государственных контрактов за предшествующий период) (с приложением подтверждающих документов).

Согласно ответам ГБУЗ СО «Тольяттинская городская поликлиника №2» (вх. №5021-з от 03.06.2019 года) и ГКУ СО «Служба транспортного обеспечения» (вх. №4887-з от 30.05.2019 года) данные заказчики при расчете КБМ использовали сведения о коэффициентах КБМ из базы АИС РСА.

В свою очередь, согласно ответам ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» (вх. №4936-з от 31.05.2019 года), Самарской Губернской Думы (вх. №4932-з от 31.05.2019 года) и ГБУЗ СО «Пестравская центральная районная больница» (вх. №845-з от 29.05.2019 года) данные заказчики при расчете КБМ использовали сведения о коэффициентах КБМ из государственных контрактов за предшествующий период.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Однако, АО «ОСК» правом, предоставленным частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, не воспользовалось.

Кроме того, при подаче первых частей заявок АО «ОСК» выразило свое согласие с условиями Документации об аукционе.

При этом участвуя в самой процедуре аукциона, АО «ОСК» своими действиями допустило снижение цены контрактов, по которым НМЦК изначально заказчиками была рассчитана в соответствии с требованиями законодательства РФ об ОСАГО с применением тарифного метода.

Следовательно, с учетом требований Документации об аукционе изменение цены контракта, равно как и коэффициентов было невозможно  и не допускалось условиями закупок.

В случае отсутствия значений коэффициентов у Заказчика, страховая компания имеет возможность использовать данные автоматизированной информационной системы обязательного страхования (определение Верховного Суда РФ от 28.02.2018 № 310-КГ17-23701 по делу № А54-7687/2016).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что ответчик, располагая информацией, размещённой в техническом задании, необоснованно применял заниженные коэффициенты, в связи с чем снижал размер страховой премии, и тем самым незаконно получал преимущество перед другими участниками электронного аукциона. 

Самарским УФАС России в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 года №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состоянии конкурентной среды на товарном рынке» подготовлен аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг по страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Из указанного выше аналитического отчета следует, что товарным рынком в данном случае является рынок услуг по страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. При этом установлено, географическими границами рынка является территория Самарской области. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включает не менее 10 организаций.

 Также из материалов дела следует, что временем совершения вышеназванных нарушений со стороны АО «ОСК» является:

- 17.09.2018 года (время 10:21:14), что подтверждается Протоколом проведения электронного аукциона №0142200001318011846 от 17.09.2018 года;

- 26.11.2018 года (время 09:00:13), что подтверждается Протоколом проведения электронного аукциона №0142200001318015835 от 26.11.2018 года;

- 26.11.2018 года (время 09:25:35), что подтверждается Протоколом проведения электронного аукциона №0142200001318015704 от 26.11.2018 года;

- 06.12.2018 года (время 10:02:44), что подтверждается Протоколом проведения электронного аукциона №0142200001318015704 от 06.12.2018 года;

- 10.12.2018 года (время 10:47:03), что подтверждается Протоколом проведения электронного аукциона №0142200001318017721 от 10.12.2018 года.

Довод АО «ОСК» о том, что в действиях Общества отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции в связи с тем, что заявки АО «ОСК» на участие в электронных аукционах № 0142200001318015835 и № 0142200001318016888                            были поданы ранее заявок остальных участников, допущенных к участию в аукционах, Комиссия Самарского УФАС России не принимает в качестве доказательства отсутствия недобросовестной конкуренции, поскольку согласно ч. 8 ст. 66  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.

В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера (ч. 9 ст. 66).

Таким образом, участнику электронного аукциона на момент формирования цены контракта и подачи заявки не могло быть известно, что его заявка ко времени подачи будет первой.

Другие доводы АО «ОСК» были предметом рассмотрения настоящего дела и им дана оценка в тексте решения.

Кроме того, ссылка АО «ОСК» на письмо ФАС России № АД/48891/14 от 01.12.2014г. является необоснованной, поскольку доводы письма даны без учета признаков недобросовестной конкуренции, а также не учтена сложившаяся судебная практика:

- определение Верховного Суда РФ от 17.07.2015 № 308-КГ15-8926 по делу № А53 - 19327/2014;

- постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2012 по делу № А52-1714/2011;

- определение ВАС РФ от 09.02.2012 № ВАС-319/12 по делу № А58- 2053/11;

- определение ВАС РФ от 10.08.2012 № ВАС-10484/12 по делу № А53-3716/2012;

-  постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2013 по делу № А39-2781/2012;

- постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2017г. по делу           № А55-19868/2016;

- постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.08.2018г. по делу            № А55-30694/2017;

- определение Верховного Суда РФ от 28.02.2018 № 310-КГ17-23701 по делу № А54-7687/2016.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия АО «ОСК», выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика, свидетельствуют о нарушении статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела и направила его копии в адрес Ответчика.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

От ответчика в письменном виде возражения относительно доводов, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не поступили.

Представитель ответчика на заседании Комиссии устно настаивал на доводе об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестной конкуренции в связи с тем, что заявки АО «ОСК» на участие в электронных аукционах 0142200001318015835 и № 0142200001318016888 были поданы ранее заявок остальных участников, допущенных к участию в аукционах.

Оценка данному доводу Комиссией Самарского УФАС России дана в заключении об обстоятельствах дела (исх. № 7480/8 от 27.06.2019 г.) и настоящем решении.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия Акционерного общества «Объединенная страховая компания» (443099  г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 94, ИНН 6312013969, ОГРН 1026301414930, дата регистрации 18.09.1991г.), выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика, недобросовестной конкуренцией, что является нарушением статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Предписание Акционерному обществу «Объединенная страховая компания» не выдавать.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской  области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического и должностного  лица.

Связанные организации

Связанные организации не указаны