Определение №3590/6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 063/01/10-319/2021 О НАРУШЕН... от 9 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 063/01/10-319/2021
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К РАССМОТРЕНИЮ

09.04.2021 г.                                                                                                                       г. Самара
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>.

УСТАНОВИЛ:

В Самарское УФАС России поступило заявление Садоводческого некоммерческого товарищества «Ясная поляна» (далее – СНТ, заявитель) о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее также Общество, региональный оператор) при оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Согласно доводам заявителя, в адрес отдельных членов СНТ от регионального оператора стали поступать документы о необходимости оплаты услуг по обращению с ТКО, оказанных по адресу их жилых домов, расположенных в границах товарищества. При этом из содержания заявления и представленных документов следует, что в качестве исполнителя коммунальных услуг указанные лица выбрали СНТ, которое по договору с ООО «ЭкоСтройРесурс» от 13.05.2020 г. № ТКО-18720, рассчитывается за коммунальную услугу по обращению с ТКО от их имени как членов товарищества. СНТ указывает, что в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» по начислению платы за услуги по обращению с ТКО в адрес отдельных членов СНТ индивидуально, усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением.
Самарским УФАС России при рассмотрении заявления в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции запрошены дополнительные документы и сведения как у СНТ, так и у ООО «ЭкоСтройРесурс». По результатам рассмотрения полученной информации установлено следующее.
В силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге.
Правоотношения в сфере обращения с отходами, наряду с вышеназванными нормативными правовыми актами, регулируются также Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО).
Частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм действующего законодательства, оказание потребителям услуг по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором по обращению с ТКО. Собственники ТКО и региональный оператор имеют взаимную обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом пунктом 8(1) Правил обращения с ТКО установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в жилых домах, с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника.
В соответствии с пунктом 148(5) Правил представления коммунальных услуг условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из указанных норм следует, что собственникам жилого дома предоставлено право выбора условий предоставления услуги по обращению с ТКО: путем заключения договора с региональным оператором, либо заключения договора с иной организацией, в том числе с СНТ.
Как следует из имеющихся документов, между СНТ и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 13.05.2020 г. № ТКО-18720 с условием о порядке коммерческого учета отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно представленным сведениям, региональным оператором данный договор заключен с СНТ, которое действует от имени и в интересах 355 членов СНТ. Из изложенного следует, что указанные члены СНТ в качестве исполнителя коммунальных услуг выбрали СНТ.
Исходя из имеющихся данных, ООО «ЭкоСтройРесурс» дополнительным соглашением от 05.03.2021 г. № 1 к договору с СНТ, предложило изменить способ коммерческого учета по договору на расчетный способ исходя из норматива накопления ТКО, выраженного в количественных показателях объема, установив в качестве расчетной единицы – 1 члена СНТ.
Кроме того, из общего количества членов СНТ (355) региональный оператор исключил 14 членов, имеющих в собственности жилые помещения. Указанным лицам плата за услуги по обращению с ТКО стала рассчитываться индивидуально путем применения норматива накопления ТКО, утвержденных Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 г. № 1023. Данным приказом определен норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области (1 квадратный метр общей площади жилого помещения).
Как указывает ООО «ЭкоСтройРесурс», действующим законодательством установлены различные нормативы накопления ТКО для расчета платы за услуги по обращению с ТКО с собственниками индивидуальных жилых домов и участниками садоводческих кооперативов и садово-огородных товариществ.
При этом собственники жилых домов, которым ООО «ЭкоСтройРесурс» выставляет индивидуальные платежные документы, являются участниками (членами) СНТ. Имеющиеся материалы также подтверждают, что их жилые дома расположены в границах СНТ «Ясная Поляна», а собственники в качестве исполнителя коммунальных услуг выбрали не регионального оператора, как указано в подпункте «а» пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг, а СНТ «Ясная Поляна» в соответствии с подпунктом «б» пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, региональным оператором проигнорирован выбор условий предоставления коммунальных услуг отдельных членов СНТ, имеющих в собственности жилые дома.
Вышеуказанные собственники жилых домов, которым ООО «ЭкоСтройРесурс» индивидуально начисляет плату за обращение с ТКО, оплачивают членские взносы в адрес СНТ, которые распределяются последним, в том числе, на оплату услуг по обращению с ТКО.
В связи с этим возникает ситуация, когда члены СНТ, владеющие жилыми помещениями на территории товарищества, вынуждены оплачивать услуги по обращению с ТКО в адрес регионального оператора и в адрес СНТ, что противоречит действующему законодательству, поскольку плата за одну и ту же услугу дважды не предусмотрена.
При этом из имеющихся сведений следует, что собственники жилых помещений на территории товарищества, будучи членами СНТ, осуществляют складирование ТКО в контейнеры, принадлежащие СНТ и включенные в договор между СНТ и ООО «ЭкоСтройРесурс». Доказательств обратного не установлено.
В связи с вышеизложенным, действия ООО «ЭкоСтройРесурс» свидетельствуют об ущемлении интересов неопределенного круга потребителей.
Самарским УФАС России установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в Самарской области, начиная с 01.01.2019 г. Общество является единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории региона. Потребители не имеют возможности обратиться за получением данной услуги к какому-либо иному лицу, кроме ООО «ЭкоСтройРесурс». 
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Имеющиеся документы и сведения свидетельствуют о том, что действия ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившиеся в начислении платы за услуги по обращению с ТКО членам СНТ, имеющим в собственности жилые помещения, выбравшим условия предоставления услуги по обращению с ТКО путем заключения договора с СНТ «Ясная Поляна», без учета положений подпункта «б» пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг, указывают на признаки злоупотребления доминирующим положением, результатом которых является или может являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей.
При указанных обстоятельствах Самарским УФАС России в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 8, 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан приказ от 09.04.2021 г. № 48 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 063/01/10-319/2021 к рассмотрению на «26» мая 2021 года в 14 часов 00 минут по адресу: Самарское УФАС России, г. Самара, ул. Ерошевского, 3А, 4 этаж.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 063/01/10-319/2020 в качестве:
- заявителя – Садоводческое некоммерческое товарищество «Ясная поляна» (ул. Парижской коммуны, 28-177, г. Самара, пос. Управленческий, Самарская область, ИНН: 6313132373);
- ответчика – ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232).  

3. ООО «ЭкоСтройРесурс» представить в срок до «07» мая 2021 года следующие документы и сведения:
3.1. Информация о местах складирования ТКО членами СНТ (<…>, <…>,  <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>), имеющими в собственности жилые помещения, которым ООО «ЭкоСтройРесурс» оказывается услуга по обращению с ТКО, что следует из платежных документов, выставленных в адрес указанных членов СНТ, с приложением подтверждающих документов (акты оказанных услуг, акты сверки расчетов, фотоматериалы, видеоматериалы, распечатки средств объективного контроля «Глонасс-GPS», выписки из путевых журналов и т.д.);
3.2. Надлежащим образом заверенные копии документов, содержащих переписку (в том числе с электронном виде), между ООО «ЭкоСтройРесурс» и членами СНТ, имеющими в собственности жилые помещения, по вопросам оказания услуги по обращению с ТКО, порядка оплаты услуги, заключения договоров, иным вопросам;
3.3. Письменные пояснения относительно обстоятельств, изложенных в настоящем определении, в том числе относительно обоснованности выставления платежных документов указанным в пункте 3.1 настоящего определения членам СНТ, имеющим в собственности жилые дома, без учета положений пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг о наличии права выбора собственником жилого дома условий предоставления услуги по обращению с ТКО;
3.4. Иные документы и сведения, необходимые, по мнению ООО «ЭкоСтройРесурс», для рассмотрения дела по существу.

4. СНТ представить в срок до «07» мая 2021 года следующие документы и сведения:
4.1. Надлежащим образом заверенную копию решения (протокола) общего собрания товарищества, согласно которому СНТ наделено полномочиями действовать в интересах и от имени членов товарищества во взаимоотношениях с организациями, предоставляющими коммунальные услуги, в частности, услугу по обращению с ТКО, заключать с такими организациями соответствующие договоры;
4.2. Надлежащим образом заверенные копии договоров на оказание коммунальных услуг/на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенных СНТ с членами СНТ, являющимися собственниками жилых домов в границах СНТ со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;
4.3. Надлежащим образом заверенная копия схемы территории СНТ, утвержденная генеральным планом муниципального образования (иным документом) (на схеме необходимо цветом обозначить границы СНТ, представляемая в адрес антимонопольного органа схема должна являться читабельной);
4.4. Имеющаяся у СНТ информация о местах складирования ТКО членами СНТ (<…>, <…>,  <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>), имеющими в собственности жилые помещения (при наличии необходимо представить подтверждающие документы, фотоматериалы, видеоматериалы и т.д.);
4.5. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих внесение членами СНТ, указанных в пункте 4.4 настоящего определения, членских взносов, использующихся СНТ «Ясная поляна» в целях расчетов с региональным оператором за услуги по обращению с ТКО;
4.6 Иные документы и сведения, необходимые, по мнению СНТ, для рассмотрения дела по существу.

Примечание. Согласно статье 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
В силу части 2 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обращаем внимание, что решение о явке на заседание Комиссии по рассмотрению дела следует принимать с учетом сложившейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации.
При этом сообщаем, что в соответствии с частью 2.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции заседание Комиссии по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по инициативе Комиссии может быть проведено посредством видео-конференц-связи. 
В связи с этим сообщаем о порядке подключения лиц, участвующих в деле, их представителей к видеоконференции.
Для подключения необходимо с помощью браузера «Google Chrome» перейти по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0497782700 в строке «Имя пользователя» – указать наименование организации, интересы которой Вы представляете, выбрать способ подключения к конференции «Браузер Web RTC», проверить настройки звука и видео и подключиться к конференции.

В случае участия в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи, лицам, участвующим в деле, также необходимо направить на адреса электронной почты Самарского УФАС России, исполнителя (не более 10 Мб): to63@fas.gov.ru, to63-<…>@fas.gov.ru, либо представить в канцелярию до заседания Комиссии следующие документы и сведения:
- номера телефонов контактных лиц для оперативного выяснения организационных вопросов, возникающих до и в ходе заседания Комиссии;
- скан-копии надлежащим образом оформленных доверенностей лиц, имеющих право подписывать, направлять документы, представлять интересы в Самарском УФАС России (во время проведения видео-конференц-связи участвующим лицам при себе необходимо иметь оригиналы данных документов и документ, удостоверяющий личность);
- при наличии ходатайства, заявления, документы и пояснения по делу в письменном виде. 
В случае решения о проведении заседания Комиссии посредством видеоконференции либо поступления соответствующих ходатайств все лица, участвующие в деле, будут заблаговременно проинформированы. При возникновении вопросов, связанных с участием в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи, можно обратиться к исполнителю по делу <…> – контактный телефон 8 (846) 200-15-63.
Лица, участвующие в деле, также вправе принять решение о проведении заседания Комиссии в их отсутствие, для чего в адрес Самарского УФАС России может быть направлено соответствующее ходатайство.
Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.


Председатель Комиссии                                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны