Определение №5186/7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 063/01/17-214/2020 о нарушен... от 23 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Самарское УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Оксиум» (далее – Заявитель) с доводами о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях филиала «Самарский» публичного акционерного общества «Т Плюс» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса цен на право поставки «Стекла жидкого натриевого» для нужд филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» в 2020 г. (извещение № 31908525986, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908525986, https://www.roseltorg.ru) (далее – Запрос цен).

Одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Как следует из поступившего заявления, ООО «Оксиум» в одном из доводов указывает, что Заказчиком установлены избыточные требования к поставляемой продукции, в связи с чем ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Самарский» ограничивает круг потенциальных участников.

По результатам рассмотрения указанного заявления в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции, а также в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339 (далее – Административный регламент), установлено следующее.

 

15.11.2019г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение № 31908525986 о проведении Запроса цен. Актуальная документация по Запросу цен (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 15.11.2019г.

Согласно пункту 4.2.5 части 4.2 раздела 4 Приложения № 2 к Положению о закупке закупочная документация разрабатывается Заказчиком и утверждается его руководителем или лицом/органом, уполномоченным на это в соответствии с ЛНА Заказчика. Текст закупочной документации перед ее утверждением должен согласовываться на заседании Закупочной комиссии либо единолично председателем Закупочной комиссии.

В соответствии с пунктом 2.1 Документации о закупке техническое задание (далее – ТЗ) содержит установленные Заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, а также требования к документам, подтверждающим соответствие предлагаемой продукции требованиям закупочной документации.

Техническое задание приведено в Приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящей закупочной документации (пункт 2.2 Документации о закупке).

 

В соответствии с подпунктом k) пункта 4.5.2.1 Документации о закупке участник закупки должен включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие его соответствие требованиям закупочной документации:

  1. заверенную копию экспертного заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам (действующее в течение срока поставки и эксплуатации продукции), соответствующее СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09», паспорта безопасности химической продукции, оформленного согласно требований ГОСТ 30333-2007.

ООО «Оксиум» полагает, что данное требование является незаконным. Заявитель указывает, что для стекла жидкого натриевого отсутствуют санитарно-эпидемиологические нормативы для целей их применения в СЦГВ.

Пункт 2 ТЗ гласит, что Заказчику требуется реагент для антикоррозийной обработки сетевой воды открытых систем теплоснабжения г. Самары и г. Тольятти в соответствии с СО 153-34.37.505 «Методические указания по силикатной обработке подпиточной воды сетевого тракта на ТЭЦ».

Пунктами 4, 5, 6, 7 ТЗ установлено, что поставляемая продукция должна соответствовать ГОСТ 13078-81 (с изм. № 1, 2) и другим документам стандартизации, действующим на территории РФ, должна иметь экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам (действующее в течение срока поставки и эксплуатации продукции), соответствующее СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09».

Согласно пункту 7 ТЗ поставщик обязуется в момент проведения закупочной процедуры предоставить Заказчику копию паспорта (сертификата) качества выдаваемого заводом изготовителем, заверенную копию экспертного заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам (действующее в течение срока поставки и эксплуатации продукции), соответствующее СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09», паспорта безопасности химической продукции, оформленного согласно требованиям ГОСТ 30333-2007.

Согласно пункту 2.6 СанПиН 2.1.4.2496-09 в СЦГВ должна использоваться продукция (материалы, реагенты оборудование и т.д.), разрешенная для применения в таких системах на основе санитарно-эпидемиологической экспертизы, выполненной в аккредитованных на соответствующие виды работ организациях и учреждениях.

В соответствии с пунктом 2.7 СанПиН 2.1.4.2496-09 при отсутствии санитарно-эпидемиологических нормативов на реагенты или их компоненты, используемые для применения в СЦГВ, разработчик должен обеспечить проведение работ по обоснованию гигиенических нормативов в воде, регламентирующих их безопасность и разработку метода контроля за их содержанием в воде.

Из имеющихся документов не усматривается, что на продукцию «стекло жидкое натриевое» установлены Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам для целей их применения в СЦГВ.

Вместе с тем, установлено, что у ООО «Оксиум» имеется паспорт безопасности химической продукции, в котором указаны гигиенические нормативы содержания силиката натрия в различных средах, в том числе и в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

Заявителем представлены доказательства, подтверждающие наличие сертификата соответствия ГОСТ 13078-81, выдаваемого сроком на три года, а также паспорт безопасности химической продукции, разрабатываемый на 5 лет, который содержит множество сведений о продукции, в том числе гигиенические нормативы и ПДК содержания компонентов реагента в атмосфере, воде и почве.

Заявителем в подтверждение своей позиции представлены дополнения к заявлению о нарушении Закона о защите конкуренции, также представлены разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор).

Согласно указанным разъяснениям реагент силикат натрия разрешен к применению для противонакипной обработки воды (письмо от 15.01.2020г. № 09-276-2020-19). Роспотребнадзором в данном письме также указывается, что данный реагент не подлежит государственной регистрации, а значит, на него не может выдаваться требуемое Заказчиком экспертное заключение. Роспотребнадзором указано, что данный продукт подлежит декларированию.

На основании вышеизложенного, требование о представлении участниками в составе заявки экспертного заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам установлено неправомерно и влечет за особой ограничение в торгах круга потенциальных участников.

 

Антимонопольные требования к торгам установлены статьей 17 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Действия ПАО «Т Плюс» могут привести к ограничению конкуренции, поскольку установленное требование в подпункте k) пункта 4.5.2.1 Документации о закупке является не обоснованным, что имеет последствиями фактическое ограничение числа потенциальных участников и ограничение конкуренции при проведении закупки.

ООО «Оксиум», как и другие потенциальные претенденты, не смогло составить заявку с приложением документов, требуемых Заказчиком, отраженных в Документации о закупке. Требование к заявке, установленное в подпункте k) пункта 4.5.2.1 Документации о закупке, в части получения экспертного заключения – не является выполнимым.

Отношения Заказчика и участников в сфере действия Закона о закупках и в частности отклонение Заказчиком в соответствии с порядком, установленным Документацией о закупке, несоответствующих требованиям Документации о закупке заявок участников – является нарушением прав и законных интересов участников, при условии, что установленные требования являются не выполнимыми.

В результате установления Заказчиком в Документации о закупке такого необоснованного требования заявка участника ООО «Оксиум» отклонена по причине непредставления в составе заявки заверенной копии экспертного заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам.

Имеющиеся документы и сведения указывают на наступление в результате указанных действий последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Установление ПАО «Т Плюс» требования в подпункте k) пункта 4.5.2.1 Документации о закупке в части представления в составе заявки заверенной копии экспертного заключения может привести к ограничению количества участников Запроса цен, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции.

При данных конкретных обстоятельствах в рассматриваемом случае присутствует необходимая и достаточная совокупность данных, указывающих, что в действиях ПАО «Т Плюс» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного издан Приказ Самарского УФАС России от 09.04.2020г. № 35-1 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» (143421, Московская область, район Красногорский, автодорога Балтия, территория 26 км, б-ц Рига-Ленд, строение 3, офис 506) части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 063/01/17-214/2020 к рассмотрению на « 28 » « мая » «2020» года в « 15 » час. « 00 » мин. по адресу: город Самара, улица Ерошевского, дом 3А, 4 этаж, кабинет 456.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика:

ПАО «Т Плюс» (143421, Московская область, район Красногорский, автодорога Балтия, территория 26 км, б-ц Рига-Ленд, строение 3, офис 506).

заявителя:

ООО «Оксиум» (432071, Ульяновская область, город Ульяновск, улица Федерации, дом 83, офис 32).

  1. ПАО «Т Плюс», филиалу «Самарский» ПАО «Т Плюс» представить в срок до « 15 » « мая » « 2020 » года:
  • общие сведения по форме согласно приложению № 1 к настоящему Определению;
  • письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в настоящем определении;
  • иные документы и сведения, которые имеют значение для рассмотрения настоящего дела по существу.

ООО «Оксиум» в срок до « 15 » « мая » « 2020 » года:

  • общие сведения по форме согласно приложению № 1 к настоящему Определению.

 

С учетом неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Самарское УФАС России просит лиц, участвующих в деле, предоставить согласие на получение всех процессуальных документов по электронной почте (приложение № 2 к настоящему Определению), а также принять одно из следующих решений:

    1. обеспечение явки на заседание комиссии Самарского УФАС России по рассмотрению дела в назначенные время и дату с учетом сложившейся на территории Самарской области санитарно-эпидемиологической ситуации;
    2. направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле;
    3. уведомление Самарского УФАС России о возможности рассмотрения дела с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

О принятом решении надлежит сообщить в адрес Самарского УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего письма. Ответ просим также направить на адреса электронной почты Самарского УФАС России, исполнителя (не более 10 Мб): to63@fas.gov.ru, <...>.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании комиссии Самарского УФАС России по рассмотрению дела, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела

Связанные организации

Связанные организации не указаны