Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА от 17 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 063/01/11-297/2020

 

«17» августа 2021 г.                                                                                                         г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе (далее - Комиссия): заместителя руководителя ., начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России …, главного специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России //,

рассмотрев дело № 063/01/11-297/2020 в отношении Акционерного общества «Кошелев-Проект» (ранее – ЗАО Проектно-промышленное строительное объединение» (ППСО) АО «Авиакор») и Акционерного общества «Специализированный застройщик «Кошелев-проект Самара» (далее – АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара») по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции); в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области, Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, Акционерного общества «Кошелев-Проект» и Акционерного общества «Специализированный застройщик «Кошелев – проект Самара» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

в присутствии на заседании Комиссии … – представителя Акционерного общества «Кошелев-Проект» и Акционерного общества «Специализированный застройщик «Кошелев-проект Самара» (доверенность); ….– представителя Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области (доверенность); МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области уведомлено, явка представителей на заседание комиссии не обеспечена,

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось заявление …., направленное ФАС России, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – заявление).

Согласно доводам Заявителя, Закрытое акционерное общество «Проектно-промышленное строительное объединение» (ППСО) АО «Авиакор» (далее – ЗАО «ППСО» АО Авиакор») и Акционерное общество «Специализированный застройщик «Кошелев-проект Самара» (далее –  АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара ») заключили антиконкурентное соглашение при участии в аукционах в электронной форме со следующими реестровыми номерами извещений о проведении закупок: 0142200001318010742, 0142200001318010706, 0142200001317009277, 0142200001317012462, 0142200001317012471, 0142200001318009921.

Приказом Самарского УФАС России от 21.05.2020 г. № 52 возбуждено дело по признакам нарушения ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» и АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара » пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 063/01/11-297/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 21.05.2020 г. к участию в названном деле в качестве заявителей был привлечен …., в качестве ответчиков привлечены ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» и АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара», в качестве заинтересованных лиц привлечены заказчики торгов – Муниципальное бюджетное учреждение «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области (далее – МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области) и Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.

08.04.2021 г. в выписку из единого государственного реестра юридических лиц внесена запись об изменении наименования ЗАО «ППСО» АО «Авиакор». С указанной даты Общество имеет наименование АО «Кошелев-Проект». При описании обстоятельств дела Комиссией будет использоваться наименование ЗАО «ППСО» АО «Авиакор».

В дальнейшем Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что действия ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» и АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара», МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области, Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области указывают на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (определение о привлечении в качестве ответчиков по делу № 063/01/11-297/2020 от 29.07.2020 г.)

Определением об отложении рассмотрения дела № 063/01/11-297/2020 от 20.08.2020 г. к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Приоритет Тольятти», ООО «Управляющая компания «Маттерхорн», ООО «Строительная компания «Атлант» (участники рассматриваемых электронных аукционов).

 

1. Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

24.08.2017 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта: «Дорога «КОШЕЛЕВ ПРОЕКТ» А-18/2» (извещение № 0142200001317009277).

Заказчиком торгов выступила Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 297 387 127,00 рублей. В извещении был установлен срок для подачи заявок на участие в закупке: с 24.08.2017 г. по 11.09.2017 г.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0142200001317009277-1 на участие в торгах было подано 2 заявки, до участия в электронном аукционе допущено 2 заявки.

В электронном аукционе принимали участие АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор». Вторая часть заявки АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» признана несоответствующей требованиям аукционной документации. Снижение по результатам аукциона составило 0,5 % от начальной (максимальной) цены контракта.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем было признано ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» с ценовым предложением 295 900 191,36 рублей.

29.09.2017 г. заказчиком Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и победителем аукциона ЗАО «Проектно-промышленное строительное объединение АО «АВИАКОР» был заключен муниципальный контракт.

 

31.10.2017 г. в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта: «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3 на 1360 мест» (продолжение строительства объекта) (извещение № 0142200001317012462).

Заказчиком торгов выступило Муниципальное бюджетное учреждение «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 207 384 828,67 рублей. В извещении был установлен срок для подачи заявок на участие в закупке:          с 31.10.2017 г. по 16.11.2017 г.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0142200001317012462-1 на участие в торгах было подано 2 заявки, до участия в электронном аукционе допущено 2 заявки.

В электронном аукционе принимали участие АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» (ценовое предложение – 0,5 % от НМЦК), ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» (ценовое предложение, равное НМЦК). Вторая часть заявки АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» признана несоответствующей требованиям заказчика ко вторым частям заявок участников закупок.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем было признано ЗАО «ППСО» АО «Авиакор».

11.12.2017 г. заказчиком торгов и победителем аукциона ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» был заключен муниципальный контракт по цене равной начальной (максимальной) цене контракта.

 

31.10.2017 г. в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства дорога А-18/2 «Кошелев проект» в районе пгт. Смышляевка (извещение № 0142200001317012471).

Заказчиком торгов выступила Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 65 000 000 рублей. В извещении был установлен срок для подачи заявок на участие в закупке: с 31.10.2017 г. по 20.11.2017 г.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0142200001317012471-1 на участие в торгах было подано 3 заявки, до участия в электронном аукционе допущено 3 заявки.

В электронном аукционе принимали участие АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» (ценовое предложение – 0,5 % от НМЦК), ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» (ценовое предложение, равное НМЦК). От ООО «Приоритет Тольятти» ценовых предложений в ходе аукциона не поступало. Заявка АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» признана несоответствующей требованиям заказчика ко вторым частям заявок участников закупок.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем было признано ЗАО «ППСО» АО «Авиакор».

11.12.2017 г. заказчиком Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и победителем аукциона ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» был заключен муниципальный контракт по цене равной начальной (максимальной) цене контракта.

 

30.07.2018 г. в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта капитального строительства муниципальной собственности «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3 на 1360 мест» (извещение № 0142200001318009921).

Заказчиком торгов выступило Муниципальное бюджетное учреждение «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 212 532 761,20 рублей. В извещении был установлен срок для подачи заявок на участие в закупке: с 30.07.2018 г. по 15.08.2018 г.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0142200001318009921-1 на участие в торгах было подано 2 заявки, до участия в электронном аукционе допущено 2 заявки.

В электронном аукционе принимали участие АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара», ЗАО «ППСО» АО «Авиакор». Заявка АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» признана несоответствующей требованиям заказчика ко вторым частям заявок участников закупок.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем было признано ЗАО «ППСО» АО «Авиакор».

04.09.2018 г. заказчиком Муниципальное бюджетное учреждение «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области и победителем аукциона ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» был заключен муниципальный контракт по цене равной начальной (максимальной) цене контракта.

 

15.08.2018 г. в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта социальной инфраструктуры «Кошелев-проект» Дорога А-18/1А (1,2,3,4,6,10 этапы строительства), Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка (извещение № 0142200001318010706).

Заказчиком торгов выступила Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 275 972 418,00 рублей. В извещении был установлен срок для подачи заявок на участие в закупке: с 15.08.2018 г. по 31.08.2018 г.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0142200001318010706-1 на участие в торгах было подано 3 заявки, до участия в электронном аукционе допущено 3 заявки.

В электронном аукционе принимали участие АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор». Заявка АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» признана несоответствующей требованиям заказчика ко вторым частям заявок участников закупок. От ООО «Строительная компания «Атлант» ценовые предложения в ходе проведения аукциона не поступали.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем было признано ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» с ценовым предложением 274 592 555, 91 рублей. Снижение по результатам аукциона составило 0,5 % от начальной (максимальной) цены контракта.

24.09.2018 г. заказчиком Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и победителем аукциона ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» был заключен муниципальный контракт.

 

16.08.2018 г. в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта социальной инфраструктуры «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Дорога А-18/2 Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка (извещение № 0142200001318010742).

Заказчиком торгов выступила Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 150 628 686,25 рублей. В извещении был установлен срок для подачи заявок на участие в закупке: 16.08.2018 г. по 03.09.2018 г.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0142200001318010742 на участие в торгах было подано 3 заявки, до участия в электронном аукционе допущено 3 заявки.

В электронном аукционе принимали участие: АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор». Заявка АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» признана несоответствующей требованиям заказчика ко вторым частям заявок участников закупок. От ООО «УК Маттерхорн» ценовые предложения в ходе проведения аукциона не поступали. Снижение по результатам аукциона составило 0,5 % от начальной (максимальной) цены контракта.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем было признано ЗАО «ППСО» АО «Авиакор».

24.09.2018 г. заказчиком Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области с ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» был заключен муниципальный контракт.

 

2. Комиссией установлено, что ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» и АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» совместно осуществляли подготовку к электронным аукционам с реестровыми номерами извещений 0142200001318010742, 0142200001318010706, 0142200001317009277, 0142200001317012462, 0142200001317012471, 0142200001318009921 и достигли договоренности о модели поведения при участии в данных закупках.

Так, ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» подало заявку на участие в закупке № 0142200001317012462 15.11.2017 г.  в 15:33:55 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. Подача ценовых предложений Обществом также производились с использованием указанного IP-адреса. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценовых предложений, подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на ...

АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» подало заявку на участие в данной закупке 15.11.2017 г. в 15:36:11 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценового предложения осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на ….

ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» подало заявку на участие в закупке №0142200001317012471 20.11.2017 г. в 09:09:09 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценовых предложений, подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на Есину Екатерину Владимировну.

АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» подало заявку на участие в данной закупке 20.11.2017 г. в 09:18:33 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценового предложения. подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на Есину Екатерину Владимировну.

ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» подало заявку на участие в закупке № 0142200001318010742 01.09.2020 г. в 12:43:48 с использованием IP-адреса 85.113.45.191. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача ценовых предложений осуществлялось Обществом с использованием IP-адреса 217.79.19.82.  Подача заявки, ценовых предложений, подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на ….

АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» подало заявку на участие в данной закупке 01.09.2018 г. в 12:12:59 с использованием IP-адреса 85.113.45.191. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача ценовых предложений осуществлялось Обществом с использованием IP-адреса 217.79.19.82. Подача заявки, ценового предложения. подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на ….

ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» подало заявку на участие в закупке №0142200001318010706 30.08.2018 г. в 17:07:38 с использованием IP-адреса 85.113.45.191. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача ценовых предложений осуществлялось Обществом с использованием IP-адреса 217.79.19.82.  Подача заявки, ценовых предложений, подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на ….

АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» подало заявку на участие в данной закупке 30.08.2018 г. в 16:34:29 с использованием IP-адреса 85.113.45.191. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача ценовых предложений осуществлялось Обществом с использованием IP-адреса 217.79.19.82. Подача заявки, ценового предложения. подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на ….

ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» подало заявку на участие в закупке № 0142200001318009921 14.08.2018 г. в 13:54:35 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценовых предложений, подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на ….

АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» подало заявку на участие в данной закупке 14.08.2020 г. в 13:43:43 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценового предложения. подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на Есину Екатерину Владимировну.

В ходе проведения электронного аукциона № 0142200001317009277 ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» 18.09.2017 в 10:02:27 подано ценовое предложение с использованием IP-адреса 217.79.19.82. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценовых предложений, подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на ….

АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» подало ценовое предложение в ходе данной закупки 18.09.2017 г. в 10:03:30 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. В качестве адреса Общество указало адрес – 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценового предложения осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на ….

 

Из анализа указанных документов и сведений следует, что электронные цифровые подписи, которыми удостоверялось совершение юридически значимых действий при участии в закупках, выданы одному лицу от имени обеих организаций – …. Таким образом, действия одного лица по подаче заявок на участие в закупочных процедурах от имени двух участников, выступающих конкурентами, не обеспечивает условия конкуренции в ходе электронных аукционов.

Комиссией установлено, что Обществами использовалась единая инфраструктура для участия в торгах. В частности, для совершения юридически значимых действий хозяйствующие субъекты выходили в сеть Интернет с использованием одинаковых IP-адресов – 217.79.19.82, 85.113.45.191. Вышеуказанный IP-адрес выхода в сеть Интернет предоставлен по договору об оказании услуг связи ЗАО «Кошелев-Проект». По данным операторов связи (ООО «ИнфоЛада», АО «ЭР-Телеком Холдинг») оборудование устанавливалось Обществом по нескольким адресам. При этом IP-сеансы связи (соединения) состоялись с адреса: г. Самара, ул. Мирная, 162.

Кроме того, анализ заявок АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара», ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» показал, что заявки указанных Обществ являются идентичными по содержанию и оформлению, подавались в один день с незначительной разницей во времени.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии безусловной взаимосвязи между ответчиками при подготовке к подаче заявок в целях участия в конкурентной процедуре, а также при проведении торгов.

Комиссией также установлено, что в ходе проведения электронных аукционов электронной торговой площадкой временно блокировались денежные средства участников торгов. Надлежащих финансово-экономических обоснований, указывающих на целесообразность отвлечения указанных денежных средств из оборота организаций, в материалы дела не представлены. Указанные действия со стороны Обществ в отсутствие намерения одержать победу в торгах на наиболее приемлемых условиях являются разумными и обоснованными только в целях обеспечения формального участия в закупках АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» в рамках реализации антиконкурентного соглашения.

Проведенный Комиссией анализ полученных документов и сведений показал, что Обществами выработана антиконкурентная модель поведения при участии в аукционах, направленная на поддержание цены на торгах.

Так, при участии в закупочных процедурах хозяйствующие субъекты делали минимальное количество ценовых предложений. В ходе проведения торгов осуществлялось снижение НМЦК на 0,5% или без такового, после чего Общества отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы, и процедура торгов завершалась. Таким способом по результатам всех закупок, проведенных данным заказчиком, победа обеспечивалась ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», которое получало возможность заключать муниципальные контракты с заказчиком по цене, минимально отличающейся от НМЦК либо равной НМЦК.

Значимым является также то обстоятельство, что проектно-сметная документация по всем объектам разрабатывалась непосредственно участниками торгов, а не заказчиком торгов с учетом муниципальных нужд. НМЦК для проведения аукционов была сформирована на основе сметной документации, переданной участником торгов ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» в адрес заказчиков торгов по договорам, что подтверждается документально.

Анализ поведения ответчиков на электронных аукционах свидетельствует об отсутствии намерения конкурировать между собой на торгах, в результате чего НМЦК не снижалась или снижалась незначительно.

Комиссия пришла к выводу о том, что каждый из участников аукционов – ответчиков по настоящему делу – осознанно направил заявки на участие в торгах, что предполагало соперничество за заключение контрактов с заказчиком, однако, будучи допущенными к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой в целях поддержания цены в рассматриваемых аукционах.

Таким образом, избранная ответчиками антиконкурентная модель поведения на торгах реализовывалась систематически на электронных аукционах с единообразным предметом торгов (строительство социально значимых объектов). Комиссией в рамках рассмотрения дела выявлено 6 электронных аукционов, на которых реализована вышеописанная модель поведения, что указывает на множественность случаев исполнения достигнутых договоренностей.

Кроме того, ранее указанные организации также признавались Самарским УФАС России участниками антиконкурентного соглашения (совместно) в рамках дела № 063/01/16-384/2019. Решение по данному делу признано законным и обоснованным судами трех инстанций и ФАС России. Комиссия отмечает, что обстоятельства заключения антиконкурентного соглашения, рассматриваемые в рамках настоящего дела, схожи с обстоятельствами дела № 063/01/16-384/2019, в рамках которого АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара » и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» аналогичным образом заключили картельное соглашение при участии в торгах на строительство социальных объектов (детских садов и школ).

 

В письменных пояснениях, представленных в материалы дела, а также в ходе заседаний Комиссии Общества заявляли довод о том, что на их совместные действия при участии в торгах не распространяются положения статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку АО «СЗ «Кошелев-проект Самара» и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» являлись подконтрольными хозяйствующими субъектами в понимании частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Общества в обоснование своей позиции представили в материалы дела ряд документов (соглашение от 15.01.2014 г. б/н, заключенное акционерами ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» //// и единственным акционером и генеральным директором ЗАО «Кошелев-Проект Самара», председателем Совета директоров ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» ..., договоры поручительства и пр.).

В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Таким образом, статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен закрытый перечень случаев, при которых положения указанной статьи не распространяются на действия указанных субъектов.

Как установлено Комиссией, ответчики по делу ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» в период совершения нарушения не являлись подконтрольными лицами в понимании частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Как следствие, на совместные действия данных Обществ распространялись запреты, установленные статьей 11 Закона о защите конкуренции.

Документы, на которые ссылаются ответчики, являлись предметом исследования в ходе судебного дела № А55-16982/2020, и получили судебную оценку, согласно которой данные документы не подтверждают наличие отношений подконтрольности в понимании частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» и АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара». При рассмотрении настоящего дела Комиссией не усматривается изменений в правовом положении Обществ по отношению друг к другу и возникновения между ними отношений подконтрольности ввиду изменений в составе исполнительных органов либо учредителей.

Комиссия пришла к выводу о том, что ответчики в период проведения торгов являлись независимыми хозяйствующими субъектами, соперничающими между собой за право победы в конкурентных процедурах, и на их действия распространялись запреты, установленные пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

В обоснование своей позиции об отсутствии в действиях ответчиков нарушения пункта 2 части 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции АО «СЗ «Кошелев-проект Самара» и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» ссылаются на судебные акты по делам №№ А21-4423/2016, А40-266891/2018, А14-3561/2018, А40-37651/2016, А65-25519/2017, А65-21680/2017, А63-2460/2015.

Как следует из судебных актов, основаниями для отмены решений антимонопольных органов являлись такие причины, как: недостаточность доказательств договоренностей хозяйствующих субъектов (вывод о сговоре хозяйствующих субъектов основан только на их поведении при участии в торгах, истечение сроков давности признания со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, наличие отношений подконтрольности между ответчиками по делу и невозможность признания в их действиях нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции).

Фактические обстоятельства, рассмотренные судами в рамках указанных дел, являются отличными от тех, которые рассматриваются Комиссией в рамках настоящего дела. Как следствие, выводы, изложенные в судебных актах, на которые ссылается Заявитель, о недоказанности антимонопольными органами нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях хозяйствующих субъектов основаны на оценке доказательств и фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении антимонопольным органом иных правовых ситуаций.

Выводы, содержащиеся в указанных судебных актах, вопреки доводам Обществ, не свидетельствуют об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в их действиях. В рамках настоящего дела Комиссией собрана достаточная совокупность доказательств, позволяющая квалифицировать действия ответчиков как нарушение требований антимонопольного законодательства.

 

3. Комиссией, наряду с фактом заключения антиконкурентного соглашения между участниками торгов, также установлен факт заключения антиконкурентного соглашения между МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара», а также между Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара».

Исходя из материалов дела в результате проведения закупок на строительство объекта «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Дорога А18/2 Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка» (извещения №№ 0142200001317009277, 0142200001317012471,  0142200001318010742) победителем аукционов признано ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», с которым заключены муниципальные контракты 29.09.2017 г., 11.12.2017 г., 24.09.2018 г. соответсвенно.

По результатам проведения закупки на выполнение работ по строительству объекта социальной инфраструктуры «Кошелев-Проект» Дорога А-18/1А (1,2,3,4,6,10 этапы строительства)», Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка (извещение №0142200001318010706) победителем также признано ЗАО «ППСО» АО «Авиакор». По итогам проведения указанной закупки 24.09.2018 заключен контракт с победителем аукциона ЗАО «ППСО» АО «Авиакор».

Конкурентные процедуры проводились заказчиками торгов в порядке Федерального законом от 05.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), регулирующего правоотношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом в силу части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4 статьи 24 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Из буквального толкования положений действующего законодательства следует, что аукцион является состязательной процедурой, в рамках которой на равных условиях могут принять участие субъекты, конкурирующие между собой на том или ином товарном рынке.

 

Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке, в том числе описание объекта закупки (технических и иных требований к нему) формируется заказчиком на основе разработанной проектной документации. Заказчик подготавливает проектную документацию на строительство объектов самостоятельно либо проводит конкурентную процедуру на выполнение работ по разработке проектной документации, в том числе технического задания.

Заказчиком в понимании пункта 7 статьи 3 Закона о контрактной системе является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

В соответствии с положениями статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации направление проектной документации объекта на экспертизу также должно осуществляться заказчиком строительства.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации лицом, формирующим проектную и аукционную документации, в том числе определяющим требования к объекту закупок исходя из собственных нужд; лицом, направляющим проектную документацию объекта на экспертизу, должны были являться заказчики рассматриваемых электронных аукционов.

 Вместе с тем, полученные Комиссией документы свидетельствуют о том, что при формировании аукционной документации и определении начальной (максимальной) цены контракта МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области и Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области исходили из данных проектно-сметных документаций, разработанных на основании нужд юридических лиц - субъектов рынка, потенциальных участников конкурентных процедур, при этом конкурентная процедура на выполнение работ по ее разработке заказчиком также не проводилась. Указанные действия не соответствуют положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

Комиссией установлено, что ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» являлось заказчиком разработки проектной документации по объектам рассматриваемых закупок. Кроме этого, имеющимися материалами дела подтверждается, что ЗАО «ППСО» АО «АВИАКОР» совершались действия по проведению экспертиз проектных документаций и результатов инженерных изысканий, сметной документации, проверок достоверности определенной сметной стоимости по объектам Дорога А-18/1А, Дорога А18/2.

Как следует из материалов дела, по проектной документации по объектам Дорога А18/2, Дорога А18/2 ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» на основании заявлений Общества в соответствии с договорами на оказание услуг по проведению экспертизы, заключенных с ГАУ СО «Государственная экспертиза проектов в строительстве» получены положительные заключения экспертиз на проектную документацию и результаты инженерных изысканий № 63-1-1-3-0037-16 от 10.02.2016 г.; №63-1-1-3-0074-17 от 24.03.2017; №63-1-1-3-0132-17 от 27.06.2017. 

Согласно имеющимся материалам, заявителем при проведении экспертиз выступило ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», являющееся также застройщиком и техническим заказчиком. 

Таким образом, ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», выступая заказчиком разработки проектной документации по объектам Дорога А-18/1А, Дорога А18/2, до проведения рассматриваемых закупок совершались действия по получению положительных результатов экспертиз проектно-сметной документации в целях последующего строительства объектов.

 

05.07.2017 г. Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области с ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» заключен договор безвозмездного пользования документацией №7158.

Пунктом 1.1. указанного договора установлено, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» (Ссудодатель) обязуется предоставить в безвозмездное пользование Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области (Ссудополучатель) проектную документацию по объекту: «Кошелев-Проект» Дорога А18/2 Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смышляевка. Документация принадлежит ЗАО «ППСО» АО «АВИАКОР» на праве собственности. Ссудополучатель в соответствии с пунктом 2.1 договора обязан использовать принятую в пользование документацию в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления.

Переданная заказчику проектная документация впоследствии легла в основу аукционной документации электронных аукционов №№0142200001317012471, 0142200001317009277, 0142200001318010742 на строительство объекта А-18/2.

Комиссией выявлен аналогичный факт передачи ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» проектной документации по объекту: «Кошелев-Проект» Дорога А-18/1А (1,2,3,4,6,10 этапы строительства)», Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смышляевка на безвозмездной основе Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области по договору безвозмездного пользования документацией №9205/А-18.1А от 17.05.2018 г. Данная проектная документация впоследствии легла в основу аукционной документации электронного аукциона № 0142200001318010706 на строительство объекта А-18/1А.

Вышеизложенное свидетельствует о намеренном взаимодействии Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» до проведения рассматриваемых закупок, где данные лица выступили Заказчиком и участником торгов. В результате указанного взаимодействия созданы условия, позволившие обеспечить преимущественные условия участия в торгах.

Комиссией установлено, проектно-сметные документации, переданные ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» в адрес заказчика торгов, размещены последним в ЕИС при проведении аукционов (включая пометки о разработчике документации ЗАО «ППСО» АО «Авиакор»). Какие-либо изменения, определяющие основные характеристики и параметры объектов строительства, заказчиком в проектно-сметную документацию не вносились.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что при разработке проектной документации была разработана и сметная документация, то есть фактически произведен расчет стоимости работ.

ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» также получены положительные заключения экспертиз по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости по объектам Дорога А18/2, Дорога А-18/1А: № 63-1-5155-16 от 10.02.2016; №63-1-5984-11 от 28.04.2017; №63-1-6062-17 от 27.06.2017; № 63-1-6648-18 от 22.02.2018.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что формирование начальной (максимальной) цены контракта было осуществлено на основании стоимости работ, рассчитанной ЗАО «ППСО» АО «Авиакор».

Вместе с тем, частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком. Указанной статьей определены методы определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта. При выборе и применении того или иного метода обоснования государственные и муниципальные заказчики руководствуются положениями Закона о контрактной системе.

 С учетом изложенного, действия Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, касающиеся определения начальной (максимальной) цены контракта, не соответствуют вышеуказанной норме Закона о контрактной системе.

При этом Комиссия отмечает, что действия по передаче ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» в адрес Заказчика проектной документации и сопутствующих документов являлись взаимными и добровольными. Фактически ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» была выполнена значительная часть функций муниципального заказчика по подготовке к электронному аукциону.

Комиссией установлено, что проектно-сметные документации передавались в адрес заказчика торгов с целью включения в техническое задание и обоснования НМЦК к аукционам, поскольку проектно-сметная документация является их неотъемлемой частью. Непроведение заказчиком конкурентной процедуры на создание проектно-сметной документации свидетельствует об осведомленности Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области об имеющейся проектно-сметной документации, что возможно только в условиях заключенного между администрацией и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» антиконкурентного соглашения.

Следовательно, при формировании аукционной документации и определении начальной (максимальной) цены контракта заказчик торгов в лице Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области исходил из данных проектно-сметной документации, разработанной исходя  параметров и характеристик, заданных ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» – потенциальным участником конкурентных процедур. Указанные взаимодействия заказчика и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» подтверждают наличие договоренностей, не предусмотренных законодательством, регулирующим взаимоотношения заказчика и участника закупочных процедур.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией Самарского УФАС России также установлены факты передачи АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» в пользу Заказчика рассматриваемых торгов – Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области  прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, отводимые под объекты строительства.

Так, в материалах дела содержится информация о заключении между АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» и Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области соглашений об установлении права срочного ограниченного пользования (сервитута) земельными участками для размещения линейного объекта Дорога А18/2 (закупки №№0142200001317012471, 0142200001317009277, 0142200001318010742):

- земельный участок с кадастровым номером 63:17:0301007:5564 – соглашение №5564 от 19.06.2017 (срок действия сервитута – до 07.06.2019 г);

- земельный участок с кадастровым номером 63:17:0301007:5592 – соглашение №5592 от 20.07.2017 (срок действия сервитута – до 13.07.2019 г);

- земельный участок с кадастровым номером 63:17:0301007:5596 – соглашение №5596 от 20.07.2017 (срок действия сервитута – до 13.07.2019 г);

- земельный участок с кадастровым номером 63:17:0301007:5577 – соглашение №5577 от 19.07.2017 (срок действия сервитута – до 07.06.2019 г).

Вместе с тем, право собственности АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» на указанные земельные участки, а также земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0301007:5583, 63:17:0301007:4257, отведенные под строительство объекта Дорога А18/2, прекращено на основании заявлений собственника в период с апреля 2017 года по январь 2019, вследствие чего земельные участки переданы в собственность муниципального образования. Земельные участки для размещения указанного объекта, принадлежащие на праве собственности ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», также переданы собственником в муниципальную собственность в заявительном порядке 20.03.2017 г.

Комиссией также установлены факты прекращения прав собственности АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» в заявительном порядке на земельные участки, предназначенные для строительства объекта Дорога А-18/1А (извещение №0142200001318010706) в период с июля 2017 г.  по июнь 2018 г.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о совершении участниками торгов – АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» последовательности юридически значимых действий в целях передачи в пользование заказчику торгов земельных участков,  отведенных под строительство объектов закупок, и последующего отказа от права собственности на них как до, так и во время проведения торгов.

Указанные обстоятельства в совокупности с фактами передачи проектно-сметной документации по объектам от потенциальных участников торгов в адрес заказчика торгов свидетельствуют о следовании заранее намеченной стратегии поведения.

Комиссия пришла к выводу об осведомленности АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» о планируемых закупках, в связи с чем возникла необходимость в передаче земельных участков под строительство транспортной инфраструктуры в муниципальную собственность.

 

В материалах дела содержится протокол совещания по вопросу освоения средств федерального бюджета, выделенных бюджету Самарской области в 2017 году на строительство объектов социальной и транспортной инфраструктуры в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы под председательством заместителя председателя Правительства Самарской области – министра строительства Самарской области от 10.04.2017 г. (далее – протокол совещания).

В указанном совещании принимали участие представители министерства строительства Самарской области, Администрации городского поселения Смышляевка, Администрации муниципального района Волжский Самарской области, ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «Кошелев-Проект Самара».

Комиссия отмечает, что от Корпорации «Кошелев» на совещании присутствовали два представителя… – директор по земельным отношениям и оформлению разрешительной документации ЗАО «ППСО» АО «Авиакор».

Согласно содержанию данного протокола, в ходе проведения совещания, наряду с иными, обсуждались следующие вопросы: о ходе строительства объекта «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Дорога А18/2 Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка».

По результатам совещания было принято решение рекомендовать ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» предоставить в администрацию городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области откорректированную проектно-сметную документацию на строительство объекта с положительным заключением государственной экспертизы в срок до 28.04.2017 г.

Указанный документ также подтверждает факт того, что между заказчиком и участником торгов существовали договоренности о разработке проектно-сметной документации на объект, по которому проводились аукционы, и ее передаче в адрес орган местного самоуправления для организации конкурентных процедур.

Таким образом, Заказчиком торгов – Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и участниками рассматриваемых закупок – ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» на протяжении продолжительного периода времени до опубликования извещений о проведении конкурентных процедур осуществлялись совместные действия по подготовке проектной документации, ее передаче в пользование заказчику, получению прав собственности на земельные участки, отведенные под строительство объектов закупок. 

 

Взаимодействие заказчика и участников торгов установлено Комиссией Самарского УФАС России при проведении МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области закупочных процедур №0142200001317012462, 0142200001318009921 на право выполнения работ по строительству объекта «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3» Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка.

Комиссия отмечает, что вступившем в законную силу решением Комиссии Самарского УФАС России по делу № 063/01/16-384/2019 в действиях МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области, ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении начального этапа строительства объекта, рассматриваемого в рамках настоящего дела: «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3» Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка (реестровый номер извещения № 0142200001317009643).

Решением под делу №063/01/16-384/2019 установлено, что при формировании аукционной документации и определении начальной (максимальной) цены контракта на строительство объекта «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3» Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка  МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области исходило из данных проектно-сметной документации, разработанной участником конкурентных процедур – ЗАО «ППСО» АО «Авиакор».

Более того, из материалов дела №063/01/16-384/2019 следовало, что заказчик электронного аукциона на строительство объекта «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3» Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области инициировал проведение закупки на выполнение работ, часть которых была выполнена ранее, о чем свидетельствуют многочисленные доказательства. Впоследствии заказчиком был заключен контракт с победителем аукциона – ЗАО «ППСО» АО «АВИАКОР» на полный комплекс работ, предусмотренных аукционной документацией.

Комиссия отмечает, что в последующем заказчиком размещены закупки с реестровыми номерами извещений №№ 0142200001317012462, 0142200001318009921, рассматриваемые в рамках настоящего дела. В рамках аукционов закупались работы на продолжение строительства объекта капитального строительства муниципальной собственности «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3 на 1360 мест, по результатам проведения которых контракты заключены с ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» 11.12.2017 г. и 04.09.2018 г. соответственно.

Комиссия приходит к выводу, что материалами дела №063/01/16-384/2019 подтверждается наличие между заказчиком и участниками торгов устойчивых связей, позволивших продолжить реализовывать модель поведения по обеспечиванию преимущественных условий участия при проведении закупок на дальнейшее строительство объекта «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3 на 1360 мест.

Проектно-сметная документация, которая легла в основу технического задания рассматриваемых в настоящем деле закупок, также была передана  МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области на основании договора безвозмездного пользования документацией от 25.07.2017 г. № 7292, заключенного  с ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», в результате чего хозяйствующие субъекты получили возможность на неконкурентных, преимущественных условиях принять участие в электронных аукционах, имея не только доступ к проектно-сметной документации ранее всех прочих участников рынка, но и фактически являясь ее разработчиками.

Следовательно, ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» имели доступ к информации, которая всем прочим участникам конкурентного рынка выполнения работ по строительству дорог стала известна лишь после опубликования извещений о проведении электронных аукционов в ЕИС и размещения там аукционных документаций (включая техническое задание).

В результате реализации договоренностей заказчиком торгов были заключены контракты с победителем аукционов – ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» на полный комплекс работ по строительству объекта «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3 на 1360 мест, предусмотренных аукционной документацией.

Учитывая изложенное, Комиссией на основании совокупности полученных доказательств усматривается, что между МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара», а также между Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» были достигнуты соглашения (договоренность в устной форме), в результате которых созданы преимущественные условия участия в торгах.

Неотъемлемая часть технического задания (проектная документация) для проведения конкурентных процедур фактически была разработана субъектами рынка, о чем свидетельствуют договоры безвозмездного пользования проектно-сметной документацией. Следовательно, ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» имели доступ к информации, которая всем прочим участникам конкурентных рынков выполнения строительно-монтажных работ по возведению зданий и автомобильных дорог стала известна лишь после опубликования извещений о проведении электронных аукционов в ЕИС и размещения аукционной документации (включая техническое задание).

Кроме того, срок выполнения работ в рамках контракта, заключенного по итогам закупки №0142200001318010742: с момента подписания контракта (24.09.2018) до 30.11.2018 (включительно); по закупке №0142200001318010706: с момента подписания контракта (24.09.2018) до 30.11.2018 (включительно); по закупке №0142200001317009277 с момента подписания контракта (29.09.2017) до 25.12.2017; по закупке 0142200001317012471 с момента подписания контракта (11.12.2017) до 25.12.2017; по закупке №0142200001317012462: с момента подписания контракта (11.12.2017) до 25.12.2017; по закупке №0142200001318009921 в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ с 10.09.2018 по 20.10.2018 г. Указанное свидетельствует об установлении существенно ограниченных сроков выполнения работ. Требования о выполнении работ  в установленные сроки с учетом их объема и сложности являются препятствием для  субъектов, не обладающими преимуществами при участии в торгах.  

Достигнутые договоренности между заказчиком и участниками торгов, позволили последним получить информацию об объемах и видах работ, материалах, которые требуется использовать в соответствии с техническим заданием к аукциону до объявления закупочных процедур, ранее, чем их конкуренты.

Данный факт свидетельствует о наличии преимущественных условий, имеющихся у ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» при подготовке к участию в электронных торгах по сравнению с конкурентами.

Исходя из изложенного, ответчиками использовалась модель поведения, которая заранее была известна каждому из участников правоотношений. Вышеизложенные действия заказчиков и участников торгов не были направлены на обеспечение конкуренции, гласности и прозрачности контрактной системы и создали угрозу возникновения негативных последствий в виде ограничения конкуренции на торгах.

Имеющимися материалами подтверждается причинно-следственная связь между действиями МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара », а также между действиями Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» и угрозой наступления негативных последствий в виде создания преимущественных условия участия в торгах.

При указанных обстоятельствах вышеописанные действия МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» подтверждают наличие нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения на торгах №0142200001317012462, №0142200001318009921.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что по факту заключения антиконкурентного соглашения на аукционе №0142200001317012462 истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме этого, действия Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара » на торгах №0142200001318010742, 0142200001318010706, 0142200001317009277, 0142200001317012471 также указывают на нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что по факту заключения антиконкурентных соглашений на аукционах №0142200001317009277, 0142200001317012471 истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

4. Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области в материалы дела представлены письменные пояснения по вопросу предоставления преимущественных условий участникам закупок.

Согласно указанным пояснениям, исполнителем по разработке проектной документации объектов строительства по извещениям №0142200001318010742, 0142200001318010706, 0142200001317009277, 0142200001317012471 является ООО «Проект Поволжья». Данный субъект является незаинтересованным лицом, как участник аукционов не заявлялся. По мнению Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, между ООО «Проект Поволжья» и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» связь, влекущая последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не установлена. Документация электронных аукционов разработана в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Ответчик также указывает, что проектная документация не содержала в своем составе технические задания, размещенные в дальнейшем на сайте ЕИС заказчиком торгов. Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области указывает, что передача проектной документации участником закупки в пользование муниципальному образованию не свидетельствует о создании Обществу преимуществ при участии в торгах.

 

Вместе с тем, данные доводы опровергаются совокупностью доказательств, имеющейся в материалах настоящего дела. Комиссией установлено, что в период подготовки к электронному аукциону ответчиками предпринимались взаимные действия, направленные на достижение поставленной цели – создание преимущественных условий участия торгов с целью обеспечение победы в торгах конкретных хозяйствующих субъектов.

Из материалов дела следует, что проектная документация разработана ООО «Проект Поволжья» по заказу ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», получившего впоследствии право собственности на нее/ При этом, факт отсутствия непосредственного участия ППСО» АО «Авиакор» при разработке проектной документации не опровергает наличие в действиях ответчиков взаимодействия, направленного на достижение поставленной цели по реализации антиконкурентного соглашения.

Совокупность установленных фактических обстоятельств, в том числе факт взаимодействия ответчиков по вопросам передачи прав собственности на земельные участки, отведенные под строительство объектов закупок, участия в совместных совещаниях по вопросам строительства объектов до проведения торгов позволяет Комиссии сделать вывод о том, что ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО СЗ «Кошелев-Проект Самара» имели приоритет перед другими участниками торгов при участии в электронных аукционах.

Необходимо отметить, что технические задания проектных документаций, ставшие впоследствии частью аукционных документаций, были разработаны по инициативе ЗАО «ППСО» АО «Авиакор». С учетом того, что ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» и АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» вели совместную подготовку к участию в торгах и участвовали в них в условиях достигнутой договоренности, указанные организации имели доступ к данным техническим заданиям аукционных документаций с момента их изготовления и в отличии от иных субъектов имели возможность заблаговременно подготовить заявки на участие в электронных аукционах, планируемых к проведению заказчиком.

Указанное подтверждает взаимную обусловленность действий Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара» при заключении антиконкурентного соглашения. Комиссия считает, что ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара», Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области было реализовано соглашение, предмет которого заранее был известен каждому из участников правоотношений – обеспечение победы в торгах ЗАО «ППСО» АО «Авиакор».

 

МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области в представленных в материалы дела пояснениях также указывает на отсутствие оснований, свидетельствующих о признаках заключения антиконкурентного соглашения при проведении закупочных процедур между Учреждением и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор», АО «СЗ «Кошелев-Проект Самара».

В обоснование своей позиции МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области указывает, что безвозмездная передача участником закупки в пользование учреждения проектной документации, послужившей основанием для разработки технических заданий к рассматриваемым аукционам, не подтверждает ограничение конкуренции и создание преимущественных условий на торгах.

Кроме этого, по мнению ответчика, проведение закупочной процедуры в соответствии с требованиями и порядком, установленным законодательством о контрактной системе, указывает на отсутствие антиконкурентных соглашений.

Вместе с тем, соблюдение требований законодательства о контрактной системе в ходе проведения закупок не свидетельствует об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства, поскольку нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции может быть установлено при наличии совокупности косвенных доказательств, свидетельствующих о договоренностях, в результате которых создаются преимущественные условия участия в торгах конкретным хозяйствующим субъектам.

Так, Комиссией установлено, что в ходе проведения электронных аукционов №№ 0142200001318010742, 0142200001318010706 в порядке статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрены и признаны обоснованными жалобы ООО «ВМВ-Сервис ТТ» на положения аукционной документации. Антимонопольным органом установлено, что заказчик, устанавливая дополнительные требования к участникам закупки без внесения изменений в план-график, нарушает положения части 11, части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе.

Кроме этого, в период проведения закупок №0142200001317012462, 0142200001317012471 антимонопольным органом рассмотрены жалобы на действия заказчиков. Наряду с иными, в жалобе по закупке №0142200001317012471 содержались доводы о нарушении заказчиком порядка привлечения субъектов малого предпринимательства, а также об установлении ненадлежащих сроков выполнения работ. По результатам рассмотрения жалобы в действиях заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выдано предписание об устранении нарушений.

Также в данных жалобах содержались указания на факты осуществления работ по строительству объектов до проведения закупок. Одновременно в адрес Самарского УФАС России поступила информация от Управления по контролю в сфере закупок Самарской области о фактах строительства автомобильной дороги А18/2 «Кошелев проект» в районе пгт. Смышляевка до проведения электронного аукциона №0142200001317012471.

Таким образом, вопреки доводам ответчиков, изложенное свидетельствует о наличии в ходе рассматриваемых закупок нарушений требований законодательства о контрактной системе. В совокупности с рассмотренными выше обстоятельствами, с учетом доводов, содержащихся в жалобах, а также принимая во внимание информацию Управления по контролю в сфере закупок Самарской области, Комиссия приходит к выводу о создании заказчиком неравных условий для участников рынка при проведении конкурентных процедур.

 

5. В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220) (далее – Порядок проведения анализа), по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.9 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения настоящего дела, в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа Самарским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на открытых аукционах в электронной форме и участии в них: №№0142200001318010742, 0142200001318010706, 0142200001317009277, 0142200001317012462, 0142200001317012471, 0142200001318009921

По результатам анализа состояния конкуренции в соответствии Порядком проведения анализа подготовлен аналитический отчет, который приобщен к материалам настоящего дела. На основании данных аналитического отчета Комиссия пришла к выводу о наличии конкурентных отношений между участниками торгов.

В соответствии с аналитическим отчетом, составленным по результатам анализа состояния конкуренции на вышеперечисленных электронных аукционах, временной интервал исследования определен периодом с даты размещения каждого извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме по дату заключения каждого контракта включительно:

- с 16.08.2018 г.  (дата размещения первого извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0142200001318010742) по 24.09.2018 г. включительно (дата подписания контракта № 0142200001318010742),

- с 15.08.2018 г. (дата размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0142200001318010706) по 24.09.2018 г. включительно (дата подписания контракта №0142200001318010706);

- с 24.08.2017 г. (дата размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0142200001317009277) по 29.09.2017 г. включительно (дата подписания контракта № 0142200001317009277);

- с 31.10.2017 г. (дата размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0142200001317012462) по 11.12.2017 г. включительно (дата подписания контракта № 0142200001317012462);

- с 31.10.2017 г. (дата размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0142200001317012471) по 11.12.2017 г. включительно (дата подписания контракта 0142200001317012471);

- с 30.07.2018 г. (дата размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0142200001318009921) по 04.09.2018 г. включительно (дата подписания контракта 0142200001318009921).

Предметом торгов являются:

-выполнение работ по строительству объекта социальной инфраструктуры «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Дорога А-18/2 Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка»;

- выполнение работ по строительству объекта социальной инфраструктуры «Кошелев-проект» Дорога А-18/1А (1,2,3,4,6,10 этапы строительства)», Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка;

- выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: Дорога «КОШЕЛЕВ ПРОЕКТ» А-18/2;

- выполнение работ по строительству объекта «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3 на 1360 мест»;

- на выполнение работ по строительству капитального объекта строительства дорога А-18/2 «Кошелев проект» в районе пгт. Смышляевка;

- на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства муниципальной собственности «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ» Общеобразовательная школа А-17/3 на 1360 мест».

В рамках анализа состояния конкуренции на аукционах был определен состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах).

Состав участников:

№0142200001318010742 - ООО «Управляющая компания «Маттерхорн»;

0142200001318010706 - ООО Строительная Компания «Атлант»

№0142200001317009277 - ЗАО «Проектно-промышленное строительное объединение (ППСО) АО «Авиакор» (ИНН: 6312040240), АО «Кошелев-проект Самара» ();

№0142200001317012462 - ЗАО «Проектно-промышленное строительное объединение (ППСО) АО «Авиакор»), АО «Кошелев-проект Самара»

№0142200001317012471 - ЗАО «Проектно-промышленное строительное объединение (ППСО) АО «Авиакор»), ООО «Приоритет Тольятти» (), АО «Кошелев-проект Самара» ();

№0142200001318009921 - ЗАО «Проектно-промышленное строительное объединение (ППСО) АО «Авиакор» (), АО «Кошелев-проект Самара» ().

 

6. Свобода предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации гарантирована Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены Законом о защите конкуренции.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 г.) факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и на основании оценки совокупности косвенных доказательств.

Указанная позиция соответствует также позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 г.).

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.

Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

При этом исходя из положений пункта 22 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ, ограничение конкуренции картелем в случаях, упомянутых в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона, в силу закона предполагается.

 

Действующее законодательство Российской Федерации относит аукцион к одной из форм торгов. Торги – это универсальная модель приобретения различного рода прав. Торги выступают специальной юридической процедурой, опосредующей процесс предоставления какого-либо права, включая право на заключение договора.

Сущность предназначения торгов определяется:

– субъективным юридически значимым интересом одного лица (продавца, действующего по поручению государства) устроить соревнование по заранее определенным правилам между двумя и более лицами (претендентами) с тем, чтобы только лишь одному из них предоставить особое право на заключение такого договора, одновременно выявив наиболее предпочтительные его условия;

– наличием двух и более претендентов, желающих заключить данный договор и готовых к состязательности (соперничеству) друг с другом.

Состязательность (соперничество) – конститутивный признак любых торгов, объективно определяющий их сущность. В отсутствие состязательности торги утрачивают всякий смысл.

Торги являются одним из способов поиска поставщиков для государственных органов и организаций. Целью их проведения является заключение договоров по наиболее выгодной (наименьшей) цене для заказчика.

Учитывая изложенное, каждый хозяйствующий субъект должен действовать на торгах самостоятельно, то есть вести конкурентную борьбу за право заключения договора по результатам торгов. Равные условия для всех субъектов рынка при проведении конкурентных процедур должен обеспечивать и заказчик торгов.

Следует отметить, что нарушение принципа состязательности на торгах может быть выражено в создании преимущественных условий участия в торгах в результате предоставления одному или нескольким участникам закупки доступа к информации, к которой другие участники не имеют доступа на законных основаниях.

В рассматриваемой ситуации субъекты рынка – потенциальные участники торгов, обладающие информацией (о содержании технического задания, о требованиях к участникам торгов и пр.), приобретают необоснованные преимущества по отношению к другим участникам, не располагавшим такими сведениями. По сути, в данном случае ограничивается или может быть ограничена возможность таких участников претендовать на право заключения контракта по итогам торгов на равных условиях, что нарушает принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, а также не соответствует организационным и правовым основам защиты конкуренции, установленным федеральным законодательством.

Оценив все имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что материалами дела подтверждается факт заключения ответчиками антиконкурентных соглашений, которые были направлены на поддержание цены в рамках рассматриваемого электронного аукциона, ограничение конкуренции и создание преимущественных условий участия в торгах конкретным хозяйствующим субъектам.

Комиссия отмечает, что реализация ответчиками схемы поведения, рассмотренной в рамках настоящего дела, привела к устранению состязательности и добросовестной конкуренции в аукционе. Материалами дела подтверждается причинно-следственная связь между действиями ответчиков и угрозой наступления вышеперечисленных негативных антиконкурентных последствий.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что действия ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» (в настоящее время АО «Кошелев-Проект Самара») и АО «СЗ «Кошелев-проект Самара» при участии в закупках с реестровыми номерами извещений 0142200001318010742, 0142200001318010706, 0142200001318009921 следует квалифицировать по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции; действия МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области, ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» (в настоящее время АО «Кошелев-Проект Самара»), АО «СЗ «Кошелев-проект Самара» при проведении закупки с реестровым номером извещения 0142200001318009921 следует квалифицировать по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции; действия Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области и ЗАО «ППСО» АО «Авиакор» (в настоящее время АО «Кошелев-Проект Самара») и АО «СЗ «Кошелев-проект Самара» при проведении закупок с реестровыми номерами извещений 0142200001318010742, 0142200001318010706 следует квалифицировать по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

 

 

Список рассылки:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны