Определение №6111/6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 063/01/10-601/2021 О НАРУШЕН... от 15 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 063/01/10-601/2021
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К РАССМОТРЕНИЮ

15.06.2021 г.                                                                                                                 г. Самара
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило заявление ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР», содержащее информацию о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее также региональный оператор), выразившихся в необоснованном определении размера платы за оказываемые региональным оператором услуги в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), направленное Кинельской межрайонной прокуратурой письмом от 01.03.2021 г. № 314ж-2021/исорг16-21.
Как указывает заявитель, ООО «ЭкоСтройРесурс» в адрес ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР» направлен проект договора № ТКО-16789. Согласно указанному договору, Региональный оператор произвел расчет размера платы по ряду объектов за месяц по формуле Pi=Ki x Ng x T0tx, согласно которой коэффициент Ki определен как количество посетителей медицинской организации за год, однако расчет должен быть произведен исходя из количество посетителей за месяц.  
По мнению ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР», расчет произведен неверно, а предъявленные требования об оплате услуг в указанном размере свидетельствуют о злоупотреблении региональным оператором доминирующим положением на товарном рынке.
1. Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила коммерческого учета).
Частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм действующего законодательства, собственники ТКО имеют обязанность заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, а региональный оператор не вправе отказать в заключении таких договоров.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Действующим законодательством не установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отдельно стоящих нежилых помещениях. Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила №354).
В соответствии с пунктом 37 Правил №354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В силу пункта 148(38) Правил №354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Как следует из данной формулы, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(38) Правил по формуле 9(5):

 ,
где:
Ki - количество расчетных единиц для i-го нежилого помещения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории объектов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»;
  - норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, действующим законодательством установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении в многоквартирном доме. При этом расчетным периодом для оплаты коммунальной услуги является один календарный месяц.
При этом, из материалов усматривается, что аналогичный порядок применен региональным оператором в договоре с ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР». 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. 
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 г. № 524/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО» утверждены категории объектов, а также расчетные единицы по категориям объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 № 804 «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Самарской области» (далее – Приказ №804) утверждены расчетные единицы и нормативы накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения на территории Самарской области, в том числе для медицинских учреждений (поликлиники, лаборатории клинико-диагностические и бактериологические): расчетная единица – 1 посетитель, норматив накопления – 0,15 м3 /год (подпункт 6.1 пункт 6 Приложения №2 к Приказу №804). 
Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО установлен Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 г. № 781 (далее – Приказ № 781).
Действующим региональным законодательством определены расчетные единицы и соответствующие им нормативы накопления твердых коммунальных отходов, а также тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Самарской области.

2. В соответствии с результатами конкурсного отбора между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее – министерство) и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключено соглашение от 01.11.2018 г., в соответствии с которым ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.
Пунктом 2.1 указанного соглашения определено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО (в том числе с физическими лицами) на всей территории Самарской области (в том числе в г.о. Самара).
Самарским УФАС России установлено, что между ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР» и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключен договор на оказание слуг по обращению с ТКО от 11.04.2019 г. № ТКО-5325. Коммерческий учет по указанному договору ТКО осуществлялся расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Услуги региональным оператором ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР» оказывались, выставленные счета по договору заявителем оплачивались.
Как указывает заявитель, формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), закреплена возможность продления срока действия договора по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8(20) Правил обращения с ТКО, в случае если за один месяц до истечения срока действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
05.03.2020 г. в адрес ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР» направлен проект договора № ТКО-16789. Коммерческий учет по указанному договору ТКО осуществлялся расчетным путем исходя нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. Общая стоимость услуг по указанному договору составила 9 224 141,70 руб.
Согласно Приложению № 1 к договору № ТКО-16789 указанный тип договора является смешанным, т.к. определено два вида коммерческого учета для разных объектов ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР».
Способ коммерческого учета по указанному договору определен расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, расчетная единица определена исходя из 1 посетителя для объектов, расположенных по адресам: 
1.    г. Кинель, ул. Ильмень, д.11;
2.    г. Кинель, ул. Зеленая, д.21 Б;
3.    с. Бобровка, ул. Кооперативная, д. 61 Б;
4.    с. Чубовка, ул. Нефтяников, д.2;
5.    с. Малая Малышевка, ул. Школьная, д.4;
6.    с. Красноармейское, ул. Кооперативная, д. 3;
7.    п. Комсомольский, ул. Садовая, д. 1А;
8.    с. Сколково, ул. Советская, д. 49А;
9.    с. Новый Сарбай, ул. Школьная, д. 31Б.

Самарским УФАС России установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» при расчете ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО в 2020 г. – 2021 г. для ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР» в качестве расчетных единиц использует количество посетителей медицинской организации за весь год в целом, предшествующий году оказания коммунальной услуги, что противоречит положениям действующего законодательства.
Изучив нормативно-правовые акты, на основании которых Региональным оператором был произведен перерасчет для ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР», Самарское УФАС России пришло к выводу о нарушении Региональным оператором методики расчета, что привело к завышению стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО. Из расчета платы следует, что размер платы за оказанные услуги превышен в 12 раз, что не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается сведениями, представленными ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР».
В данной ситуации при расчете ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО для рассматриваемой категории потребителей в качестве показателя Ki, содержащегося в формуле 9(5), утвержденной Правилами предоставления коммунальных услуг, следует использовать данные о количестве посетителей за месяц, предшествующий месяцу начисления платы за коммунальную услугу. 
Таким образом, вышеизложенные действия ООО «ЭкоСтройРесурс» действия ООО «ЭкоСтройРесурс» по расчету размера стоимости услуги по обращению с ТКО для ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР» с применением значения показателя, характеризующего количество расчетных единиц (количество посетителей) в целом за весь календарный год, не соответствуют требованиям, установленным Правилами № 354 указывают на ущемление интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО в границах зоны своей деятельности (которая приравнивается к региональным границам Самарской области).
По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на данном товарном рынке с долей 100%.
Имеющиеся документы и сведения свидетельствуют о том, что результатом действий ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившихся в необоснованном установлении платы за оказание услуг по обращению с ТКО для медицинских организаций, является ущемление интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах Самарским УФАС России в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 8, 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан приказ Самарского УФАС России о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 15.06.2021 г. № 74 в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,
руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 063/01/10-601/2021 к рассмотрению на «09» июля 2021 года в 11 часов 00 минут по адресу: Самарское УФАС России, г. Самара, ул. Ерошевского, 3А, 4 этаж.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 063/01/10-601/2021 в качестве:
- заявителя – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Кинельская центральная больница города и района» (ул. Светлая, д. 12, г. Кинель, Самарская область, ИНН: 6371000947);
- ответчика – ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232).  

3. ООО «ЭкоСтройРесурс», ГБУЗ СО «Кинельская ЦБГиР» предлагается представить в срок до «01» июля 2021 года документы и сведения, имеющие значения для рассмотрения дела по существу.

Примечание. Согласно статье 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
В силу части 2 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обращаем внимание, что решение о явке на заседание Комиссии по рассмотрению дела следует принимать с учетом сложившейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации.
При этом сообщаем, что в соответствии с частью 2.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции заседание Комиссии по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по инициативе Комиссии может быть проведено посредством видео-конференц-связи. 
В связи с этим сообщаем о порядке подключения лиц, участвующих в деле, их представителей к видеоконференции.
Для подключения необходимо с помощью браузера «Google Chrome» перейти по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/7389275306 в строке «Имя пользователя» – указать наименование организации, интересы которой Вы представляете, выбрать способ подключения к конференции «Браузер Web RTC», проверить настройки звука и видео и подключиться к конференции.

В случае участия в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи, лицам, участвующим в деле, также необходимо направить на адреса электронной почты Самарского УФАС России, исполнителя (не более 10 Мб): to63@fas.gov.ru, to63-<…>
@fas.gov.ru, либо представить в канцелярию до заседания Комиссии следующие документы и сведения:
- номера телефонов контактных лиц для оперативного выяснения организационных вопросов, возникающих до и в ходе заседания Комиссии;
- скан-копии надлежащим образом оформленных доверенностей лиц, имеющих право подписывать, направлять документы, представлять интересы в Самарском УФАС России (во время проведения видео-конференц-связи участвующим лицам при себе необходимо иметь оригиналы данных документов и документ, удостоверяющий личность);
- при наличии ходатайства, заявления, документы и пояснения по делу в письменном виде. 
В случае решения о проведении заседания Комиссии посредством видеоконференции либо поступления соответствующих ходатайств все лица, участвующие в деле, будут заблаговременно проинформированы. При возникновении вопросов, связанных с участием в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи, можно обратиться к исполнителю по делу <…> – контактный телефон 8 (846) 200-15-63.
Лица, участвующие в деле, также вправе принять решение о проведении заседания Комиссии в их отсутствие, для чего в адрес Самарского УФАС России может быть направлено соответствующее ходатайство.
Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

Председатель Комиссии                                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны