Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-88/2023 от 3 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-88/2023

03.04.2023 года                                                                                                          г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –   ….,

                                               ….

рассмотрев дело № 063/05/5-88/2023, возбужденное в отношении ООО «ЮК Ябанкрот» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе») посредством видеоконференцсвязи, 

в отсутствии:

заявителя …), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетами об отправке отправления с идентификатором 80080682998136 и атрибутом «неудачная попытка вручения 03.03.2023г.»; списком внутренних почтовых отправлений  № 189 от 02.03.2023г., чеком ККМ от 02.03.2023 г.,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе  ООО «ЮК Ябанкрот» (…) директора …., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетами об отправке отправления с идентификатором 80080682998143 и атрибутом «неудачная попытка вручения 03.03.2023г.»; списком внутренних почтовых отправлений  № 189 от 02.03.2023г., чеком ККМ от 02.03.2023 г.

заинтересованного лица – ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило обращение гр. … (вх. № 494/23 от 18.01.2023) о признаках нарушения рекламного законодательства ООО ЮК «ЯБанкрот» при распространении рекламы следующего содержания: «Спишем любые долги. Срок за 3 дня. Гарантия 100%. Бесплатная консультация …».

Данная информация была обнаружена заявителем 09.01.2023 г. при посещении Многофункционального центра по адресу: г. Самара, ул. Урицкого, д. 2/ Чернореченская, д. 1.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, 'адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В данной рекламе объектом рекламирования являются юридические услуги по процедуре банкротства.

Таким образом, информация «Спишем любые долги. Срок за 3 дня. Гарантия 100%. Бесплатная консультация …» подпадает под понятие рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, а также имеет объект рекламирования в виде оказания юридических услуг по вопросу банкротства, следовательно, данная реклама должна соответствовать нормам ФЗ «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре, услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (статья 51 указанного закона).

Согласно статье 55 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае: отсутствия признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона; в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

В рекламной информации «Спишем любые долги. Срок за 3 дня. Гарантия 100%. Бесплатная консультация 8 (939) 716-37-00» отсутствуют сведения о том, каким образом осуществляется списание долгов, чем потребитель рекламы вводится в заблуждение.

Исходя из содержания рекламы, банкротство позиционируется как беспроблемное освобождение от долгов. Используемые в рекламе обороты придают банкротству позитивную окраску («гарантия», «спишем любые долги», «срок 3 дня»). При этом в спорной рекламе не конкретизирован размер задолженности, при наличии которого гражданин обязан обратиться с заявлением о признании его банкротом, не указаны последствия и ограничения после признания гражданина банкротом. Реклама создает впечатление, что, подав заявление о признании банкротом, гражданин освободится от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами.

Исходя из вышеизложенного, следует, что данная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п. 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Cамарское УФАС России возбудило производство по делу № 063/05/5-88/2023 по признакам нарушения рекламного законодательства.

ООО «ЮК Ябанкрот» предоставило пояснения и документы, согласно которым сообщило, что выявленные ранее несоответствия были устранены до момента рассмотрения дела, приложило письмо в МАУ г.о. Самара «МФЦ» о прекращении размещения информационных материалов в соответствии с заявкой № 1 по адресу: г. Самара, ул. Урицкого, д. 2, ул. Чернореченская, д. 1.

ООО «ЮК Ябанкрот» и МАУ г.о. Самара «МФЦ» был заключен договор об оказании услуг № 169 в/б/2022 от 15.11.2022г. по обеспечению инфоомацией физических и юридических лиц, обратившихся в МАУ г.о. Самара «МФЦ» за получением  государственных и муниципальных услуг, об услугах Заказчика через размещение информациооных материалов (размещение информационных плакатов А4 в специальном карман, на каждом окне в здании «МФЦ») в период с 15.11.2022г. по 15.02.2023г.

Рассмотрев материалы дела № 063/05/5-88/2023, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отсутствует понятие «списание долгов». Процедура, оказываемая ООО «ЮК Ябанкрот» является процедурой судебного (внесудебного) банкротства, и в соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)», предполагает в итоге неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Использование формулировки «спишем любые долги за 3 дня 100 % гарантия» может создать у потребителя ошибочное ощущение легкости данной процедуры, ошибочное представление о финансовых и временных затратах, ограничениях, на которые придется пойти обратившемуся за данной юридической услугой лицу ради конечного результата – «списания долгов».

Таким образом, использование формулировки «спишем любые долги за 3 дня 100 % гарантия» в тексте рекламы ООО «ЮК Ябанкрот», направленной на привлечение внимания к оказываемым обществом юридическим услугам по признанию граждан-должников банкротами, без указания на определение, данное в ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)», влечет нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно самой оказываемой услуги, ее последствиях и ограничениях, связанных с ней.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» определено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Рекламное послание формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения, у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.

ФЗ «О рекламе» запрещает умалчивать в рекламе информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования, а значит, изменило бы и решение потребителя: воспользоваться ли рекламируемой услугой, приобрести рекламируемый товар или нет.

Вместе с тем, ФЗ «О рекламе» ставит цель реализовать право потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупредить нарушения законодательства о рекламе и пресечь факты ненадлежащей рекламы.

Краткость содержания рекламы допустима, но при условии, что реклама не создает иллюзий о рекламируемом товаре (услуге) и порядке его приобретения (пользования) в целях привлечения интереса потребителей.

При этом потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

Учитывая изложенное, Самарское УФАС России приходит к выводу, что ООО «ЮК Ябанкрот» в МФЦ, где в течении дня большая проходимость людей, привлекает внимание к своим услугам.

Кроме того, специалистами Самарского УФАС России был проанализирован официальный сайт ООО «ЮК Ябанкрот» https://jabankrot.ru/. На данном сайте изображено коммерческое обозначение «Ябанкрот» и «меч» (также оно было использовано в спорной рекламе формата А4).

Согласно дааным на этом сайте, компания Ябанкрот - компания специализирующаяся на оказании профессиональных юридических и консультационных услугах,  молодая компания, в которой собрались специалисты с многолетним опытом, что обеспечивает результативность каждой процедуры банкротства, миссия - дать шанс на новую жизнь без долгов и звонков коллекторов.

Следовательно ООО «ЮК Ябанкрот» в спорной рекламе фразами «спишем любые долги за 3 дня 100 % гарантия» привлекало внимание именно к услугам процедуры банкротства и легкости, срочности в решении проблем списания долгов.

Таким образом, в действиях ООО «ЮК Ябанкрот» содержится нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Статьей 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 5 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

ООО «ЮК Ябанкрот» является рекламодателем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1. Заявление (вх. 494/23 от 18.01.2023г.);
  2. Служебная записка Самарского УФАС России от 03.02.2023г.;
  3. Определение о возбуждении дела № 063/05/5-88/2023;
  4. Письменные объяснения ООО «ЮК Ябанкрот»;
  5. Материалы дела № 063/05/5-88/2023.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Поскольку в настоящее время реклама, размещенная ООО «ЮК Ябанкрот», в МАУ г.о. Самара «МФЦ» по адресу: г. Самара, ул. Чернореченская, д. 1 не распространяется, у Самарского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 ст.36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п. 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную ООО «ЮК Ябанкрот» следующего содержания: «Спишем любые долги. Срок за 3 дня. Гарантия 100%. Бесплатная консультация …», поскольку она содержит нарушение требований ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе ООО «ЮК Ябанкрот» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «ЮК Ябанкрот» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2023 г.

Решение изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        …

 

Члены Комиссии                                                                                                     …

 

                                                                                                                                   …

Связанные организации

Связанные организации не указаны