Предупреждение №б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ ОТМЕНЕ (ИЗМЕНЕНИИ) АКТА, КОТОРЫЙ СОДЕРЖИТ ... от 13 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ОБ ОТМЕНЕ (ИЗМЕНЕНИИ) АКТА, КОТОРЫЙ СОДЕРЖИТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) установило в утверждении приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 № 804 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области», которым установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области для предприятий транспортной инфраструктуры, а именно железнодорожных и автовокзалов, аэропортов, речных портов, признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

 

В Самарское УФАС России поступило заявление АО «Международный аэропорт «Курумоч» от 25.01.2019 № 11105-11/0213, содержащее сведения о действиях Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвердившего, по мнению заявителя, необоснованные нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области, которое ставит АО «Международный аэропорт «Курумоч» в неравное положение по сравнению с предприятиями других видов транспорта. Заявитель указывает, что указанные нормативы накопления ТКО утверждены для аэропортов, исходя из всей территории аэропорта,   а для организаций, осуществляющих отправку пассажиров автобусным или железнодорожным сообщением, исходя только из площади зданий, предназначенных для отправки пассажиров (автовокзал, железнодорожный вокзал).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон 89-ФЗ), Государственной программой «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ 15.04.2014 года,  другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 1 Закона 89-ФЗ норматив накопления твердых коммунальных отходов – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

В соответствии со статьей 6 Закона 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе полномочия по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 24.10 Закона 89-ФЗ производства и потребления в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

 

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы).

Согласно пункту 4 Правил, нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской     Федерации – муниципальных образований и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Согласно пункту 5 Правил, категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 7 Правил в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

Согласно пункту 8 Правил на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Пунктом 11 Правил установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

 

Приказом Министерства строительства России от 28.07.2016 № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с пунктом 1 Методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

В приложении № 1 к Методическим рекомендациям установлены расчетные единицы измерения для различных категорий объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Так, для предприятий транспортной инфраструктуры (железнодорожных и автовокзалов, аэропортов, речных портов) расчетной единицей измерения установлен 1 пассажир.

 

Как установлено Самарским УФАС России, Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 № 804 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области для объектов общественного назначения согласно приложению № 2 к указанному приказу.

В соответствии с пунктом 3.4. Приложения № 2 к указанному приказу утвержден единый норматив накопления твердых коммунальных отходов в размере 0,58 куб.м. на 1 кв.м. общей площади для объектов общественного пользования: железнодорожных и автовокзалов, аэропортов, речных портов.

Тем самым, расчетной единицей измерения, в отношении которой устанавливается норматив, является 1 кв.м. общей площади.

В обоснование принятого решения Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по запросу Самарского УФАС России представлено экспертное заключение экспертной комиссии департамента регулирования тарифов министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 12.12.2016.

  Представленное экспертное заключение не свидетельствует о том, что   уполномоченным органом проводились замеры накопления твердых коммунальных отходов на территории железнодорожных и автовокзалов, аэропортов, речного порта Самарской области в порядке, предусмотренном Правилами. В адрес Самарского УФАС России не представлено доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность принятого Министерством нормативно-правового акта.

Применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров, для расчета нормативов действующим законодательством не предусмотрено.

Сведений, подтверждающих обоснованность установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для железнодорожного и автовокзалов, исходя лишь из площади зданий, предназначенных для отправки пассажиров (без учета инфраструктуры) с одной стороны, и аэропорта, как комплекса сооружений, включающего в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, с другой стороны, не представлено.

Таким образом, Самарское УФАС России приходит к выводу о том, что экономическая обоснованность пункта 3.4 Приложения № 2 Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 № 804  не подтверждена.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2 данного экспертного заключения при разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области экспертная группа руководствовалась, в том числе, Приказом Министерства строительства России от 28.07.2016 № 524/пр.

При этом предусмотренная в Методических рекомендациях расчетная единица для объектов транспортной инфраструктуры в количестве 1 пассажира не применялась. Вместо рекомендованной единицы измерения был применен расчет, исходя из 1 кв.м. общей площади.

 

Приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии процедуры определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269, Приказу Министерства строительства от 28.07.2016 № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

 

Пункт 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Дискриминационными условиями в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаются такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

 

Статьей 15 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в том числе создание дискриминационных условий.

С учетом вышеизложенного, действия Министерства, выразившиеся в создании дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам,  могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть содержат признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно Положению о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 337, к полномочиям указанного министерства до 01.01.2019 относилось, в том числе, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 № 582 утверждено Положение о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области, согласно которому с 01.01.2019 полномочия по установлению нормативов накоплению твердых коммунальных отходов отнесены к компетенции вновь созданного департамента.

Таким образом, органом, полномочным устранить допущенные нарушения, является департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области.

 

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

С учетом изложенного, Самарское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупреждает департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области о необходимости изменения пункта 3.4 Приложения № 2 к Приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 № 804 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области», который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, с учетом выводов, содержащихся в настоящем предупреждении Самарского УФАС России.

Срок выполнения настоящего предупреждения до 01 сентября 2019 года.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны