Решение б/н Решение от 27 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

….

 

….

 

….

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/21-1062/2022

 

27.02.2023 года                                                                                                              г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –   ….,

                                               ….,

рассмотрев дело № 063/05/21-1062/2022, возбужденное в отношении                                   индивидуального предпринимателя …  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 1 части 1, части 2.1, части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе») посредством видеоконференцсвязи,

в отсутствии представителей:

заявителя, лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором № 80094580390497 и атрибутом «вручение адресату 25.01.2023», списком внутренних почтовых отправлений № 169 от 23.01.2023, чеком ККМ от 23.01.2023, а также посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП …), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором № 80094580390480 и атрибутом «неудачная попытка вручения 24.01.2023», списком внутренних почтовых отправлений № 169 от 23.01.2023, чеком ККМ от 23.01.2023, а также посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;

заинтересованного лица – ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России), рассмотрело обращение …о несогласии с ответом заместителя руководителя Самарского УФАС России, перенаправленное прокуратурой Самарской области, сообщает следующее.

Из заявления следует, что по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Ново- Самарская, д. 13 расположены тенты в количестве двух штук, с четырьмя одинаковыми сторонами на каждом, которые служат в целях рекламы алкогольного напитка – пива, торговой марки «Amstel premium pilsner», рядом с павильоном по продаже продуктов быстрого питания и напитков с надписью «Шаурма – картофель фри – зерновой кофе с собой», при этом имеется предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления алкоголя и знак 18+.

Также к заявлению приложен видеоматериал.

Ранее по данному факту Самарским УФАС России был сделан запрос в адрес Администрации г.о. Жигулевск (исх. № 9390 от 13.10.2022).

В ответе (вх. № 14556/22 от 28.10.2022) указанно, что деятельность по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Ново-Самарская, д. 13 осуществляет индивидуальный предприниматель … (…) (далее – ИП ….) на основании договора аренды нежилого помещения от 17.06.2022.

Также, был представлен фотоматериал, согласно которому по адресу, г. Жигулевск, ул. Ново - Самарская, д. 13 расположены тенты в количестве двух штук, с четырьмя одинаковыми сторонами на каждом, с информацией: «Amstel premium pilsner наслаждайся жизнью здесь не торопят время...».

Кроме того, к заявлению приложена фотография с меню заведения, где расположена рассматриваемая реклама, содержащее в себе контактный номер телефона: +7 (967) 485 49 93, а также фото чека, в котором указан номер: ….

В связи с этим, Самарским УФАС России был сделан запрос в ПАО «ВымпелКом» (исх. № 9389/8 от 13.10.2022).

Из ответа ПАО «ВымпелКом» следует, что номер: .... принадлежит … на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» № 835804163 от 25.04.2022, номер: … также принадлежит … на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» № 616818356 от 03.12.2016.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, информация на тентах «Amstel premium pilsner наслаждайся жизнью здесь не торопят время...» подпадает под понятие рекламы, поскольку направлена на неопределенный круг лиц и имеет объект рекламирования в виде средства индивидуализации лица, а также в виде товара-пива.

На основании части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров).

Также,  на основании части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Из фото/видеоматериалов не установлено наличие предупредительной надписи и конкретная крепость пива, так как крепость пива может варьироваться от 2.8% до 8. 6% согласно «ГОСТ 31711-2012. Межгосударственный стандарт. Пиво. Общие технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1588-ст).

Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

Фраза «наслаждайся жизнью здесь не торопят время» в рекламе, может подразумевать, что употребление алкоголя приносит наслаждение.

Исходя из вышеуказанного рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 1 части 1, части 2.1, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2.1, частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Как ранее было установлено, деятельность по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Ново-Самарская, д. 13 осуществляет ИП … а также контактные телефоны: …, .. принадлежат ….

Исходя из указанного, в действиях ИП .. содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно: пункта 1 части1, части 2.1, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией возбуждено дело № 063/05/21-1062/2022 (определение о возбуждении дела и назначении дела к рассмотрению от 29.12.2023 исх. № 11560).

Проанализировав материалы дела, Комиссия Самарского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как ранее было установлено, тенты по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Ново- Самарская, д. 13 с содержанием «Amstel premium pilsner наслаждайся жизнью здесь не торопят время...» являются рекламой.

В соответствии с пунктом 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Под маркой «Amstel» продается пиво, что подтверждается информацией на сайте https://heinekenrussia.ru.

Таким образом, «Amstel» ассоциируется у потребителей с пивом.

Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.

На основании части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рассматриваемой рекламе отсутствует предупредительная надпись, что подтверждается видеоматериалом, приложенным к заявлению.

Соответственно, рассматриваемая реклама нарушает положение части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Также, согласно пункту 1 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В рассматриваемой рекламе содержится фраза «наслаждайся жизнью здесь не торопят время...».

Согласно Большому толковому словарю русского языка (главный редактор С.А. …) наслаждение - высшая степень удовольствия.

С учетом того, что данная фраза используется в рекламе алкогольного напитка, соответственно «наслаждение» становится связано с рекламируемым товаром.

Иными словами, именно рекламируемый товар (пиво «Amstel») может предоставить потребителю удовольствие (наслаждение).

На основании указанного фраза «наслаждайся жизнью здесь не торопят время...» содержит утверждение о том, что употребление алкогольного напитка способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров).

Согласно информации на сайте https://heinekenrussia.ru в ассортименте пива «Amstel» отсутствует вид пива содержащий этиловый спирт пять и более процентов.

На основании указанного рассматриваемая реклама не содержит нарушения части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 1, частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ИП … является рекламодателем, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1. Заявлением ….;
  2. Фотоматериалом;
  3. Ответом ПАО «ВымпелКом» вх. № 14033-ЭП/22 от 19.10.2022;
  4. Ответом Администрации г.о. Жигулевск вх. № 14556/22 от 28.10.2022;

5.  Служебной запиской Самарского УФАС России от 29.12.2022;

6.  Определением о возбуждении дела;

7. Договором аренды нежилого помещения от 17.06.2022.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В связи с тем, что нарушение устранено, что подтверждается ответом Администрации г.о. Жигулевск вх. № 14556/22 от 28.10.2022 Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии основания выдачи предписания.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Ново- Самарская, д. 13 с содержанием «Amstel premium pilsner наслаждайся жизнью здесь не торопят время...» поскольку она содержит нарушение требований именно пункта 1 части 1, части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе ИП … не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ИП …., предусмотренным ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

     Резолютивная часть решения оглашена 10 февраля 2023г.

     Решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         …

 

Члены Комиссии                                                                                              …

 

                                                                                                                            …

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны