Решение №12839/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ТД-Универсальные Машины» от 7 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТД-Универсальные Машины» (далее – Заявитель) на действия муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства городского округа Похвистнево Самарской области (далее – Заказчик, МУП ВКХ) при проведении запроса котировок в электронной форме на право поставки экскаватора-погрузчика (извещение № 31908372505, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908372505, https://otc.ru) (далее – Запрос котировок),
в присутствии представителей: от ООО «ТД-Универсальные Машины» – <...> (доверенность); от МУП ВКХ – <...> (доверенность), <...> (доверенность),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
24.10.2019г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ТД-Универсальные Машины» на действия МУП ВКХ при проведении Запроса котировок.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, Закупочной комиссией МУП ВКХ необоснованно отклонена заявка ООО «ТД-Универсальные Машины», Заказчиком в Документации о закупке установлены параметры необходимого к поставке экскаватора, подходящие только под одного производителя.
Заявитель считает, что Заказчик своими действиями ограничивает конкуренцию.
МУП ВКХ просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса котировок. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 29.10.2019г. № 12559/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
04.10.2019г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 31908372505 о проведении Запроса котировок. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 11.10.2019г. Актуальная документация по Запросу котировок (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 11.10.2019г.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП ВКХ (№ 1130011748), утвержденного директором МУП ВКХ (Приказ от 30.09.2019г. № 72), размещена в ЕИС 04.10.2019г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
18.10.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол рассмотрения котировочных заявок № 1 от 17.10.2019г. (№ 31908372505-01), согласно которому до окончания указанного срока поступило 3 (три) котировочные заявки: 1) ООО «ТД-Универсальные Машины» – не допустить как не соответствующий условиям извещения, техническому заданию; 2) ООО «Авто Поставка» – допустить; 3) ООО «Ферронордик Торговая Компания» – не допустить как не соответствующий условиям извещения, техническому заданию. Закупочной комиссией приняты решения: признать Запрос котировок не состоявшимся, рекомендовать директору МУП ВКХ заключить договор в порядке размещения заказа у единственного поставщика с ООО «Авто Поставка».
МУП ВКХ с единственным поставщиком ООО «Авто Поставка» 29.10.2019г. заключен договор.
Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью Документации о закупке (часть 8 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно пункту 5 Извещения техническое задание (далее – ТЗ) по рассматриваемой процедуре является неотъемлемой частью рассматриваемого извещения, в котором содержится характеристика и описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 15 Извещения показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) установлены согласно и в соответствии с ТЗ.
Приложением № 1 Извещения установлено, что при указании в составе заявки конкретных показателей товаров, предлагаемых к поставке либо используемых при выполнении работ (оказании услуг), указываются точные характеристики таких товаров в соответствии с требованиями ТЗ.
Эксплуатационные, функциональные и качественные характеристики объекта закупки отражены в требованиях, установленных пунктами 6-7 ТЗ.
Пунктами 4, 5 ТЗ установлены следующие требуемые характеристики экскаватора-погрузчика:
- Габаритные размеры экскаватора – погрузчика:
длина, мм – не более 5825;
ширина, мм – не менее 2325;
масса, кг – не менее 8200.
- Комплектация:
- ДВИГАТЕЛЬ
мощность, кВт/л.с. – не менее 72/98;
максимальный крутящий момент Нм – не менее 400.
- ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
производительность насоса, л/мин - не менее 160;
рабочее давление насоса, бар - не менее 205, не более 210.
- ЭКСКАВАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
высота выгрузки, мм – не менее 4580;
максимальный вылет на уровне земли, мм – не менее 6810.
Из материалов жалобы следует, что в поданной заявке на участие в Запросе котировок ООО «ТД-Универсальные Машины» указаны характеристики экскаватора–погрузчика, отличные от требуемых Заказчиком, а именно:
- Габаритные размеры экскаватора – погрузчика:
длина, мм – 5920;
ширина, мм – 2340;
масса, кг – 8030.
- Комплектация:
- ДВИГАТЕЛЬ
мощность, кВт/л.с. – 68,5/93;
максимальный крутящий момент Нм – 395.
- ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
производительность насоса, л/мин – 142;
рабочее давление насоса, бар – 225.
- ЭКСКАВАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
высота выгрузки, мм – 4564;
максимальный вылет на уровне земли, мм – 6810.
Приложение № 1 Извещения гласит, что Закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в Запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в Извещении о проведении Запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена на продукцию превышает начальную (максимальную) цену, указанную в Извещении о проведении Запроса котировок.
При рассмотрении и оценки заявок на участие в Запросе котировок участник закупки не допускается комиссией к участию в Запросе котировок в случае (приложение № 1 Извещения, пункт 18.4.6 Положения о закупке):
-
- непредставления документов, установленных Извещением о проведении Запроса котировок, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки;
- несоответствия участника закупки, требованиям, установленным Извещением о проведении Запроса котировок;
- несоответствия заявки на участие в Запросе котировок требованиям Извещения о проведении Запроса котировок, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции;
- предоставления недостоверных сведений в отношении предлагаемой продукции.
Согласно пункту 8.7 Положения о закупке Закупочная комиссия отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки на любых ее этапах в следующих случаях:
-
- выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в разделе 8 настоящего Положения;
- участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;
- участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;
- в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
- участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
Таким образом, Закупочная комиссия МУП ВКХ, руководствуясь приложением № 1 Извещения, подпунктом 2 пункта 8.7, подпунктом 3 пункта 18.4.6 Положения о закупке, правомерно приняла решение отклонить заявку ООО «ТД-Универсальные Машины» от участия в Запросе котировок.
Стоит отметить, что Заявитель соглашается с фактом представления в заявке ООО «ТД-Универсальные Машины» параметров объекта закупки, отличающихся от требуемых Заказчиком в ТЗ.
Из представленных МУП ВКХ пояснений следует, что Заказчику экскаватор-погрузчик с заданными в ТЗ характеристиками необходим в рамках реализации имеющихся уставных задач, направленных на выполнение в кратчайшие сроки аварийно-восстановительных и планово-ремонтных работ на сетях водоснабжения и водоотведения, в том числе при производстве иных строительных работ, а также работ по промерзлому грунту.
Подобранные Заказчиком конструктивные особенности не являются индивидуальными и не привязаны к какому либо производителю. Они направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям МУП ВКХ, что Законом о закупках не запрещено.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Выбор победителя Запроса котировок, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемого к поставке товара и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком характеристик объекта закупки, отраженных в ТЗ, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.
Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.
При закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных характеристик товара могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.
На рассмотрении жалобы Заявителем не доказан заявленный довод, согласно которому МУП ВКХ в Документации о закупке установлены параметры необходимого к поставке экскаватора, необоснованно ограничивающие участие поставщиков в закупке. При этом общество «ТД-Универсальные Машины» не осуществляет производство необходимого к поставке предмета закупки и является его поставщиком, что предоставляет возможность приобретения и поставки товара, соответствующего требованиям, установленным Заказчиком в Документации о закупке.
Таким образом, МУП ВКХ не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право поставки экскаватора-погрузчика (извещение № 31908372505, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908372505, https://otc.ru).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ТД-Универсальные Машины» необоснованной.