Решение б/н Решение от 6 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-167/2023

 

06 июня 2023 г.                                                                                                                         г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –   ….,

                                               ….,

рассмотрев дело № 063/05/5-167/2023, возбужденное в отношении ИП … по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно по ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ИП … (…), лицо было уведомлено надлежащим образом по адресу: ул. Советская, д. 17, кв. 2, с. Рамено, г. Сызрань, Самарская обл., что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80099783523727 с пометкой «вручение адресату почтальоном 26.04.2023», реестром внутренних почтовых отправлений № 291 от 21.04.2023, чеком 21.04.2023;

заявителя - Прокуратура г. Сызрань (…), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80099783523734 с пометкой «вручение адресату почтальоном 25.04.2023», реестром внутренних почтовых отправлений № 291 от 21.04.2023, чеком 21.03.2023.

заинтересованного лица – ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы прокуратуры г. Сызрань исх. № 06-01-2022/108-23-219 от 18.01.2023 (вх. № 713/23 от 24.01.2023) по заявлению Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.

Из заявления следует, что по адресу: ул. Интернациональная, д. 130, г. Сызрань на стенах здания расположена следующая информация: «Комиссионный магазин ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ у каждого свой ЛОМБАРД…», «Lombard».

Также в заявлении указано, что в помещении магазина по данному адресу расположены информационные материалы о предоставлении денежных займов под залог имущества.

При этом, согласно материалам заявления, по данному адресу под наименованием «Комиссионный магазин Провинциальный» осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель … (…) (далее – ИП ….).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота. Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

Таким образом, информация по адресу: ул. Интернациональная, д. 130, г. Сызрань «Комиссионный магазин ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ у каждого свой ЛОМБАРД…» подпадает под понятие рекламы, поскольку направлена на неопределённый круг лиц и имеет объект рекламирования в виде средства индивидуализации лица «Комиссионный магазин ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ».

При этом, информация по данному адресу «Lombard» не является рекламой, поскольку не содержит в себе объект рекламирования.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон № 353-ФЗ) установлено, что потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Закона №3 53-Ф3 профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности. Т.е. лицо, не обладающее статусом банка или некредитной финансовой организации, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Как следует из пункта 1 статьи 358 Гражданского кодекса РФ, принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов должно осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями (ломбардами).

В соответствии с статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон № 196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном - Законом № 353-ФЗ. Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Индивидуальные предприниматели не имеют статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоят в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов), не поднадзорны Банку России и не относятся к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (пункт 28), оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Общие требования к рекламе установлены частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

Таким образом, реклама по адресу: ул. Интернациональная, д. 130, г. Сызрань «Комиссионный магазин ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ у каждого свой ЛОМБАРД…» содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам заявления, деятельность по адресу: ул. Интернациональная, д. 130, г. Сызрань осуществляет ИП …

Исходя из указанного, в действиях ИП содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно части 7 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п. 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Cамарское УФАС России возбудило производство по делу № 063/05/5-167/2023 по признакам нарушения рекламного законодательства.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон № 196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном - Законом № 353-ФЗ. Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Индивидуальные предприниматели не имеют статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоят в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов), не поднадзорны Банку России и не относятся к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (пункт 28), оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Общие требования к рекламе установлены частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.

Таким образом, реклама по адресу: ул. Интернациональная, д. 130, г. Сызрань «Комиссионный магазин ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ у каждого свой ЛОМБАРД…» содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

В рамках рассмотрения заявления Самарским УФАС России были направлены запросы в ПАО «МегаФон (исх. № 2800-1/8 от 20.04.2023г.), доценту кафедры русского языка и массовой коммуникации ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» д.ф.н. … (вх. № 2932/8 от 21.04.2023г.).

ПАО «МегаФон» направило ответ, согласно которому указало, что абонентский номер 89277700903 выделен физическому лицу … на основании договора на оказание услуг связи № 2139136031042005276916017 от 18.06.2014г.

 Доцент кафедры русского языка и массовой коммуникации ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» д.ф.н. Романова Т.П. сообщила, что, хотя тип организации указан как магазин комиссионный «Провинциальный», однако слоган, размещенный в центре и выделенный самым крупным шрифтом «У каждого свой Ломбард!», вводит потребителя в заблуждение, что данная организация является ломбардом. Поэтому у потребителя вполне может возникнуть представление о том, что лицо, разместившее рекламу, позиционирует свою организацию как ломбард.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности индивидуального предпринимателя … является торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами (ОКВЭД 47.79.3), адрес места жительства – 447072, Самарская область, Сызранский р-он, с. Рамено, ул. Советская, д. 17, кв. 2, контактный тел. – … 

Также в социальной сети «Вконтакте» на странице Комиссионный магазин «Провинциальный» г. Сызрань указан данные ИП ..., …, тел. …, эл. почта novochli91@mail.ru, адрес магазина – г. Сызрань, ул. Интернациональная, д. 130.

Таким образом, в действиях ИП … содержатся признаки нарушения части 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».

ИП … является рекламодателем, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1. Материалы прокуратуры г. Сызрани.
  2. Служебная записка Самарского УФАС России от 27.02.2023г.
  3. Определение о возбуждении дела № 063/5/5-167/2023 от 27.02.2023г.
  4. Ответ ПАО «МегаФон (вх. № 5086-ЭП/23 от 28.04.2023г.).
  5. Ответом доцента кафедры русского языка и массовой коммуникации ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика … д.ф.н. …. (вх. № 4816-ЭП/23 от 24.04.2023г.).
  6. Страница в социальной сети «Вконтакте» Комиссионный магазин «Провинциальный» г. Сызрань.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о том, что нарушение прекращено, в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о выдаче предписания ИП … о прекращении нарушения рекламного законодательства.  

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламуКомиссионный магазин ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ у каждого свой ЛОМБАРД…», «Lombard», размещенную по адресу: г. Сызрань, ул. Интернациональная, д. 130, поскольку она содержит нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП …. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП ..

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2023 г.

Решение изготовлено в полном объеме 06 июня 2023 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   …        

 

Члены Комиссии                                                                                               …

 

                                                                                                                            …

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны