Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «РУСАГРО» от 21 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «РУСАГРО»

 

21.02.2023г.                                                                                                                  г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: ... (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «РУСАГРО» (далее – Заявитель) на действия ОАО «Сызраньгаз» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика Case 570ST (или эквивалент) с телескопической рукоятью (извещение № 32312088394, https://zakupki.gov.ru/) (далее – Запрос котировок),

в присутствии представителей: Заказчика –... (доверенность), Заявителя – ...(доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.02.2023г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «РУСАГРО» на действия ОАО «Сызраньгаз» при проведении Запроса котировок.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Закупочная документация содержит положения, ограничивающие количество участников Запроса котировок.

ОАО «Сызраньгаз» указывало на соответствие Закупочной документации действующему законодательству, просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 16.02.2023г. № 1068/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

  1. 03.02.2023г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32312088394 о проведении Запроса котировок.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законном и положением о закупке заказчика.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из содержания извещения, предметом Запроса котировок является поставка экскаватора-погрузчика Case 570ST (или эквивалент) с телескопической рукоятью.

 

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Пунктом 5.4 Технического задания (раздел 5 Закупочной документации) установлены технические, качественные, функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара: наименование параметра и требования Заказчика.

В указанном пункте в том числе содержится параметр «Максимальная удаленность ближайшего сервисного центра Поставщика» с требованием Заказчика не более 200 км.

Как следует из доводов жалобы, данное положение Закупочной документации является требованием о наличии сервисного центра в определенном месте, а также требованием к юридическому местонахождению продавца, тем самым ограничивая количество участников Запроса котировок.

Согласно представленным пояснениям Заказчика, установление данного требования позволяет сократить время простоя техники. Кроме того, участник закупки имеет право заключить договоры с сервисными центрами на установленном Заказчиком расстоянии на время гарантийного обслуживания товара.

 

Комиссия Самарского УФАС России установила, что Закупочная документация не содержит требования о расположении сервисного центра в определенном географическом регионе. При этом, требование о максимальной удаленности ближайшего сервисного центра поставщика не более 200 км указывает на возможность Заказчика проходить гарантийное сервисное обслуживание на расстоянии не более 200 км от своего местонахождения, в связи с чем не является требованием к юридическому местоположению участника закупки (поставщика).

Кроме того, ОАО «Сызраньгаз» как Заказчику предоставлено право самостоятельно определять свою потребность товарах (работах, услугах) в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, а также функциональные и технические характеристики закупаемого товара (работ, услуг) таким образом, который позволяет участникам закупки сформировать свои предложения и не влечет за собой ограничение количества участников.

При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Действующее законодательство не содержит запрета заказчикам территориально ограничивать удаленность места поставки товара (в том числе в границах административного округа (территориального образования) или в километрах).

Данные выводы подтверждаются Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2022г. № Ф07-976/2022 по делу № А56-46308/2021.

Таким образом, установление в Закупочной документации требования о расположении сервисного центра Поставщика путем указания территориальной удаленности в километрах не является произвольным и чрезмерным, обусловлено потребностью Заказчика, не противоречит требованиям законодательства и не ограничивает конкуренцию.

На основе вышеизложенного, довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.

 

  1. В соответствии с доводами жалобы, Заказчиком в Закупочной документации установлены требования к характеристикам поставляемого товара, которым в совокупности соответствует продукция единственной марки экскаваторов-погрузчиков с телескопической рукоятью, а именно Case 570ST.

Как следует из пояснений Заказчика, при составлении раздела 5 «Техническое задание» Закупочной документации за основу взяты коммерческие предложения на экскаваторы-погрузчики Case 570ST и New Holland B80B как эквиваленты, что позволяет участникам закупки не ограничиваться только экскаватором-погрузчиком модели Case 570ST.

В качестве данного подтверждения Заказчик представил сравнительную таблицу характеристик данных моделей:

Наименование параметра

Требования заказчика

Сase 570ST

New Holland B80B

Колесная формула

4 x 4

4 x 4

4х4

Колесная база

Не менее 2175 мм

2175 мм

2175 мм

Транспортная длина

Не более 5880 мм

5880 мм

5880 мм

 Ширина по шинам

Не более 2271 мм

2271 мм

2270мм

Высота по кабине

Не более 2870 мм

2870 мм

2870 мм

Высота в транспортном положении

Не более 3800 мм

3800 мм

3800 мм

Эксплуатационная масса

Не более 8260 кг

8260 кг

8110 кг

Кабина с кондиционером

Наличие

Наличие

Наличие

Кабина с отопителем

Наличие

Наличие

Наличие

 Доступ в кабину

С 2-х сторон

С 2-х сторон

C 2-х сторон

Двигатель:

 

 

 

Тип двигателя

Дизельный с турбонаддувом

Дизельный с турбонаддувом

Дизельный с турбонаддувом

Число цилиндров

4

4

4

Рабочий объем

Не более 3,9 л

3,9 л

3,9

Мощность

Не менее 97 л.с.

97 л.с.

98 л.с

Крутящий момент

Не менее 420 н/м при 1300 об./мин.

420 н/м при 1300 об./мин.

420 н/м при 1300 об./мин.

Топливная аппаратура

Механический впрыск

Механический впрыск

Механический впрыск

Топливный бак

Не менее 129 л.

129 л.

129 л

Коробка передач:

 

 

Тип КПП

Механическая четырехступенчатая P

Механическая четырехступенчатая P

Механическая четырехступенчатая Р

Максимальная скорость вперед

Не менее 39 км/ч

39 км/ч

39 км/ч

Количество передач

4 вперед, 4 назад

4 вперед, 4 назад

4 вперед, 4 назад

Гидравлическая система:

 

 

Тип насоса

Шестеренный 2-секционный

Шестеренный 2-секционный

Сдвоенный шестеренчатый

Производительность насоса

Не менее 145 л/мин.

 145 л/мин.

145 л/мин

Давление, главный предохранительный клапан

210 бар.

210 бар.

210

Объем гидросистемы, включая бак

Не более 110 л.

110 л.

110 л

Органы управления:

 

 

Управление экскаватором

Рычаги

Рычаги

Рычаги

Тормозная система:

 

 

Тип

Многодисковая, в масляной ванне

Многодисковая, в масляной ванне

Многодисковая, в масляной ванне

Экскаваторное оборудование:

 

 

Телескопическая рукоять

Наличие

Наличие

Наличие

Объем ковша

Не менее 0,2 м3

0,2 м3

0,22 м3

Ширина ковша экскаватора

Не менее 600 мм

600 мм

600 мм

 Глубина копания

 Не менее 5583 мм

5583 мм

5892 мм

 Максимальная рабочая высота копания

 Не менее 6 405 мм

 6 405 мм

7024 мм

 Вырывное усилие на ковше

Не менее 55,2 кН

55,2 кН

55  кН

Погрузочное оборудование:

 

 

Многоцелевой челюстной ковш

Наличие

Наличие

Наличие

Объем погрузочного ковша

Не менее 1,0 м3

1,0 м3

1,0 м3

Вырывное усилие на ковше

Не менее 64,4 кН

64,4 кН

62,5 кН

Шины:

 

 

Передние

12,5х18

12,5х18

12,5х18

Задние

16,9х28

16,9х28

16,9х28

Радиус разворота:

 

 

Без тормоза

 

 

 

- По внешнему краю ковша

Не более 5,55 м

5,55 м

5,55 м

- По внешним колесам

Не более 4,7 м

4,7 м

4,4 м

Разводка для навесного оборудования:

 

 

 

Местоположение

Стрела экскаватора

Стрела экскаватора

Стрела экскаватора

 

Комиссия Самарского УФАС России, проанализировав содержание указанной таблицы, установила, что характеристики экскаватора-погрузчика New Holland B80B, заявленные Заказчиком в качестве эквивалентных характеристикам Case 570ST, не удовлетворяют требованиям технического задания по двум параметрам:

Наименование параметра

Требования заказчика

Сase 570ST

New Holland B80B

Экскаваторное оборудование:

 

 

Вырывное усилие на ковше

Не менее 55,2 кН

55,2 кН

55  кН

Погрузочное оборудование:

 

 

Вырывное усилие на ковше

Не менее 64,4 кН

64,4 кН

62,5 кН

Таким образом, Заказчик не подтвердил соответствие экскаватора-погрузчика иной модели, отличной от Case 570ST, требованиям технического задания Закупочной документации.

С учетом вышеизложенного, довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России обоснованным.

 

Кроме того, Комиссия Самарского УФАС России считает необходимым отметить, что согласно Протоколу подведения итогов от 14.02.2023г. (размещено в ЕИС 15.02.2023г.), на участие в Запросе котировок было подано 4 заявки, из которых только одна заявка – ООО «Строительные машины» (№ 4) была допущена до участия в закупке, остальные отклонены на основании пункта 5.2.3 Закупочной документации: предложение участника закупки не соответствует требованиям Заказчика в соответствии с Разделом 5 «Техническое задание». При этом, победителем Запроса котировок признано ООО «Строительные машины» с наибольшей предложенной ценой – 10 150 000, 00 руб.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «РУСАГРО» частично обоснованной.
  2. Признать в действиях ОАО «Сызраньгаз» нарушение требований, установленных частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Выдать ОАО «Сызраньгаз» в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Заместитель председателя Комиссии:

                                                   

Члены Комиссии:

                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны