Определение №3319/8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 063/05/8-81... от 5 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 063/05/8-81/2021

31 марта 2021 г.                                                                                                                                      г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:    
Председатель Комиссии –   <…>,
            Члены Комиссии –   <…>,                                              
                                               <…>,                                                 
рассмотрев дело № 063/05/8-81/2021, возбужденное в отношении ПАО «Сбербанк», ООО «КТВ-ЛУЧ» по заявлению гражданина <…> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно ст. 8, ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе») посредством видеоконференцсвязи,  
в отсутствии представителя:
заявитель – <…> (<…>); лицо не явилось, было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 44312355137572, с пометкой «неудачная попытка вручения 29.03.2021г.», списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 25.03.2021г., чеком ККМ от 26.03.2021г., а также по электронной почте,
в присутствии представителей:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ПАО «Сбербанк» (117312, г. Москва, ул. Вавилова, 19, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 16.08.2002г., наименование регистрирующего органа – Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, адрес регистрирующего орган – 125284, г. Москва, Хорошевское ш., 12А); <…> (по доверенности от 10.02.2021г. № 63АА 5948787), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 44312355137589, с пометкой «вручение адресату 29.03.2021г.», списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 25.03.2021г., чеком ККМ от 26.03.2021г., а также по электронной почте.
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «КТВ-ЛУЧ» (446001, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Ульяновская, д. 79, ОГРН 1036301251238, ИНН 6325031764, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 31.03.2003г., наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району области, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара,                                 ул. Сергея Лазо, д. 2а), <…> (по доверенности от 17.02.2021г. № 7), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 44312355137602, с пометкой «вручение адресату 29.03.2021г.», списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 25.03.2021г., чеком ККМ от 29.03.2021г., а также по электронной почте.
заинтересованного лица – ———
эксперта –  ———
переводчика –  ———


УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее-Самарское УФАС России) поступило заявление о нарушении рекламного законодательства гражданина <…>  (вх. № 69-гр от 27.01.2021 г.), перенаправленное ФАС России.
Так, согласно заявлению гражданина, на сайте «КТВ-луч» (https://ktv-ray.ru/novost/rasshiryaya-gorizonty-sberbank-zapustil-ryad-novyh-cifrovyh-servisov/75706/) в статье «Расширяя горизонты: Сбербанк запустил ряд новых цифровых сервисов» следующего содержания: 
«Декабрь – традиционное время подводить итоги и вспоминать о главных событиях уходящего года. О том, с какими достижениями подошел к этой отметке Сбербанк, журналистам рассказал заместитель управляющего Автозаводским отделением Сбербанка <…>. За 11 месяцев 2020 года Сбербанк упрочил свои позиции не только на финансовом рынке региона, но и в технологическом направлении. Сегодня компания занимается проектами, в которых искусственный интеллект решает массу задач, в том числе и социально значимых. В числе наиболее важных разработок Сбербанка стала модель распознавания КТ-снимков для выявления COVID-19. Она была внедрена и сегодня бесплатно используется в десятках российских больниц, в том числе самарских и тольяттинских клиниках. Система дает возможность получать «второе мнение» при анализе снимков компьютерной томографии и постановке диагноза. За сутки каждый модуль способен обследовать и выдавать заключения по 150 снимкам больных. Сбербанк повышает доступность не только здравоохранения, но и транспортной инфраструктуры региона. Жители Тольятти, а в этом году – и Жигулевска с Сызранью, получили возможность оплачивать проезд в городском общественном транспорте с помощью эквайринга Сбербанка. Терминалами для бесконтактной оплаты проезда в Тольятти оборудовано более 400 единиц общественного транспорта, в Жигулевске 55, в Сызрани - 39. Всего с начала года в трех городах проезд бесконтактным способом оплатили 1,4 млн раз. Клиенты Автозаводского отделения Сбербанка в уходящем году активно брали потребительские кредиты: за 11 месяцев 2020 года было выдано 61 265 займов на неотложные нужды на сумму 11 млрд 650 млн рублей, из них 70% было оформлено онлайн. Еще 7,5 млрд рублей Сбербанк направил на ипотечное кредитование физлиц. При этом благодаря реализации государственных мер поддержки у клиентов Сбербанка появились дополнительные возможности улучшить свои жилищные условия. В апреле Сбербанк начал прием заявок на ипотеку с господдержкой по льготной ставке 6,4% годовых. Запуск программы стал стимулом для оживления на рынке жилья: за 11 месяцев в Тольятти и Сызрани одобрили более 5300 заявок на ипотеку (+27% к аналогичному периоду прошлого года), каждая третья сделка была оформлена онлайн. Кстати, до 1 февраля 2021 года при использовании сервиса «Электронная регистрация» на DomClick.ru можно получить дополнительную скидку на ипотеку. А еще Сбербанк приготовил к Новому году различные акции и сюрпризы. Каждый сможет найти их для себя и своих близких при оформлении различных продуктов Сбера. Например, клиенты банка могут снизить ставку на 2 процентных пункта по кредитам от 300 тысяч рублей, заявки на которые оформлены в период акции: до 28 января 2021 года. Для этого необходимо вносить платежи по графику без просрочек и досрочного погашения в течение года, после чего процентная ставка снизится автоматически. А новогоднее настроение в канун праздника поможет создать новый виртуальный помощник Сбербанка Салют. Ассистент предложит вам подписку на СберЗвук, ОККО, льготную подписку на СберПрайм, сбербокс и другие приятности. Для этого достаточно открыть приложение Сбербанк Онлайн и произнести слова «Салют, хочу подарки!» Подробности этой и других акций можно узнать на сайте Сбербанка. 18:09, 24 Декабря 2020 года, четверг / 1110 / ЭКОНОМИКА» размещается ненадлежащая реклама услуг ПАО «Сбербанк». 
Данная реклама содержит признаки нарушения рекламного законодательства, а именно ст. 8, ч. 1,3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования являются финансовые услуги.
Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Таким образом, рекламная статья ПАО «Сбербанк» содержит признаки нарушения  ст. 8, ч. 1,3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» 
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ст. 8 настоящего закона.
Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ст. 8, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/8-81/2021 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначила рассмотрение дела на 02 марта 2021 года.
ПАО «Сбербанк» представило пояснения (от 19.02.2021г., от 27.03.2021г. № 2405-з) согласно которым сообщило следующее.
Согласно Определению, 24.12.2020 на сайте телекомпании КТВ-Луч по адресу: https://ktv-ray.ru/novost/rasshiryaya-gorizonty-sberbank-zapustil-ryad-novyh-cifrovyh-servisov/75706 была опубликована новость под заголовком «Расширяя горизонты: Сбербанк запустил ряд новых цифровых сервисов».
Рассматриваемая новостная заметка подготовлена журналистом телекомпании КТВ - Луч по итогам участия в пресс-конференции Банка. Информационным поводом для пресс-конференции явилась деятельность Автозаводского отделения в условиях пандемии, в т.ч. ключевые сервисы Банка, как инструмент работы с физическими и юридическими лицами в условиях распространения новой короновирусной инфекции. Лейтмотивом стало подведение итогов работы Автозаводского отделения накануне нового года.
Согласно дефиниции термина, приведенной в толковом словаре Ожегова, пресс-конференция это собрание представителей печати, радио, телевидения, официально созываемое для какой-нибудь важной информации, для ответов на вопросы. Таким образом, указанное мероприятие имеет исключительно новостной, информационный характер и не преследует рекламных, маркетинговых целей. Рассматриваемая публикация на сайте телекомпании КТВ-Луч представляет собой адресованное населению г. Сызрани и Самарской области информационное сообщение по итогам участия в пресс-конференции о ключевых сервисах Автозаводского отделения Банка в период пандемии, что соответствует тематической концепции новостной статьи указанного издания.
Телекомпания КТВ-Луч осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ), Телеканал КТВ-Луч зарегистрирован в качестве СМИ рег. номер № ТУ-63-00946. Основными принципами деятельности средств массовой информации в частности, являются право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, право излагать личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за подписью журналиста. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме (статья 39 Закона о СМИ).
В свою очередь, в статье 38 Закона о СМИ определено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средства массовой информации, в том числе путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Учитывая открытую информационную политику Банка, а также руководствуясь указанной выше нормой Закона о СМИ уполномоченные сотрудники Банка доводят до средств массовой информации сведения о Банке, его деятельности, корпоративной жизни. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители организации, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Договор на изготовление, размещение и распространение рассматриваемого УФАС материала между Банком и ООО «КТВ-Луч» (ИНН 6325031764) не заключался. Рекламный макет Банком не производился и не согласовывался. В связи с этим Банк не имеет возможности предоставить запрошенные договоры о размещении рекламы с приложением документов об оплате, актов выполненных работ, согласованного макета (текста) рекламы.
Исходя из содержания, публикация относится к новостной заметке, т.к. расположена в разделе «Новости», отметка «реклама» отсутствует. Исходя из редакционного и читательского интереса издания в рассматриваемой статье изложен журналистский взгляд на деятельность Банка по итогам участия в пресс-конференции, организованной Автозаводским отделением Банка. Пресс-конференция по итогам 2020 года состоялась 22.12.2020. Приглашение со ссылкой для подключения было направлено пресс-службой Автозаводского отделения Банка в адрес телекомпании КТВ-Луч накануне 21.12.2020г. 
В размещении новостного материала отсутствуют признаки нарушения Закона о рекламе, в том числе ввиду отсутствия признаков рекламы и целей, которые преследует рекламный контент. Согласно сведениям, на сайте телекомпании КТВ-Луч, цели ее деятельности направлены на освещение новостей и главных событий Самарской области.
Банк не принимает участия в согласовании размещаемых на сайте КТВ-Луч материалов и не имеет возможности более подробно прокомментировать рассматриваемый УФАС материал, размещенный на сайте сторонней организации.
Полагаем, что в размещении новостного материала отсутствуют признаки рекламы и целей, которые преследует рекламный контент. Такой признак как «направленность на привлечение внимания», указанный в определении рекламы, не является в настоящем случае определяющим при определении характера спорной информации, поскольку данный признак имеет отношение и к новостям в принципе, целью которых является, в том числе привлечение внимания читателей к новостям. Для отнесения информации к рекламе все признаки рекламы должны присутствовать в совокупности. В настоящем случае спорная информационная статья не содержит всех необходимых законодательных признаков рекламы, в частности, строго заданной цели - продвижения конкретного товара на товарном рынке. Таким образом, рассматриваемая новостная заметка не подпадает под законодательное определение рекламы и, следовательно, не должна оцениваться на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
В отношении участников проведённой Банком пресс-конференции. Помимо телекомпании КТВ-Луч приглашение для подключения к пресс-конференции было направлено пресс-службой Автозаводского отделения Банка еще трем средствам массовой информации (далее - СМИ) - Самарское областное вещательное агентство, сетевой портал «Маленькая Сызрань» и Городской информационный портал Тольятти «ТЛТгород.ру».
В пресс-конференции Банка, проводимой в онлайн-формате 22.12.2020, участвовали: спикер - заместитель управляющего Автозаводского отделения Банка <…>, заместитель управляющего Автозаводским отделением <…>, бывший сотрудник пресс-службы Автозаводского отделения <…>, бывший сотрудник Поволжского банка <…> и представители трех СМИ.
B рамках своей информационной политики Банк стремится поддерживать постоянный диалог с представителями СМИ, участвовать в различных публичных мероприятиях с целью донесения информации о наиболее существенных событиях в деятельности Банка и повышения качества информации о Банке.
Пресс-конференции являются одной из форм коммуникаций Автозаводского отделения со СМИ и проводятся по мере возникновения информационного повода (события). Целесообразность проведения мероприятий определяет в рабочем порядке пресс-службой Автозаводского отделения в соответствии с основными тезисами и спецификой целевых групп для информирования. Отдельный порядок проведения подобных пресс-конференций Автозаводским отделением в силу вышеизложенных факторов не утверждался. Автозаводское головное отделение входит в состав Поволжского банка ПАО Сбербанк и находится по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 55. Территория обслуживания Автозаводского отделения включает в себя города: Тольятти, Жигулевск, Октябрьск, Сызрань и районы: Ставропольский, Шигонский и Сызранский Самарской области. Просили прекратить производство по делу в отношении ПАО Сбербанк в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ООО «КТВ-ЛУЧ» также представило пояснения (от 1634-з от 20.02.2021г., от 26.03.2021г. № 2405-з), согласно которым указало, что статья «Расширяя горизонты: Сбербанк запустил ряд новых цифровых сервисов», опубликованная в сети Интернет по адресу: https: //ktv-ray.ru/novost/rasshirvaya-gorizonty-sberbank-zapustil-rvad-novyh-cifrovyh-servisov/75706/ размещалась исключительно как информационная статья в разделе новостей экономики. Статья включает в себя данные, озвученные журналистам на пресс-конференции представителем ПАО «Сбербанк». Информационным поводом послужило приглашение на проводимую Автозаводским отделением Сбербанка пресс-конференцию по итогам года. В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон) поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. В соответствии со статьей 47 Закона журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы. Таким образом, редакцией ООО «КТВ-ЛУЧ» не рассматривается как распространение рекламы. Телекомпания КТВ-ЛУЧ работает уже 25 лет и освещает главные события города Сызрань и Самарской области в ежедневной новостной телепрограмме, а также выпускает в эфир тематические передачи «Перекресток», «Верую» и 2.5 другие. КТВ-ЛУЧ - это единственная в Сызрани телекомпания. В Интернете на сайте телекомпании КТВ-ЛУЧ www.ktv-ray.ru содержаться разделы новостей и публикаций, разделенных тематически на «Власть», «Общество», «Происшествия», «Спорт», «Культура, «Экономика», «Объявления». На сайте ежедневно обновляются новости, объявления видеоматериалы. Информационно-аналитические и культурно-просветительские программы телекомпании КТВ-ЛУЧ имеют широкую аудиторию и направление приглашений со стороны органов государственной и муниципальной власти, различных организаций и учреждений в целях участия и освещения тех или иных событий является обычной практикой. Статья была создана как информационно-новостная журналистом, состоящим в трудовых отношениях с ОО «КТВ-ЛУЧ», т.е. не является возмездной и размещена не на правах рекламы. Договора оказания услуг на изготовление и распространение рекламы с ПАО «Сбербанк» у ООО «КТВ-ЛУЧ» не имеется, равно как и отсутствуют иные документы (например макеты, акты, документы об оплате) в отношении указанной статьи. В отношении обозначенных в определении нарушений норм законодательства о рекламе сообщили, что это не относится к рассматриваемой ситуации, так как это статья является новостью, а не рекламой.
Лицом, принимавшим участие в онлайн пресс-конференции Автозаводского отделения ПАО Сбербанк являлся корреспондент (журналист) ООО «КТВ-ЛУЧ» <…>. Журналист <…> являясь автором статьи «Расширяя горизонты: Сбербанк запустил ряд новых цифровых сервисов» состоит в трудовых отношениях с ООО «КТВ-ЛУЧ», что подтверждается трудовым договором и должностной инструкцией. Для подготовки новостных статей к размещению на сайте технические задания не выдаются, журналисты осуществляют поиск и размещение статьи самостоятельно в соответствии со статьей 47 Федерального закона «О средствах массовой информации», осуществляя определенный минимум наполняемости сайта телекомпании. Статья «Расширяя горизонты: Сбербанк запустил ряд новых цифровых сервисов» размещалась исключительно как информационная статья в разделе новостей экономики. Статья включает в себя данные, озвученные журналистам на пресс-конференции представителем ПАО «Сбербанк».
Рассмотрение дела № 063/05/8-81/2021 было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных материалов, срок рассмотрения продлен на два месяца. Рассмотрение дела № 063/05/8-81/2021 было назначено на 25 марта 2021 года.
В связи с отсутствием технической возможности проведения видеоконференцсвязи у ПАО «Сбербанк» Комиссия объявила перерыв и назначила продолжение заседание на 31 марта 2021г., о чем стороны были надлежащим образом извещены.
Также Комиссией было установлено, что еще три средства массовой информации - Самарское областное вещательное агентство, сетевой портал «Маленькая Сызрань» и Городской информационный портал Тольятти «ТЛТгород.ру» 24.12.2020г. и 25.12.2020г. на своих сайтах опубликовали статьи, посвященные проведенной пресс-конференции в онлайн-формате сотрудниками Автозаводского отделения ПАО «Сбербанк» под следующими названиями: Сбербанк представил новые сервисы для жизни», «В Автозаводском отделении Сбербанка рассказали об инструментах поддержки бизнеса». Данные статьи тоже посвящались итогам работы Автозаводского отделения накануне нового года.
Комиссия Самарского УФАС России, заслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, приходит к выводу, что статья на сайте телекомпании КТВ-ЛУЧ не является рекламой.
Таким образом, в действиях ПАО «Сбербанк», ООО «КТВ-ЛУЧ» не содержится нарушения признаков нарушения ст. 8, ч. 1, 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе». 
Руководствуясь абзацем «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным   органом   дел, возбужденных   по   признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Производство по делу № 063/05/8-81/2021 прекратить. 


Председатель Комиссии                                                                           <…>

Члены Комиссии                                                                                       <…>
  
                                                                                                                     <…>
                                               
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны