Решение б/н Решение от 15 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                       г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» апреля 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено «15» апреля 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России …., начальника отдела контроля органов власти и торговли ..., главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли ….,  рассмотрев дело № 063/01/17.1-190/2022 по признакам нарушения  муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Школа № 90» городского округа Самара (…) пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании Комиссии представителей: МБОУ «Школа № 90» – ...., ООО «Фабрика баскетбола» было извещено надлежащим образом, ходатайств не заявляло,

 

                                                                    УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства              № 063/01/17.1-190/2022 Комиссией Самарского УФАС России было установлено следующее.

17.11.2021 между муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Школа № 90» городского округа Самара и  ООО «Фабрика баскетбола» заключен договор аренды № 0008324 сроком на 6 месяцев без проведения торгов.

Приказом Самарского УФАС России от 14.03.2022 № 99 возбуждено дело по признакам нарушения МБОУ «Школа № 90» пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 15.03.2022 к участию в названном деле в качестве ответчика привлечено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 90» городского округа Самара, в качестве заинтересованного лица - ООО «Фабрика баскетбола».

 

17.11.2021 между МБОУ «Школа № 90» и ООО «Фабрика баскетбола» заключен договор аренды № 0008324 сроком на 6 месяцев. В соответствии с договором муниципальное учреждение предоставляет обществу за плату во временное пользование объект муниципальной собственности - нежилое помещение, именуемое далее объектом, по адресу: 443066, г. Самара, ул. Стара Загора, 37а, в целях проведения спортивных занятий по баскетболу. Объект включает в себя помещения № 33, расположенные на 2 этаже, общей площадью 283,5 кв.м.

Из представленных документов следует, что имущество, являющееся предметом договора, находится у образовательного учреждения на праве оперативного управления.

Согласно расписанию использования нежилого помещения, являющемуся приложением № 2 к договору, время использования предоставленного по договору помещения составляет 2 раза в неделю: понедельник с 19 до 21 ч., среда с 19 до 21 ч.

 

В соответствии со статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением случаев, установленных в частях 1, 3.1, 3.2, и 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждением, государственным органам, органам местного самоуправления.

Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции» исчисление срока установлено в днях.

Таким образом, минимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» является один день (Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 № 732 и от 30.03.2012 № 203).

 

В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Срок, на который предоставляется муниципальное имущество, по условиям договора в совокупности превышает тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, а общая площадь передаваемого имущества составляет более чем двадцать квадратных метров.

Вместе с тем, данный договор был заключен без проведения торгов.

Учитывая условия поименованного выше договора, его заключение не подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 11, 14 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», что свидетельствует о наличии в действиях МБОУ «Школа № 90»  признаков нарушения пункта 3 части 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

 

В целях выявления случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220) антимонопольный орган определяет в частности, продуктовые и географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей, временной интервал исследования товарного рынка.

   В соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. В качестве временного интервала исследования определен период фактического срока действия рассматриваемого договора аренды.

  В данном случае товаром является муниципальное имущество (нежилое помещение).

  Товарный рынок определяется количеством и размерами действующих на рынке хозяйствующих субъектов, степенью сходства или отличий товаров разных предпринимателей, доступностью рыночной информации, наличием или отсутствием барьеров при вхождении на рынок.

  Законодательством не установлена необходимость получения какой-либо специальной разрешительной документации в целях принятия участия в публичных процедурах, проводимых при предоставлении прав на муниципальное имущество.

  Следовательно, круг лиц (хозяйствующих субъектов), потенциально желающих получить право аренды на муниципальное имущество является неопределенным, и может быть выявлен лишь при публичном объявлении конкурса в установленном законом порядке.

  Таким образом, МБОУ «Школа № 90» были созданы конкурентные преимущества ООО «Фабрика баскетбола» путем предоставления муниципального имущества в соответствии с договором аренды № 0008324 от 17.11.2021 без проведения торгов.

  Согласно разъяснениям ФАС России от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – письмо ФАС России), заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции». При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Вышеуказанная норма законодательства принята в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Исходя из сложившейся судебной практики, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Несоблюдение установленного законодательством порядка заключения договора аренды муниципального имущества может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

На основании изложенного, действия МБОУ «Школа № 90», выразившиеся в заключении договора аренды № 0008324 от 17.11.2021 без проведения торгов в отсутствие оснований заключения договора в порядке предусмотренных законом исключений, не соответствуют требованиям пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Предоставление вышеуказанного муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении имущества в аренду и препятствуют доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что действия МБОУ «Школа № 90» следует квалифицировать по пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

МБОУ «Школа № 90» представлена копия письма исх. № 71 от 03.03.2022, в соответствии с которым ООО «Фабрика баскетбола» было уведомлено о прекращении действия договора аренды № 0008324 от 17.11.2021 с 04 марта 2022 года.

Таким образом, на момент принятия Комиссией решения по делу нарушение антимонопольного законодательства Комитетом устранено, в связи с чем Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 90» городского округа Самара (…)  нарушение пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора аренды № 0008324 от 17.11.2021  без проведения торгов.
  2.  Предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не выдавать.

 

Председатель Комиссии:                                                                                                    …

 

Члены Комиссии:                                                                                                           …

                                                                                                                                             …

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны