Предупреждение №1345/6 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ... от 28 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

….

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило заявление ООО «Самарская электросетевая компания» (далее – ООО «СамЭСК») о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее также региональный оператор), выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами(далее – ТКО), не соответствующих требованиям действующего законодательства.

В заявлении ООО «СамЭСК», наряду с иными, содержатся доводы о необходимости исключения из пункта 1 приложения №1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО объекта, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Аминева, д. 16А, офис 200. Заявитель мотивирует свои требования необходимостью исключения двойной оплаты потребителем за оказание услуг по обращению с ТКО, поскольку вышеуказанный объект используется ООО «СамЭСК» на основании договора субаренды от 01.09.2020 г. № 30, пункт 6.1 которого предусматривает, что оплата коммунальных услуг, в том числе вывоз мусора, входит в состав арендной платы, что приводит к ущемлению интересов потребителя в сфере предпринимательской деятельности

 

1. Как следует из представленных документов и сведений, ООО «СамЭСК» осуществляет деятельность по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям.

27.07.2021 г. ООО «СамЭСК» направило в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО (без указания адреса спорного объекта). Заявка на заключение договора принята ООО «ЭкоСтройРесурс» к рассмотрению.

03.08.2021 г. региональным оператором в адрес ООО «СамЭСК» направлено письмо о необходимости предоставления дополнительных сведений для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

20.10.2021 г. ООО «ЭкоСтройРесурс» подготовлен и направлен в адрес ООО «СамЭСК» проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 08.10.2021 г. № ТКО-27798 (далее – Договор), содержащий в приложении № 1 (объем и место накопления ТКО) сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу:  г. Самара, ул. Аминева, д. 16А, офис 200.

08.12.2021 ООО «СамЭСК» в адрес ООО «Экостройресурс» был направлен протокол разногласий к указанному договору содержащий, в том числе условие об исключении из Договора вышеуказанного объекта.

В ответ на протокол разногласий ООО «ЭкоСтройРесурс» направило в адрес ООО «СамЭСК» письмо от 21.12.2021 г. с приложением протокола рассмотрения разногласий от 29.10.2021 г., в соответствии с которым предлагает изложить приложение № 1 к Договору в редакции регионального оператора. Указанные действия региональны оператор мотивирует тем, что спорный объект является местом государственной регистрации  ООО «СамЭСК».

Письмом от 17.01.2022 ООО «СамЭСК» направило в адрес регионального оператора протокол урегулирования разногласий, приложив копию договора субаренды от 01.09.2020 г. № 30, заключенного между ООО «СамЭСК» и ООО «СОЦЮЭТ» (далее – Договор субаренды).

Согласно пункту 6.1 Договора субаренды, в состав арендной платы входит оплата коммунальных услуг, в том числе вывоз мусора.

Следует отметить, что в протоколе разногласий потребитель ссылается на вышеуказанный пункт Договора субаренды.

ООО «ЭкоСтройРесурс» направило в адрес ООО «СамЭСК» письмо от 14.02.2022 с приложением протокола разногласий к Договору, указав при этом на то, что представленный договор субаренды не содержит обязанность арендодателя по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Кроме того, сообщено, что обращений от иных потребителей о заключении соответствующего договора на указанный объект в адрес регионального оператора не поступало.

05.03.2022 ООО «СамЭСК» направил в адрес регионального оператора письмо с приложением протокола разногласий, вновь указав на условия Договора субаренды, указанные в пункте 6.1.

В ответ на указанное обращение ООО «ЭкоСтройРесурс» письмом от 31.03.2022 сообщил о том, что оставляет протокол разногласий без согласования по основаниям, изложенным в письме от 14.02.2022.

По результатам рассмотрения полученных от ООО «ЭкоСтройРесурс» документов, ООО «СамЭСК» обратилось в адрес Самарского УФАС России с заявлением о нарушении региональным оператором антимонопольного законодательства.

 

2. Исходя из части 4 статьи 24.7 Закона об отходах, заявитель имеет обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО именно с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее – министерство) проведен открытый конкурс на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.

По результатам конкурсного отбора ООО «ЭкоСтройРесурс» признано его победителем, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО в Самарской области на 9 лет. Между министерством и ООО «ЭкоСтройРесурс» заключено соглашение от 01.11.2018 г., в соответствии с которым ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области.

Пунктом 2.1 указанного соглашения определено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО на всей территории Самарской области.

Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО в границах Самарской области.

По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» является единственным региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области и с 01.01.2019 г. занимает на данном товарном рынке доминирующее положение с долей 100%.

Таким образом, на территории Самарской области, включая территорию г.о. Самара, где осуществляет предпринимательскую деятельность ООО «СамЭСК», ООО «ЭкоСтройРесурс» является единственным региональным оператором, с которым в силу положений Закона об отходах заявители могут заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО. На основании вышеизложенного, у заявителя отсутствует возможность обратиться за получением услуги по обращению с ТКО к какому-либо иному лицу, кроме ООО «ЭкоСтройРесурс».

 

3. Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила коммерческого учета).

В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, исходя из анализа указанных норм действующего законодательства, собственники ТКО имеют обязанность заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, а региональный оператор не вправе отказать в заключении таких договоров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее – Правила № 1156) утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Пунктом 8 (11) указанного постановления прямо предусмотрена возможность согласования изменений условий договора путем направления протокола разногласий.

При этом положениями пункта 8 (15) Правил № 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил № 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил № 1156.

 

4. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут быть установлены в случае злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в результате которого наступают или могут наступить неблагоприятные последствия в виде ограничения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ФАС России письмами от 26.09.2011 № ИА/36399 и от 24.12.2012 № ИА/43953/12 даны разъяснения, касающиеся установления обстоятельств, связанных с навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Согласно указанным разъяснениям, при решении вопроса о том, содержится или нет в действиях (бездействии) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольными органами должно быть определено:

- совершены ли данные действия (бездействие) в допустимых пределах осуществления гражданских прав;

- налагаются ими или нет на контрагентов такого субъекта неразумные ограничения, устанавливаются ли в результате их осуществления необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Пределы осуществления гражданских прав установлены статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

 

В соответствии со статьей 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 420 договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно статье 606 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Пунктом 2 статьи 614 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 616 Гражданского Кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Таким образом арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором. При этом в расходы на содержание имущества могут включаться в том числе затраты на оплату коммунальных и иных эксплуатационных услуг.

 

При этом имеющиеся документы указывают на то, что действия регионального оператора по включению в Договор спорного объекта, при условии включения оплаты коммунальных услуг в состав арендной платы по Договору субаренды, фактически возлагают на потребителя обязанность двойной оплаты за услугу по обращению с ТКО.

При осуществлении заявителем своей хозяйственной деятельности он вынужден нести расходы на оплату коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО.

Учитывая вышеизложенное, Самарское УФАС России считает, что рассматриваемые действия ООО «ЭкоСтройРесурс» являются результатом злоупотребления доминирующим положение Общества на рынке по оказанию услуг по обращению с ТКО и ущемляют интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что подтверждает наличие в действиях регионального оператора признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В качестве злоупотребления доминирующим положением, повлекшим ущемление интересов ООО «СамЭСК», антимонопольным органом квалифицированы действия, связанные с навязыванием условий договора, невыгодных потребителю (экономически не обоснованные и прямо не предусмотренные федеральным законодательством), имеющие своим результатом увеличение цены договора.

Указанные действия совершаются ООО «ЭкоСтройРесурс» именно в силу обладания особым статусом – региональный оператор по обращению с ТКО. Доминирующее положение ООО «ЭкоСтройРесурс» на товарном рынке и его статус регионального оператора обуславливают возможность Общества оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке – услуги по обращению с ТКО.

Имеющиеся документы и сведения свидетельствуют о навязывании ООО «ЭкоСтройРесурс» ООО «СамЭСК» невыгодных для него условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Документы и сведения, представленные заявителем, подтверждают причинно-следственную связь между действиями ООО «ЭкоСтройРесурс» и наступлением последствий в виде ущемления интересов заявителя.

С учетом изложенного, Самарским УФАС России в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания ООО «СамЭСК» невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Самарское УФАС России предупреждает ООО «ЭкоСтройРесурс» (…) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до «27» марта 2023 года путем:

- внесения изменений в договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 08.10.2021 г. №  ТКО-27798, путем исключения из приложения №1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО объекта, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Аминева, д. 16А, офис 200.

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

Руководитель

Самарского УФАС России                                                                                           …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны