Решение б/н Решение от 19 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» октября 2022 г.                                       г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «19» октября 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе...,

рассмотрев дело № 063/01/17-555/2022 по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова» (г. Самара, ул. Аэродромная, 43, ИНН 6311027937) (далее – ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова», Заказчик) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании Комиссии... ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило заявление ООО «Сервисная медицинская компания», содержащее сведения об ограничении количества участников закупки, путем установления в техническом задании электронного аукциона в электронной форме по объекту закупки: «Поставка медицинского оборудования (система ангиографическая) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова" в 2022г (лот №1) (извещение №  0142200001322006631) определенных характеристик товара, которые соответствуют только товару одного производителя.

Согласно доводам обращения, положения закупочной документации ограничивают количество потенциальных участников закупки.

Приказом Самарского УФАС России от 19.07.2022 г. № 329 возбуждено дело по признакам нарушения ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова» части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 063/01/17-555/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 26.07.2022 г. № 6209/7 к участию в названном деле в качестве заявителя было привлечено ООО «Сервисная медицинская компания», в качестве ответчика привлечено ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова», в качестве третьего лица привлечено ООО «ДМ-Групп».

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

05.04.2022г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме по объекту закупки: «Поставка медицинского оборудования (система ангиографическая) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова» в 2022г.

Заказчиком указанного аукциона является ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова».

Аукцион проведен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Техническим заданием закупочной документации установлены характеристики, которым должна соответствовать система ангиографическая, в том числе максимальный допустимый вес пациента, кг - не менее 250; крепление С-дуги – потолочное крепление; минимальный размер фокуса 0,5x0,5; размер рабочего поля, мм – не менее 207x207.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0142200001322006631
 на участие в аукционе подана 1 (одна) заявка. Из материалов дела следует, что  единственным участником закупки (ООО «ДМ-Групп») предложено к поставке медицинское оборудование: Система ангиографическая Azurion в исполнении Azurion 7 М12, с принадлежностями, «Филипс Медикал Системс Нидерланд Б.В.», РУ № РЗН 2018/7035 от 13.07.2021, Нидерланды.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе указанный аукцион признан несостоявшимся. По результатам закупки заключен государственный контракт с единственным участником ООО «ДМ-Групп».

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из доводов ООО «Сервисная медицинская компания» следует, что совокупность установленных в техническом задании характеристик товара указывает на единственный возможный к поставке по данной закупке товар, подходящий под все запрашиваемые Заказчиком характеристики – Philips система ангиографическая Azurion в исполнении: Azurion 7 M12, с принадлежностями РЗН 2018/7035 13.07.2021.

Согласно пояснениям Заказчика, устанавливая в закупочной документации к вышеуказанные требования, Заказчик руководствовался в том числе своими потребностями как учреждение здравоохранения в целях оказания качественной медицинской помощи пациентам. В качестве доказательств необходимости использования Заказчиком системы ангиографической с указанными характеристиками в материалы дела представлены обезличенные копии медицинских карт пациентов ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова».

Указанные характеристики системы ангиографической, указанные заказчиком в описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними. Клиническими исследованиями установлено, что люди, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы чаще всего обладают избыточной массой тела. Учитывая специфику лечебного учреждения такой показатель как «Максимально допустимый вес пациента» является для Заказчика клинически важным. Минимальный вес, который должен выдерживать стол пациента это 250 кг, учитывая нагрузки при проведении сердечно-легочной реанимации и веса установленного дополнительного оборудования на деку стола. Это обусловлено необходимостью обеспечения безотказной работы стола с пациентами, страдающими ожирением 3 степени и выше, с запасом для выполнения сердечно – легочной реанимации и веса дополнительного оборудования, размещаемого на деке стола пациента. Стол пациента должен иметь запас прочности по весу пациента.

Системы с потолочным креплением обеспечивают полное покрытие пациента без необходимости перемещения стола, что не всегда допустимо (например, когда к пациенту подведены кабели и датчики от системы мониторинга и требуется осуществить доступ через бедренную артерию под рентгенвизуальным контролем). Потолочное крепление штатива обеспечивает полную свободу позиционирования без необходимости разворота или сдвига стола, а также во много раз увеличивает углы наклона, что особенно важно для достижения глубоких кардиопроекций. Потолочное крепление штатива позволяет при необходимости отвести С-дугу и разместить необходимое оборудование в освободившемся пространстве (УЗИ, абляторы и т.д.). Потолочное крепление штатива облегчает уборку и стерилизацию кабинета, поскольку на полу отсутствуют элементы С-дуги. Помещение, планируемое под установку новой ангиографической системы, ранее уже устанавливалось аналогичное оборудование и имеются в наличии потолочные крепления балок. С целью экономии бюджетных средств и сокращения времени проведения капитального ремонта целесообразнее установить новое оборудование с потолочным креплением С-дуги.

При проведении исследований сердца требуется применение малых фокусных пятен, так как за счет узкого и концентрированного рентгеновского пучка достигается высокая детализация мелких сосудистых структур сердца и страт (ячеек) коронарных стентов. Малый фокус (размером до 0,5мм х 0,5мм) обеспечивает высокую плотность и высокую эффективность рентгеновского пучка. Работа на малом фокусном пятне также обеспечивает минимальную потерю мощности рентгеновского пучка при коллимации в зоне интереса, что оказывает положительное влияние на предотвращение перегрева рентгеновской трубки при длительных процедурах и как следствие увеличивает ресурс трубки. Снижение лучевой нагрузки на пациента и персонал. Минимальный размер фокуса 0,5-0,5 необходим для лечения новорожденных детей начиная с периода новорожденности. Что так же является спецификой кардиологического диспансера и наличием в составе учреждения родильного дома. 

Длина сердца взрослого человека имеет размер до 15 см. Для визуализации подходящих и отходящих, а также смежных сосудистых структур при проведении вмешательств необходимо захватить как минимум 3 см периферии вокруг самого сердца. Таким образом получается формула 3 см + 15 см + 3 см = 21 см. Визуализация подходящих и отходящих, а также смежных сосудистых структур позволяет ускорить, а также упростить навигацию и доставку устройств к зоне и в зоне интереса, тем самым снизить время проведения процедуры, снизить дозовую нагрузку на пациента и оператора, а также минимизировать возможность ошибки (система Azurion имеет размер детектора 207*207мм, что соответствует размеру поля 21*21см).

Из пояснений Заказчика также следует, что до начала формирования описания объекта закупки Заказчиком был проведен анализ рынка медицинского оборудования (система ангиографическая), возможного к поставке в ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова», в том числе были сделаны запросы на предоставление характеристик в адрес производителей медицинского оборудования, представленных на Российском рынке. На момент формирования обоснования начальной (максимальной) цены контракта под совокупность характеристик, указанных в описании объекта закупки, подходило минимум две модели системы ангиографической: система ангиографическая Philips Azurion в исполнениях: Azurion 7 М12, с принадлежностями (РЗН 2018/7035 13.07.2021); система ангиографическая Siemens Artis Q.zen в исполнении: Artis Q.zen ceiling (РЗН 2016/4541 02.12.2016).

Также при обосновании начальной (максимальной) цены контракта в ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова» поступили предложения от нескольких потенциальных участников определения поставщика.

 

В рамках настоящего дела Самарским УФАС России у ООО «Сименс Здравоохранения» запрашивалась информация и документы по делу.  

Из представленной обществом информации однозначно не следует, что характеристики системы ангиографическая Siemens Artis Q.zen в исполнении: Artis Q.zen ceiling не соответствуют значениям характеристик системы ангиографической, установленным в техническом задании документации.

ООО «ДМ-Групп» поддерживает доводы, изложенные ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова». Общество представило информацию о восьми поставщиках ангиографической системы марки Philips, сведения о которых размещены на официальном сайте ООО «ФИЛИПС».

Стоит отметить, что иных жалоб, заявлений о нарушении антимонопольного законодательства от потенциальных участников на действия Заказчика при осуществлении рассматриваемого аукциона в адрес Самарского УФАС России не поступало.

 

Согласно представленным ООО «ДМ-Групп» в материалы дела сведениям, в период с 2020 по истекший 2022гг. общество заключило договоры на поставку системы ангиографической в количестве 2 шт.

Заявитель занял пассивную процессуальную позицию, явку на заседания Комиссии по рассмотрению настоящего дела не обеспечил, возражения на пояснения Заказчика, данные в рамках настоящего дела, не представил.

Вместе с тем, в материалы настоящего дела представлена копия письма ООО «ФИЛИПС» (исх. № 9178 от 10.10.2022г.), согласно которому запрос коммерческого предложения от ООО «Сервисная медицинская компания» на поставку оборудования система ангиографическая Azurion в исполнении: Azurion 7 М12 с принадлежностями для нужд ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова» в адрес общества не поступал.

 

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под признаками ограничения конкуренции понимается, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Исходя из положений Закона о защите конкуренции, обязательным условием для признания нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции является совершение организатором торгов действий (бездействия), приводящих к последствиям, установленным статьей 17 Закона о защите конкуренции, а именно недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

 

В силу части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок проведения анализа) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 настоящего Порядка.

Пунктом 10.10 Порядка предусмотрено, что по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов.

Предметом рассматриваемого в рамках настоящего дела аукциона является поставка медицинского оборудования (система ангиографическая).

Определение временного интервала исследования регламентировано процедурой аукциона.

Действующая редакция извещения о проведении рассматриваемого аукциона размещена в ЕИС 05.04.2022г. Государственный контракт с единственным участником ООО «ДМ-Групп» по результатам закупки заключен 29.04.2022г.

Временной интервал по рассматриваемому аукциону определен периодом с 05.04.2022г. по 29.04.2022г., с даты размещения действующей редакции извещения о проведении аукциона до даты заключения контракта.

 

Исследовав все доказательства, полученные в ходе рассмотрения дела, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в материалах дела совокупности доказательств, однозначно подтверждающих, что сформированные Заказчиком характеристики товара не являются объективными и привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных нужд.

Установив в рассматриваемом техническом задании документации конкретные характеристики к системе ангиографической, Заказчиком тем самым определены характеристики системы из своих потребностей. Доказательства о соответствии установленным характеристикам только системы ангиографической одного производителя, в материалах дела отсутствуют.

Из анализа документов и сведений, полученных в ходе рассмотрения дела, письменных и устных пояснений лиц, участвующих в деле, не усматривается наличие достаточной совокупности доказательств, свидетельствующих о том, что установленные Заказчиком в техническом задании характеристики к системе ангиографической, привели или могли привести к ограничению конкуренции.

Комиссией учтено, что устанавливая в техническом задании документации вышеуказанные характеристики к системе ангиографической, Заказчик исходил из целей оказания квалифицированного лечения пациентов. Указанные характеристики к системе ангиографической являются требованиями к качеству и функциональным характеристикам товара.

Вместе с тем, ООО «Сервисная медицинская компания» не предоставило доказательств, подтверждающих невозможность поставки системе ангиографической с характеристиками, установленными в техническом задании документации.  

В отсутствие таких доказательств, Комиссия не усматривает достаточных оснований для вывода о наличии в действиях ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова» нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, принимая во внимание имеющиеся в материалах дела документы и сведения, а также письменные и устные пояснения, данные лицами, участвующими в деле, Комиссия считает, что в действиях ответчика нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции не усматривается.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить производство по делу № 063/01/17-555/2022 в связи с отсутствием в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова» нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции. 

Председатель Комиссии:                                                                             

Члены Комиссии:                                                                                             

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны