Решение №1081/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО Аудиторская компания «Бизнес Актив» от 15 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалист-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля законодательства о защите конкуренции <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Аудиторская компания «Бизнес-Актив» (далее – Заявитель, ООО АК «Бизнес-Актив») на действия Муниципального предприятия Самарской области «Благоустройство» (далее – Заказчик, МП г.о. Самара «Благоустройство»), Департамента финансов Администрации г.о. Самара (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия (извещение № 0342300000121001960, https://zakupki.gov.ru/) (далее – Конкурс),
в присутствии представителя Уполномоченного органа – <...> (доверенность №160 от 28.06.2021г.); Заявитель, Заказчик в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи не участвовали, надлежащим образом извещены, ходатайств не заявляли,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
31.01.2022г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО АК «Бизнес Актив» на действия МП г.о. Самара «Благоустройство», Департамента финансов Администрации г.о. Самара при проведении Конкурса.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик, Уполномоченный орган в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы:
1. Уполномоченным органом нарушен порядок оценки заявок по критерию «квалификация участника закупки».
2. Уполномоченным органом применен порядок оценки заявок отличный от установленного в Конкурсной документации (показатели оценки заявок на участие в закупке, установленные в Конкурсной документации, не соответствуют показателям, по которым была осуществлена оценка вторых частей заявок).
Уполномоченный орган просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Конкурса. Заказчиком, Уполномоченным органом предоставлены документы, запрошенные уведомлениями Самарского УФАС России от 03.02.2022 г. № 790/7, 09.02.2022г. № 935/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) установлены основания проведения обязательного аудита.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Согласно письму Минфина России №24-04-06/3691, ФАС России №РП\4072\18 от 24.01.2018 учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) применяются положения Закона о контрактной системе исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, при проведении Конкурса, Заказчик обязан был руководствоваться положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика.
1. 20.12.2021 г. Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 0342300000121001960 о проведении Конкурса.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 0342300000121001960 от 25.01.2022г. на участие в Конкурсе было подано 7 заявок, в том числе заявка ООО АК «Бизнес –Актив» (заявка №7).
Разделом 3 Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
№ п/п |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критериев % |
1. |
Цена контракта
|
30 |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
70 |
2.1 |
Опыт работы на рынке аудиторских услуг до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме (максимальное количество баллов – 20 баллов);
|
|
2.2 |
Количество аттестованных аудиторов в штате Участника закупки по основному месту работы (максимальное количество баллов – 40 баллов);
|
|
2.3 |
Размер выручки участника закупки от оказания аудиторских услуг суммарно за 2018,2019,2020 гг. (максимальное количество баллов - 40) |
|
Пунктом 2.2 «Критерии оценки заявок на участие в закупке: их показатели, содержание, значимость и порядок оценки» Конкурсной Документации установлен показатель критерия оценки заявок на участие в Конкурсе – количество аттестованных аудиторов в штате участника закупки по основному месту работы ( максимальное количество баллов – 40 баллов).
Присуждение баллов по данному показателю осуществляется по следующей шкале:
- 10 и более аудиторов – 40 баллов;
- от 6 до 9 аудиторов (включительно) – 20 баллов;
- от 3 до 5 аудиторов (включительно) – 10 баллов;
- от 1 до 2 аудиторов (включительно) – 1 балл;
- отсутствие сведений – 0 баллов.
В составе второй части конкурсной заявки необходимо представить:
- копии аттестатов аудиторов;
- копии трудовых книжек сотрудников с записями о приеме по основному месту работы;
- заполненную Таблицу 2 Информация по показателю «Количество аттестованных аудиторов в штате участника по основному месту работы».
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ООО АК «Бизнес Актив» в составе второй части заявки, в том числе, представлено 10 копий трудовых книжек.
В соответствии с пунктами 32, 33 Приказа Минтруда России от 19.05.2021 № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек» в случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, трудовая книжка дополняется вкладышем, который является ее неотъемлемой частью, оформляется и ведется работодателем в том же порядке, что и трудовая книжка. При выдаче каждого вкладыша в трудовой книжке ставится штамп с надписью "Выдан вкладыш" и указывается серия и номер вкладыша. Вкладыш без трудовой книжки недействителен.
При этом, из материалов жалобы следует, что 2 трудовые книжки (<...>, <...> не содержат ссылок на представленные к указанным трудовым книжкам вкладыши, содержащие в свою очередь записи о приеме на работу в штат ООО АК «Бизнес – Актив».
Таким образом, при отсутствии ссылки в трудовой книжке на серию и номер вкладыша, он является недействительным. В связи с чем, указанные вкладыши не свидетельствует о том, что аудиторы <...>, <...> являются в настоящее время штатными сотрудниками ООО АК «Бизнес Актив».
При указанных обстоятельствах, Уполномоченный орган при оценке второй части заявки ООО АК «Бизнес Актив» правомерно не учел две трудовые книжки (<...>, <...>) из десяти представленных и присвоил ООО АК «Бизнес Актив» 20 баллов по данному критерию.
Довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.
2. Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 0342300000121001960 от 25.01.2022г. вторая часть заявки ООО АК «Бизнес-Актив» (заявка №7) оценена следующим образом:
Оценка заявки № 7 |
Предложение участника |
Оценка без учета значимости |
Оценка с учетом значимости |
Критерий: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
|
|
49.00 |
Показатель: Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема Значимость показателя, %: 40.00 |
84268.00 |
100.00 |
40.00 |
Показатель: Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг Значимость показателя,%: 40.00 |
8.00 |
50.00 |
20.00 |
Показатель: Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема Значимость показателя, %: 20.00 |
22.40 |
50.00 |
10.00 |
Таким образом, показатели по критерию Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, указанные в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок не соответствуют показателям, установленным в Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, доводы жалобы в указанной части признаются обоснованными.
Из пояснений Уполномоченного органа, данных при рассмотрении жалобы, следует, что указание в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок показателей по критерию, не соответствующих показателям, установленным в Конкурсной документации, произошло вследствие формирования данного протокола посредством функционала электронной торговой площадки. При формировании указанного протокола, функционалом сайта были предоставлены на выбор показатели критерия оценки заявок, предусмотренные функционалом сайта.
Вместе с тем, как следует из материалов жалобы, по показателю «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (Значимость показателя, %: 40.00)» Уполномоченным органом производилась оценка размер выручки участника закупки от оказания аудиторских услуг суммарно за 2018,2019,2020 гг.
Присуждение баллов по данному показателю осуществляется по следующей шкале:
- отсутствие сведений по показателю – 0 баллов,
- размер выручки до 10 млн. рублей (включительно) - 1 балл,
- размер выручки составляет свыше 10 млн. рублей до 30 млн. рублей (включительно) - 10 баллов;
- размер выручки составляет свыше 30 млн. рублей до 54 млн. рублей (включительно) - 20 баллов;
- размер выручки составляет свыше 54 млн. рублей - 40 баллов.
В составе второй части конкурсной заявки необходимо представить:
- копии годового бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах» за 2018, 2019 и 2020 годы с доказательством их принятия налоговым органом, а также заполненную Таблицу 3 Информация по показателю ««Размер выручки участника закупки от оказания аудиторских услуг за 2018,2019,2020 гг.».
ООО АК «Бизнес-Актив» представлены копии бухгалтерского баланса и отчеты о финансовых результатов с показателями, согласно представленным сведениям суммарный объем выручки за 2018, 2019, 2020 гг. ООО АК «Бизнес Актив» от оказания аудиторских услуг составил 84 268 тыс. рублей, в связи с чем Заявителю по данному показателю было присвоено 40 баллов, что составляет 100% от максимально возможного количества баллов по подкритерию.
По показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (Значимость показателя, %: 40.00) Уполномоченным органом производилась оценка количества аттестованных аудиторов в штате участника закупки по основному месту работы.
Как было указано выше, Заявителю по данному показателю присвоено 20 баллов, что составляет 50 % от максимально возможного количества баллов по подкритерию.
По показателю «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (Значимость показателя, %: 20.00)» Уполномоченным органом производилась оценка исходя из срока начала осуществления деятельности на рынке аудиторских услуг в соответствии с данными Выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Присуждение баллов по данному показателю осуществляется по следующей шкале:
-более 25 лет – 20 баллов;
-от 11 до 25 лет (включительно) – 10 баллов;
-до 10 лет (включительно) – 5 баллов;
-отсутствуют сведения по показателю – 0 баллов.
В соответствии с пунктом 13 выписки из ЕГРЮЛ, предоставленной ООО АК «Бизнес Актив» в составе заявки, датой регистрации является 26.05.1999г. Период с даты регистрации до даты окончания подачи заявок составляет 22,4 года., в связи с чем Заявителю по данному показателю было присвоено 10 баллов, что составляет 50 % от максимально возможного количества баллов по подкритерию.
При указанных обстоятельствах, указание Уполномоченным органом в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок показателей по критерию Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, не соответствующих показателям, установленным в Конкурсной документации, не свидетельствуют о нарушении порядка оценки заявок, установленного в Конкурсной документации.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Аудиторская компания «Бизнес Актив» обоснованной в части.