Предупреждение №1733/6 Предупреждение по делу № 1733/6 от 25 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ 
НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступило заявление «…» о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не соответствующих требованиям действующего законодательства.

Как следует из представленных материалов, «…» направил в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 05.11.2019 г. в письменной форме.
По мнению заявителя, им представлен полный пакет документов, который требуется в соответствии с действующим законодательством для заключения договора с ООО «ЭкоСтройРесурс». Вместе с тем, рассмотрение заявки «…» было приостановлено по причине требования ООО «ЭкоСтройРесурс» представить документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования помещением в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. Как указывает заявитель, ООО «ЭкоСтройРесурс» необоснованно предложило заключить договор на период 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г., несмотря на фактическое подписание договора в ноябре 2019 г. и начало осуществления деятельности по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, 92А «…» с 01.08.2019 г. 
В связи с изложенным, по мнению «…», данные действия ООО «ЭкоСтройРесурс» не соответствуют нормам действующего законодательства и являются злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке.

1. Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила коммерческого учета).
Частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм действующего законодательства, собственники ТКО имеют обязанность заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, а региональный оператор не вправе отказать в заключении таких договоров.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Указанным постановлением также утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, определяющие, в том числе, порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(4) Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(6) Правил обращения с ТКО в заявке потребителя указываются реквизиты потребителя: для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика и банковские реквизиты; наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1) настоящих Правил; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
Согласно Пункту 8(7) Правил обращения с ТКО к заявке потребителя, прикладываются следующие документы копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком; документы, доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; документы, содержащие сведения: о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта; о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Согласно пункту 8(8) Правил обращения с ТКО заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.
Согласно пункту 8(10) Правил обращения с ТКО в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 Правил обращения с ТКО (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляется в адрес потребителя региональным оператором в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил.

2. Как следует из имеющихся материалов, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области проведен открытый конкурс на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
По результатам конкурсного отбора ООО «ЭкоСтройРесурс» признано его победителем, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО в Самарской области на 9 лет, Обществом с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области заключено соглашение от 01.11.2018 г. об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области (далее – Соглашение).
Пунктом 2.1 вышеуказанного Соглашения определено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО (в том числе с физическими лицами) на всей территории Самарской области.

Согласно представленным материалам «…» осуществляет деятельность по розничной торговле обувью и изделиями из кожи в специализированных магазинах, согласно выписке из ЕГРЮЛ, а также приложению №1 к заявке на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направленной в адрес ООО «ЭкоСтройРесурс».
Согласно вышеуказанной заявке от 05.11.2019 г. «…» просит заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на объект по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, 92 «А» с 01.08.2019 г. В обоснование своих требований «…» прикладывает документы, подтверждающие право временного пользования помещением по вышеуказанному адресу, а именно, договор аренды нежилого помещения, заключенный с собственником помещения «…» с 01.08.2019 г. 
12.11.2019 г. ООО «ЭкоСтройРесурс» в ответе на вышеуказанную заявку сообщает, что заявка «…» не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно, лицом не представлены документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, расположенным по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, 92 А, в период с 01.01.2019 г. по 01.07.2019 г., в связи с чем, приостанавливает рассмотрение заявки до получения от заявителя соответствующих документов, предусмотренных Правилами обращения с ТКО № 1156.
Вместе с тем, 27.11.2019 г.  ООО «ЭкоСтройРесурс» подготовлен и направлен в адрес «…» проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО-13149. Проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО получен заявителем 27.11.2019 г.
Согласно приложению №1 к договору № ТКО-13149, являющемуся его неотъемлемой частью, ООО «ЭкоСтройРесурс» установило, что в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. «…» осуществлял деятельность по адресу г. Тольятти, ул. Мира, 92 А, в связи с чем определило объем принимаемых ТКО и порядок коммерческого учета ТКО за вышеуказанный период.
Вместе с тем, документами, подтверждающими, что «…» осуществлял деятельность по вышеуказанному адресу в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. Общество не располагает, о чем свидетельствуют письменные пояснения от 10.12.2019 г. № ЭСР-21167/19, согласно которым «…» не представил сведения и документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования помещением по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, 92 А в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. 
Самарское УФАС России, рассмотрев имеющиеся документы, установило, что в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. по адресу г. Тольятти, ул. Мира, 92 А ООО «ЭкоСтройРесурс» оказывало услуги по обращению с ТКО «…», являющемуся владельцем здания, расположенного по вышеуказанному адресу, что подтверждается договором №ТКО-3 368 на оказание услуг по обращению с ТКО. Согласно дополнительному соглашению от 01.08.2019 г. к указанному договору, договор между «…» и ООО «ЭкоСтройРесурс» расторгнут по соглашению сторон.
Таким образом, имеющимися документами не подтверждается, что в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. «…» осуществлял деятельность по адресу г. Тольятти, ул. Мира, 92А и получал по данному адресу услугу по обращению с ТКО регионального оператора. Доказательств, подтверждающих обратное, ООО «ЭкоСтройРксурс» не представлено.
Учитывая изложенное, действия ООО «ЭкоСтройРесурс» по включению в проект договора с «…» на оказание услуг по обращению с ТКО условия об оказании услуг по вывозу ТКО в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. по месту нахождения объекта недвижимости по адресу: г. Тольятти, ул. Мира, 92А, указывает на навязывание заявителю невыгодных условий договора.

3. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО в границах Самарской области.
По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на данном товарном рынке с долей 100%.
Имеющиеся документы и сведения свидетельствуют о навязывании ООО «ЭкоСтройРесурс» «…» невыгодных для него условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
С учетом изложенного, Самарским УФАС России в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания «…» невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, Самарское УФАС России предупреждает ООО «ЭкоСтройРесурс» (ул. Победы, д. 14, оф. 1, г. Самара, 443083, ИНН: 6316186232) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, изложенных в настоящем предупреждении, в срок до «20» марта 2020 года путем:
- внесения изменений в приложение №1 к проекту договора № ТКО-13149 на оказание услуг по обращению с ТКО, предлагаемого к заключению «…», в части условия об оказании услуг по вывозу ТКО в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. по месту нахождения объекта недвижимости: г. Тольятти, ул. Мира, 92А.
О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. 
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны