Решение б/н РЕШЕНИЕ от 26 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО ПТБ «Контур Безопасности»

 

26.12.2023г.                                                                                                               г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: ... (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО ПТБ «Контур Безопасности» (далее – Заявитель) на действия АО «Самарская ППК» (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по защите транспортных средств от актов незаконного вмешательства силами подразделения транспортной безопасности для нужд АО «Самарская ППК» (извещение № 32313031447, https://zakupki.gov.ru) (далее – Конкурс),

в присутствии представителей: Заказчика – ... (доверенность), Заявителя – ...(доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.12.2023г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО ПТБ «Контур Безопасности» на действия АО «Самарская ППК» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Закупочная документация содержит положения, ограничивающие конкуренцию; Заказчик неправомерно не присвоил баллы по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

АО «Самарская ППК» указывало на соответствие своих действий законодательству при проведении Конкурса. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 14.12.2023г. № 9983/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

30.11.2023г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32313031447 о проведении Конкурса.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законном и положением о закупке заказчика.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

  1. Как следует из доводов жалобы и представленных дополнений к ней, установленные в Закупочной документации критерий оценки заявок «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», порядок присвоения баллов по данному критерию позволяет Заказчику производить субъективную оценку заявок; требование о наличии пункта управления обеспечением транспортной безопасности (ПУОТБ) на территории Самарской области по критерию «Квалификация участников закупки» ограничивает число потенциальных участников закупки.

В Приложении № 1 к Информационной карте Закупочной документации содержится порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.

Пунктом 2 указанного Приложения № 1 установлено следующее.

«Предложение участника открытого конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки представляется в виде пояснительной записки (рекомендуемая форма по критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» представлена в Форме №1) с предложением о качестве работ, содержащей в себе детальное описание выполнения работ в соответствии с требованиями настоящей документации.

В составе пояснительной записки (предложения участника) участником закупки представляются следующие сведения (предложения по подкритериям):

- Предложения о качестве услуг, включающее в себя, в том числе общее описание последовательности и порядка оказания услуг;

- Полное подробное структурированное достоверное и исполнимое описание методов и способов оказания услуг;

- Полное структурированное описание функционала и профессиональных навыков специалистов для оказания услуг, расчет потребности в специалистах надлежащего уровня, описание техники безопасности, охраны труда, описание порядка оказания услуг при нештатной ситуации;

- Полное структурированное описание разделения технологических операций с указанием границ ответственности специалистов и обоснованием необходимой квалификации;

- Полное структурированное описание имеющихся у подразделения транспортной безопасности инженерно-технических средств и оборудования, необходимого для оказания услуг, описание порядка использования технологического оборудования, в целях обеспечения транспортной безопасности.

Вопреки доводам Заявителя, порядок рассмотрения и оценки заявок раскрывает содержание предложения участника о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки (пояснительная записка):

«Под предложением представленном в полном объеме, понимается представление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам выполнения работ (оказания услуг), в соответствии с описанием объекта закупки (Техническим заданием), проектом договора, требованиям нормативно-правовых актов, при этом заявка соответствует требованиям Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. При указании в описании качества работ какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль. При указании в описании качества работ последовательности всех действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, необходимо также указать режим работы и последовательность операций (от того, как приступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг). Действия сотрудников должны регламентироваться должностной инструкцией. При описании качества работ должно быть представлено обоснование необходимых трудовых ресурсов для оказания услуг на Объекте, с указанием границ ответственности специалистов за участками производственного процесса и обоснованием как необходимого количества привлекаемых специалистов для оказания услуг, так и необходимой квалификации привлекаемых специалистов, а также должно быть представлено описание используемых средств и оборудования (в т.ч. технических средств обеспечения транспортной безопасности), а также расчет потребности материалов, изделий и инженерного (технологического) оборудования, необходимого для выполнения работ (оказания услуг). При указании в описании качества работ методов, направленных на контроль качества результата оказанных услуг, необходимо также указать функции и порядок осуществления такого контроля.

Под представленным предложением в неполном объеме понимается непредставление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки по видам выполнения работ (оказания услуг) или предоставление такого предложения о качественных характеристиках объекта закупки по видам выполнения работ (оказания услуг) не в полном объеме, и (или) предложение о качественных характеристиках объекта закупки представлено не по всем видам работ (услуг), и (или) представлено только скопированное Описание объекта закупки (Техническое задание) (повторение исключительно формулировок требований) и (или) наличие в представленных предложениях противоречий требованиям Заказчика, Описанию объекта закупки (Техническому заданию), проекту договора, порядку рассмотрения и оценки заявок, нормативно-технической документации, и (или) описание качества работ не соответствует действительности и невозможно к применению в рамках оказания услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств».

Пунктом 3 Приложения № 1 установлено, что по критерию «Квалификация участников закупки» необходимо наличие у участника на праве собственности или ином законном основании пункта управления обеспечением транспортной безопасности (ПУОТБ), расположенного на территории Самарской области.

Указанные в приложении № 1 Информационной карты критерии оценки заявок не являются условием допуска к участию в Конкурсе и в случае непредставления участником в составе заявки подтверждающих документов, заявка участника не подлежит отклонению. 

 

Из пояснений Заказчика следует, что по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» в своем предложении участник должен предоставить сведения о том, как именно участник конкурса будет выполнять требования, изложенные в техническом задании (какими методами, в какой последовательности, какие содержательные результаты будут получены), т.е. предложение участника должно быть привязано к объекту закупки. На основании чего, Заказчик сможет оценить именно профессионализм участника, знания Закона, постановлений Правительства и иных подзаконных актов о транспортной безопасности, необходимые для оказания услуги, и, самое главное, умение практически применять их при выполнении работ, с учетом особенностей организации защиты не стационарного объекта, а пригородных поездов в пути следования на 39 маршрутах, протяженностью до 180 км и в разных направлениях (Самара-Сызрань, Самара-Тольятти-Жигулевск, Самара-Похвистнево), в т.ч. при максимальной протяженности полигона Похвистнево-Сызрань – 330 км.

При установлении требования о расположении ПУОТБ на территории Самарской области по критерию «Квалификация участников закупки» Заказчик исходит из того, что в ПУОТБ предусмотрено наличие 2 работников (3 и 7 категории), при этом 7 категории – ежедневно и круглосуточно. Заказчик, оплачивая работу указанных работников, исходит из необходимости периодического проведения контроля качества выполнения ими своих обязанностей и обоснованности своих затрат, которые покрываются заказчику из средств бюджета Самарской области. Один из способов контроля – физическое посещение ответственного лица заказчика ПУОТБ. Именно поэтому в техническом задании конкретизировано расположение ПУОТБ на территории Самарской области. Оказание услуг осуществляется на территории Самарской области, мероприятия по взаимодействию и связи необходимо осуществлять оперативно с силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, экипажем транспортного средства и силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие расположенными на территории Самарской области. Расположение ПУОТБ на территории, удаленной от Самарской области, не позволит оперативно реагировать на угрозы совершения и (или) совершение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортных средств, что не обеспечит в полной мере защиту транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Это в свою очередь может повлечь привлечение именно Заказчика (а не ПТБ), как субъекта транспортной инфраструктуры, к ответственности. 

Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Закупочной документации критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Установленный Заказчиком критерий оценки заявок, связанный с предложением о качестве услуг, в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора исполнителя не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанного критерия не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В связи с чем, использование Заказчиком указанного критерия и порядка присвоения баллов по данному критерию не может быть признано необоснованным.

Кроме того, правомерность использования данного критерия, порядка оценки по критерию установлена Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.07.2023г., Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023г. по делу № А55-4562/2023; Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2023г., Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023г. по делу № А55-4913/2023.

Доводы признаются необоснованными.

 

  1. Согласно доводам жалобы, Заявитель не согласен с произведенной оценкой его заявки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

В соответствии с Протоколом подведения итогов № 2930496 от 18.12.2023г., в результате оценки заявки ООО ПТБ «Контур Безопасности» (участник № 2) по 3 из 5 подкритериям критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» присвоено 0 баллов.

Комиссия Самарского УФАС России, проанализировав заявку ООО ПТБ «Контур Безопасности», установила, что пояснительная записка фактически копирует требования технического задания, не содержит описание методов и способов оказания услуг, функционала специалистов с привязкой к объекту закупки, отсутствует расчет потребности в специалистах надлежащего уровня (представлено только разделение специалистов по категориям), описание разделения технологических операций и обоснование необходимой квалификации (представлены только должностные инструкции сотрудников).

Таким образом, представленное в составе заявки ООО ПТБ «Контур Безопасности» предложение (пояснительная записка) не соответствовало в полном объеме требованиям порядка рассмотрения и оценки заявок (приложение № 1 к Закупочной документации), на основании чего Заказчиком правомерно не присвоены баллы по 3 из 5 подкритериям.

Довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.

 

  1. Как следует из доводов жалобы, Закупочная документация содержит указание на утративший силу нормативно-правовой акт, что противоречит действующему законодательству.

Согласно пункту 11 Информационной карты Закупочной документации, требования к оказываемым услугам установлены в соответствии с требованиями, изложенными в том числе в Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2015 №145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним».

Установлено, что данный приказ утратил силу с 01.09.2023г. в связи с утверждением нового порядка Приказом Минтранса России от 15.05.2023 № 170.

Вместе с тем, как следует из представленных пояснений Заказчика, указание на недействующий нормативно-правовой акт в Закупочной документации не повлияло на оценку и сопоставление заявок участников, так как отсутствие аккредитации влечет отклонение заявок.

Таким образом, довод признается необоснованным.

 

Кроме того, из представленных в материалах жалобы документов, в действиях Заказчика признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции не усматривается.                                                                                                          

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ПТБ «Контур Безопасности» необоснованной.

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны