Решение б/н Решение от 9 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по жалобе ИП ...
09.08.2022г. |
г.о. Самара |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России ..., начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Самарского УФАС России ..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов .... (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ... (далее – Заявитель) на действия государственного автономного учреждения Самарской области «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» (далее – ГАУ СО «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области», Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по созданию «умных» спортивных площадок в виде плоскостного спортивного сооружения в рамках государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2024 годы» (извещение № 32211523933, http://zakupki.gov.ru) (далее – Конкурс),
в присутствии представителя Заказчика – ... (доверенность); представителя Заявителя – ... (доверенность),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
20.07.2022г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ИП ... на действия ГАУ СО «Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области» при проведении Конкурса.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, Документация о закупке противоречит действующему законодательству, а именно содержит требования к товарам, которые необоснованно ограничивают поставщика в выборе товара для поставки, содержит необъективные критерии и показатели оценки заявок.
Заказчик просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Конкурса. Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 25.07.2022 г. № 6160/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
04.07.2022г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №3211523933 о проведении Конкурса.
Согласно пункту 3 Извещения предметом договора является выполнение работ по созданию «умных» спортивных площадок в виде плоскостного спортивного сооружения в рамках государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 – 2024 годы».
Документация о закупке содержит методику сопоставления и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме (приложение № 5 документации о закупке) для целей определения лучших условий исполнения договора путем присвоения определенного количества баллов. Предоставление качественных и количественных характеристик используемых материалов при выполнении работ является одним из критериев оценки заявок.
Отсутствие характеристик материалов либо их несоответствие Приложению № 1 к техническому заданию «Требования к материалам и оборудованию», Приложению № 4 к документации «Инструкция по описанию материалов и оборудования» влияют на количество присвоенных баллов при рассмотрении и оценке заявок и не являются основаниями для отклонения заявок.
По мнению Заявителя требования, указанные в Приложении № 1 к техническому заданию «Требования к материалам и оборудованию» являются нестандартными и не относятся к функциональным и качественным свойствам. Вместе с тем, для описания требований к материалам и оборудованию Заказчиком использованы государственные стандарты, кроме того согласно Инструкции (Приложение № 4 к Документации о закупке) участник не обязан указывать конкретное значение показателей, достаточно лишь указать диапазонные значения показателей в соответствии с ГОСТ, для этого нет необходимости иметь товар в наличии, а также производить испытания партии товара.
Согласно доводам жалобы, в Техническом задании указаны требования к техническим характеристикам закупаемого товара, соответствующие только одному производителю - MB Barbel. При этом, технологии применяемые при изготовлении спортивно-технологического оборудования компании MB Barbel запатентованы, что ограничивает возможность поставки эквивалента.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в Техническом задании, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.
Кроме того, из документации следует, что при описании товара Заказчиком использовались формулировки «от» и «до», «не менее». Таким образом, в Документации были указаны не конкретные характеристики товара необходимого к поставке, а диапазонные значения, позволяющие участникам Закупки поставить эквивалентную продукцию.
Вместе с тем, предметом закупки является выполнение работ по созданию «умных» спортивных площадок в виде плоскостного спортивного сооружения, таким образом, участником закупки может выступать любое лицо, в том числе не являющееся производителем товара, в связи, с чем указанный товар может быть представлен неограниченным количеством субъектов – потенциальных участников закупки.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.
При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком характеристик объекта закупки, отраженных в Техническом Задании, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены необъективные критерии и показатели оценки заявок.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Приложением №5 к Документации о закупке установлена Методика сопоставления и оценки заявок на участие в конкурсе.
Необъективность установленных в Приложением №5 к Документации о закупке критериев и показателей оценки заявок Заявителем не доказана.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП ...необоснованной.