Решение б/н решение от 23 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «СТРОЙТРАСТ»

 

23.08.2021                                                                                                                      г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России ..., специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов ..., специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов ...(далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТРАСТ» (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный экономический университет» (далее – Заказчик, ФГАОУ ВО «СГЭУ» ) при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право выполнения капитального ремонта в здании Общежития №4 по адресу: г. Самара, ул. Советской Армии, 141 (извещение №32110510424, https://zakupki.gov.ru/ ) (далее –Аукцион).,

в присутствии представителя от ФГАОУ ВО «СГЭУ» - ... (доверенность №1161 от 20.06.2019г.), Заявитель участия в видеоконференцсвязи не принял, надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.08.2021 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «СТРОЙТРАСТ» на действия ФГАОУ ВО «СГЭУ» при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы Заявителя, ФГАОУ ВО «СГЭУ» при подготовке документации нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), так как Заказчиком не установлены требования к участникам Аукциона о наличии взносов в фонд возмещения вреда, предусмотренный статьей  55.16  Градостроительного   кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 2190-ФЗ (далее – ГрК РФ), а также Заказчиком сформулированы излишние требования к товару, используемому при выполнении работ

ФГАОУ ВО «СГЭУ» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 17.08.2021г. № 8400/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

28.07.2021 г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №32110510424   о проведении Аукциона. Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 28.07.2021 г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке товаров, работ и услуг федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный экономический университет», размещена в ЕИС 18.06.2021г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

1.  Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В пункте 6 части 21 раздела Информационная карта установлено следующее требование к участникам Аукциона: соответствие участника закупки указанным в документации о конкурентной закупке, извещении о закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.: Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; совокупный размер обязательств участника закупки по контрактам, которые заключены с использованием конкурентных способов не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.

Пунктом 22 определен исчерпывающий перечень документов и информации, которые должны быть представлены участниками аукциона в составе заявки, в том числе «выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 г. № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», выданной не ранее чем за один мясяц до даты подачи заявки на участие в закупкек».

Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

           2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В силу части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

Таким образом, участник саморегулируемой организации не может быть освобожден от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда.

Из системного толкования статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется саморегулируемой организацией в обязательном порядке, размер взоса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.

В соответствии с частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Форму выписки из реестра членов саморегулируемых организаций утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации». При этом в данной выписке отражаются сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Таким образом, представление в составе заявки указанной выписки является подтверждением внесения участником закупки взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

При указанных обстоятельствах, в установленных заказчиком требованиях к участникам закупки отсутствует нарушение Закона о закупках.

 

2. Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона  о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупки должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с Документацией объектом закупки является выполнения капитального ремонта объектов.

 Приложением 2 Документации о закупке установлены требования к технологии выполнения работ, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, согласно которым все материалы и оборудование должны соответствовать требованиям документации, технического задания и приложения к нему (Приложение № 1 к Техническому заданию «Требования к используемым и поставляемым товарам (материалам и оборудованию)».

В Приложении №1 к Техническому заданию установлены следующие требования к применяемым материалам и оборудованию: по позиции «светильники светодиодные» - потребляемая электрическая мощность светильника от 23 Вт. Номинальный световой поток светильника от 1955 Лм. Коэффициент пульсации* менее 1%. Коэффициент мощности* не менее 0,90. Индекс цветопередачи* Ra не менее 80. Цветовая температура от 4000 К. Световая отдача светильника не менее 85 Лм/Вт. Класс защиты IP по ГОСТ 14254-2015: IP65. Климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69 У. Категория размещения по ГОСТ 15150-69: 2. Класс энергоэффективности не ниже А. Класс защиты от поражения электрическим током I-II. Уровень светового потока в дежурном режиме не менее 20% от номинального. Номинальные размеры светильника: диаметр от 350 мм, высота свыше 70 мм. Масса светильника до 3 кг. Средний срок службы светильников должен быть не менее 10 лет. Должно быть соответствие нормативному документу: ГОСТ Р 54350-2015; ГОСТ Р 55705-2013; ГОСТ Р 55392-2012; по позиции «блоки оконные одностворчатые» - марка стекла: М0, М1. Номинальная толщина стекла 4-5 мм. Расстояние между стеклами не менее 10 мм. Общая толщина стеклопакета не менее 32 мм. Оптические искажения стеклопакетов в проходящем свете при наблюдении экрана "кирпичная стена" под углом* менее или равным 30° не допускаются. Точка росы* стеклопакетов должна быть не выше минус 45°C. Блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Предел водонепроницаемости* блоков, Па, не менее 400. По показателю приведенного сопротивления теплопередаче блоки класса: Д1,Г2,Г1,В2,В1,Б2,Б1,А2, А1. Класс звукоизоляции блока Д,Г,В,Б,А. Класс воздухо- и водопроницаемости А-В. По сопротивлению ветровой нагрузке блоки классы: А-В. Соответствие нормативным документам должно быть: ГОСТ 24866-2014; ГОСТ 30777-2012; ГОСТ 23166-99; ГОСТ 21519-2003; по позиции «извещатель пожарный дымовой оптико-электронный автономный» - извещатель должен быть рассчитан на круглосуточный режим работы. Свойства: раннее обнаружение пожара; проверка работоспособности кнопкой "ТЕСТ"; надежная защита от насекомых. Питание: от батареи. Срок* работы извещателя в дежурном режиме от батареи из комплекта поставки не менее 3х лет. Ток* потребления не более 15 мкА. Время технической готовности не более 60 с. Чувствительность извещателя должна быть в диапазоне от 0,05 до 0,2 дБ/м. Степень защиты оболочки по ГОСТ 14254-2015 не ниже IP41. Диапазон рабочих температур от минус 10 до + 50 °С. Габаритные размеры извещателя не должны быть: высота более 50 мм; диаметр менее 100 мм. Масса не более 0,1 кг. Вибрационные нагрузки: диапазон частот 1-35 Гц. Наличие кожуха защитного для обеспечения механической защиты ИП: да, нет. Извещатель должен являться восстанавливаемым; периодически обслуживаемым изделием. Средний срок службы извещателя не менее 10 лет. Материал кожуха защитного: сталь Ст3. Должно быть соответствие нормативному документу ГОСТ Р 53325-2012.

Таким образом, согласно Документации о закупке при описании выполняемой работы, которая является предметом закупки, участник закупки должен представить конкретные показатели материалов, используемых для выполнения работы, предусмотренные Приложением №1 к Техническому заданию.

При этом, предметом Аукциона является не поставка товара, а выполнение капитального ремонта объектов, следовательно потребность Заказчика выражается в получении итогового результата – надлежащего выполнения работ в соответствии с требованиями Технического задания. В свою очередь, материалы, используемые при выполнении указанных работ, не являются непосредственным предметом закупки. Способ описания материалов, используемых при выполнении работ, установлен Заказчиком таким образом, что участникам закупки для формирования своей заявки, на этапе подаче заявок необходимо располагать конкретными техническими показателями материалов, используемых при дальнейшем выполнении работ, в целях корректного заполнения заявок на участие.

Дублирование в составе заявки конкретных показателей к материалам, используемым при выполнении работ,  является излишним требованием, поскольку потребность заказчика будет удовлетворена в том числе посредством выражения согласия участниками закупки на выполнение работ с использованием товаров, которые соответствуют Документации о закупке. 

Установленный Заказчиком  подход в Документации о закупке  к заполнению в заявке каждой характеристики используемого товара при выполнении работ лишен правового и практического смысла  и направлен на отнесение на участников закупки обязанности по дополнительному и излишнему указанию сведений, которые уже определены Заказчиком и могут быть проверены на стадии исполнения договора.

Закон о закупках не устанавливает обязанности участника Закупки иметь товар, используемый в дальнейшем при выполнении работ, в наличии на момент подачи заявки, в связи с чем участник может не обладать информацией о конкретных показателях товара, используемого при выполнении работ, при заполнении заявки на участие в Конкурсе.

Кроме того, предметом закупки является именно выполнение работ, а не поставка, в связи с чем требование о дополнительном копировании содержания Приложения №1 к  Техническому заданию признается необоснованным.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупок.

Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, к составу заявки, не освобождает его от обязанности при формировании Документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Так для целей информационного обеспечения закупки в Документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

Рассмотренные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии указанных требований заказчика пунктам 1, 2 части 1, пункту 1 части 6.1 статьи 3, пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На заседании Комиссии было установлено, что ООО «СТРОЙТРАСТ» заявку на участие в Аукционе не подавало, запрос на разъяснение положений Документации в адрес Заказчика обществом также не был направлен, кроме того, согласно данным из Единого реестра членов СРО (http://reestr.nostroy.ru/ ) сведения о членстве ООО «СТРОЙТРАСТ» (ИНН: 9704061670) в какой - либо саморегулируемой организации отсутствуют.

В связи с тем, что пункте 6 части 21 Информационной карты установлено, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, ООО «СТРОЙТРАСТ», в отсутствие членства в СРО, не являлось потенциальным участником Аукциона.

Кроме того, согласно Извещению о закупке дата окончания срока подачи заявок: 13.08.2021 в 09:00 вместе с тем, жалоба ООО «СТРОЙТРАСТ» направлена в Самарское УФАС России 12.08.2021г. в 14:00, то есть в последний рабочий день для подачи жалобы на положения документации, в связи с  чем Решение Самарского УФАС России не восстановит права ООО «СТРОЙТРАСТ» на подачу заявки на участие в Аукционе, так как в соответствии с частью 10 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение о принятии или о возвращении жалобы в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.

При указанных обстоятельствах, доказательства ущемления или нарушения прав или законных интересов в результате нарушения порядка организации и проведения торгов ООО «СТРОЙТРАСТ» отсутствуют.

ООО «СТРОЙТРАСТ» не является лицом поименованным в части 2 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции, в связи с чем у Общества отсутствует право на обжалование.

 

Учитывая установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

          оставить жалобу ООО «СТРОЙТРАСТ» без рассмотрения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны