Решение №10589/8 Решение по делу СПАО «РЕСО-Гарантия» от 12 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

11 сентября 2019 г.                                                                                                  г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» сентября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено «11» сентября 2019 года

    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России; - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

….

в присутствии представителя:

 

ответчикаСПАО «РЕСО-Гарантия» (125047,  г. Москва, ул. Гашека, д. 12, корпус 1, ИНН 7710045520, ОГРН 1027700042413, дата регистрации 19.07.2002 года) – старшего юрисконсульта филиала СПАО «РЕСО-Гарантия» г. Самара …..(по доверенности исх. №РГ-Д_3361/19 от 20.05.2019 года),

рассмотрев дело № 063/01/14.8-155/2019 по признакам нарушения СПАО «РЕСО-Гарантия» статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось невыполнение СПАО «РЕСО-Гарантия» в установленный срок, выданного Самарским УФАС России предупреждения и наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях СПАО «РЕСО-Гарантия».

В Самарское УФАС России поступила информация Главного управления организации торгов Самарской области (далее – ГУОТ СО), содержащая сведения о наличии признаков недобросовестной конкуренции  в действиях СПАО «РЕСО-Гарантия» (исх. № 14-09/1345 от 12.10.2018 г. / вх. №7962 от 18.10.2018 г.).

Самарское УФАС России, приняв к рассмотрению указанную информацию, установило следующее.

В ходе рассмотрения информации Управлением установлено, что ГБУЗ СО «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» проведен электронный аукцион по ОСАГО (извещение №0142200001318012831) (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта: 790 621,89 руб. На участие в электронном аукционе подано 4 заявки.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме Аукционная комиссия Уполномоченного органа в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок признала победителем электронного аукциона - СПАО «РЕСО-Гарантия», предложившее наиболее низкую цену договора 745 710,84 руб.

Как установлено в ходе рассмотрения информации, снижение стоимости по контракту произошло в связи с применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (Кбм), отличных от коэффициентов, установленных документацией об аукционе по ТС по всем пунктам Приложения к извещению (обоснование НМЦК), кроме пунктов 1-49, 58, 72, 75, 93-109, 111-113.

В ходе рассмотрения информации, представленной ГУОТ СО, установлено, что в данном аукционе принимало участие четыре общества – среди них СПАО «РЕСО-Гарантия» и АО «ОСК», которые снижали стоимость предложения.

При изучении представленных документов Самарским УФАС России было установлено, что СПАО «РЕСО-Гарантия» при формировании ценового предложения при участии в Аукционе осуществило снижение коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, - КБМ по всем пунктам Приложения к извещению (обоснование НМЦК), а также Приложения №1 к Техническому заданию «Перечень транспортных средств», кроме пунктов 1-49, 58, 72, 75, 93-109, 111-113.

В результате указанных действий стоимость предложения СПАО «РЕСО-Гарантия» оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения других участников Закупки (заявки участников под №2, 3 и 4).

Нарушение порядка определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при участии в Закупке позволило СПАО «РЕСО-Гарантия» предложить наименьшую цену контракта и получить преимущество по сравнению с другими участниками (заявки участников под №2, 3 и 4).

В результате действий СПАО «РЕСО-Гарантия» другие участники, добросовестно определившие стоимость своего предложения, лишились возможности стать победителем Закупки.

Таким образом, при участии в закупке СПАО «РЕСО-Гарантия» допустило снижение коэффициента – Кбм.

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно части 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В силу части 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховых премий по договору обязательного страхования установлены Банком России.

В соответствии с требованиями пункта 10.1 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Также из данной нормы следует, что заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Однако, указанный закон не регламентирует, чьи данные имеют приоритет в случае расхождений между данными страхователя и автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

Из абз. 5,6 п.1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России от 19.09.2014г.) следует, что при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений, о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

При выявлении несоответствия между предоставленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.

В результате указанных действий стоимость предложения СПАО «РЕСО-Гарантия» оказалась ниже стоимости Заказчика, а также ниже стоимости предложения участников Закупки рассчитавших цену предложения в соответствии с действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Нарушение порядка определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при участии в Закупке позволило СПАО «РЕСО-Гарантия» предложить наименьшую цену контракта и получить преимущество по сравнению с остальными участниками.

В результате действий СПАО «РЕСО-Гарантия» участники, добросовестно определившие стоимость своих предложений, лишились возможности стать победителем Закупки.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На основании изложенного следует, что в действиях СПАО «РЕСО-Гарантия» выразившихся в применении коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика и, как следствие получении возможности необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования усматриваются признаки нарушения ст. 14.8 Закона «О защите конкуренции».

Действия СПАО «РЕСО-Гарантия», выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика нарушают запрет на недобросовестную конкуренцию установленный положениями статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающей, что иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 — 14.7 Закона о защите конкуренции не допускаются.

Самарское УФАС России усмотрело в действиях СПАО «РЕСО-Гарантия» признаки недобросовестной конкуренции, перечисленные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

- действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ОСАГО путем уменьшения коэффициентов  (Кбм);

- действия противоречат законодательству об ОСАГО, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия причинили или могли причинить убытки хозяйствующему субъекту – конкуренту.

Учитывая изложенное действия СПАО «РЕСО-Гарантия», выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика, отвечают всем признакам недобросовестной конкуренции.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции СПАО «РЕСО-Гарантия» было выдано предупреждение  (исх. №1938/8 от 28.02.2019 г.) о необходимости:

- устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения путем издания локального нормативного акта (внесения изменения в существующий) содержащего требования осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, проведения разъяснительной работы с сотрудниками, осуществления расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный СПАО «РЕСО-Гарантия» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии, причитающуюся СПАО «РЕСО-Гарантия» в соответствии с государственным контрактом на оказание услуг ОСАГО.

Исходя из пункта 3 статьи 51 того же Закона № 135-ФЗ лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми, обязано перечислить в федеральный бюджет полученный в результате их осуществления доход.

В пункте 13 Обзора ВС РФ от 16.03.2016 разъяснено, что под доходом, подлежащим взысканию в федеральный бюджет с лица, чьи действия (бездействия) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, следует понимать доход, полученный от таких противоправных действий (бездействия).

По смыслу положений Закона о защите конкуренции взыскание дохода является мерой ответственности в виде изъятия дохода, полученного в результате незаконных действий. Правило определения размера дохода, подлежащего перечислению в бюджет, основано на принципе взыскания только того дохода, который получен именно от противоправных действий, и не предполагает его исчисление в виде суммы "чистого" дохода (с учетом особенностей результатов хозяйственной деятельности того или иного субъекта). Следовательно, предложение о перечислении в бюджет суммы, полученной по договору, заключенному в результате действий, содержащих признаки недобросовестной конкуренции, соответствует нормам Закона о защите конкуренции.

СПАО «РЕСО-Гарантия» проинформировано о том, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

СПАО «РЕСО-Гарантия» сообщено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Однако, в адрес антимонопольного органа 15.04.2019 г. поступило уведомление СПАО «РЕСО-Гарантия» (вх. №2762 от 15.04.2019 г.) о частичном исполнении предупреждения.

Таким образом, предупреждение в срок, установленный Самарским УФАС России, не выполнено.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения в установленный срок предупреждения, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом руководителя Самарского УФАС России №53 от 25.04.2019 г. возбуждено дело №063/01/14.8-155/2019 по признакам нарушения СПАО «РЕСО-Гарантия» статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч.8 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Заказчики определили начальную (максимальную) цену контракта в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Кроме того, Заказчики в документации об аукционе указывали на то, что при расчете Кбм должен быть применен в соответствии со сведениями, указанными в Обосновании Н(М)ЦК.

В адрес Заказчика по аукциону №0142200001318012831 осуществлен запрос информации, а именно, необходимость представления письменных объяснений о способе формирования установленных в Документации об аукционе коэффициентов КБМ, по аукциону №0142200001318012831 (использование сведений о коэффициентах КБМ из базы АИС РСА, использование сведений о коэффициентах КБМ из государственных контрактов за предшествующий период, собственный расчет коэффициентов КБМ Заказчика без использования базы АИС РСА и государственных контрактов за предшествующий период) (с приложением подтверждающих документов).

Согласно ответу ГБУЗ СО «Самарская СМП» (вх. №5331-з от 10.06.2019 года) данный заказчик при расчете КБМ использовал сведения о коэффициентах КБМ из действующих (прошлогодних) государственных контрактов по ОСАГО.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Однако, СПАО «РЕСО-Гарантия» правом, предоставленным частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе не воспользовался.

Кроме того, при подаче первых частей заявок СПАО «РЕСО-Гарантия» выразило свое согласие с условиями Документации об аукционе.

При этом участвуя в самой процедуре аукциона СПАО «РЕСО-Гарантия» своими действиями допустило снижение цены контрактов, по которым НМЦК изначально заказчиками была рассчитана в соответствии с требованиями законодательства РФ об ОСАГО с применением тарифного метода.

Следовательно, с учетом требований Документации об аукционе изменение цены контракта, равно как и коэффициентов, было невозможно и не допускалось условиями закупки.

В случае отсутствия значений коэффициентов у Заказчика, страховая компания имеет возможность использовать данные автоматизированной информационной системы обязательного страхования (определение Верховного Суда РФ от 28.02.2018 № 310-КГ17-23701 по делу № А54-7687/2016).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что ответчик, располагая информацией, размещённой в техническом задании, необоснованно применял заниженные коэффициенты, в связи, с чем снижал размер страховой премии, и тем самым незаконно получал преимущество перед другими участниками электронного аукциона. 

Самарским УФАС России в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 года №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состоянии конкурентной среды на товарном рынке» подготовлен аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг по страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Из указанного выше аналитического отчета следует, что товарным рынком в данном случае является рынок услуг по страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. При этом установлено, географическими границами рынка является территория Самарской области. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включает не менее 10 организаций.

 Также из материалов дела следует, что временем совершения вышеназванного нарушения со стороны СПАО «РЕСО-Гарантия» является 08.10.2018 года (время 10:37:12), что подтверждается Протоколом проведения электронного аукциона №0142200001318012831 от 08.10.2018 года.

Согласно доводам СПАО «РЕСО-Гарантия» при расчете ценового предложения по закупке №0142200001318012831 в отношении транспортных средств по ряду ТС были применены коэффициенты КБМ, отличные от указанных Заказчиком в документации, но соответствующие требованиям законодательства об ОСАГО.

СПАО «РЕСО-Гарантия» полагает, что страховщик для расчета страховой премии, в том числе, определения класса автомобиля при расчете коэффициента КБМ, может использовать различные источники информации, а не только сведения из документации, представленные Заказчиком. При этом Общество полагает, что в качестве источников информации может служить информация страхователя, информация страховщика, АИС РСА.

Доводы СПАО «РЕСО-Гарантия» были предметом рассмотрения настоящего дела и им дана оценка в тексте данного заключения об обстоятельствах дела.

Кроме того, не учтена судебная практика:

- определение Верховного Суда РФ от 17.07.2015 № 308-КГ15-8926 по делу № А53 - 19327/2014;

- постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2012 по делу № А52-1714/2011;

- определение ВАС РФ от 09.02.2012 № ВАС-319/12 по делу № А58- 2053/11;

- определение ВАС РФ от 10.08.2012 № ВАС-10484/12 по делу № А53-3716/2012;

-  постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2013 по делу № А39-2781/2012;

- постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2017г. по делу           № А55-19868/2016;

- постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.08.2018г. по делу            № А55-30694/2017;

- определение Верховного Суда РФ от 28.02.2018 № 310-КГ17-23701 по делу № А54-7687/2016.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия СПАО «РЕСО-Гарантия», выразившиеся в применении коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчиков, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документациями Заказчиков, свидетельствуют о нарушении статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела и направила его копии в адрес Ответчика.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

От ответчика в письменном виде возражения относительно доводов, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не поступили.

Представитель ответчика на заседании Комиссии устно настаивал на доводе об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестной конкуренции в связи с тем, что заявка СПАО «РЕСО-Гарантия» на участие в электронном аукционе №0142200001318012831 соответствовала требованиям Документации об аукционе и нормам законодательства РФ об ОСАГО. Оценка данному доводу Комиссией Самарского УФАС России дана в заключении об обстоятельствах дела (исх. № 9546/8 от 14.08.2019 г.) и настоящем решении.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать СПАО «РЕСО-Гарантия» (125047, г. Москва, ул. Гашека, д. 12, корпус 1, ИНН 7710045520, ОГРН 1027700042413, дата регистрации 19.07.2002 года), нарушившим ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, путем применения коэффициентов (Кбм), отличных от коэффициентов Заказчика, и предложении цены страховой премии ниже цены, установленной документацией Заказчика;

2. Предписание СПАО «РЕСО-Гарантия» (125047, г. Москва, ул. Гашека, д. 12, корпус 1, ИНН 7710045520, ОГРН 1027700042413, дата регистрации 19.07.2002 года), нарушившим ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, путем применения коэффициентов (Кбм) не выдавать.

3. Передать материалы дела № 063/01/14.8-155/2019 уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны