Решение б/н Решение от 13 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ВКО-Интеллект»

 

13.10.2023г.                                                                                                                        г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок ..., заместителя начальника отдела контроля закупок ..., главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок ... (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «ВКО-Интеллект» (далее – Заявитель) на действия АО «РКЦ «Прогресс» (далее - Заказчик) при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы «Патентная технологическая разведка» (извещение № 230094700227, https://astgoz.ru) (далее – Запрос предложений),

в присутствии представителей: Заказчика – ... (доверенность № 384/23 от 09.10.2023г.), ... (доверенность № 48-1/23 от 09.10.2023г.), ... (доверенность № 383/23 от 09.10.2023г.), Заявителя – ..., ..., ...., ... (доверенность от 02.10.2023г.),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.09.2023г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ВКО-Интеллект» на действия АО «РКЦ «Прогресс» при проведении Запрос предложений.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, установленные в документации критерии ограничивают нарушают действующее законодательство и ограничивают круг потенциальных участников закупки (подкритерии №1 и №2).

АО «РКЦ «Прогресс» указывало на соответствие документации о проведении Запроса предложений действующему законодательству. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 02.10.2023г. № 7579/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

Заказчик в соответствии с 4.15.1 Документации о закупки (стр. 19 Документации), установил критерии оценки и сопоставления заявок по степени предпочтительности представленных предложений:

 

            В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Во исполнение указанного положения Закона о закупках Приложением № 2 к Информационной карте определены критерии оценки заявок и их величины значимости. Оценка заявок осуществляется, в том числе, с использованием следующих критериев:

1.         Подкритерий №1 – обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору (С1) со следующим содержанием:

В рамках подкритерия оценивается наличие у участника доступа к поисковой и аналитической системе, содержащей базу данных патентования на территории Российской Федерации, отвечающей следующим требованиям:

-          система должна обеспечивать актуальность публикуемых патентных документов с периодичностью обновления не реже, чем раз в три дня;

-          система должна включать полные базы данных российских и евразийских патентных публикаций в объеме всех официально опубликованных патентных документов, а также патентные базы не менее 40 зарубежных патентных ведомств и общим количеством патентных документов не менее 60 млн;

-          система должна обладать функционалом группировки патентных документов в патентные семейства по одному из известных профессиональных подходов группировки патентных семейств: DWPI или FamPat.

Подтверждающим документом является – справка о материально – технических ресурсах с приложением копии свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ (базы данных) или копия действующего лицензионного договора на право доступа к такой программе для ЭВМ (базе данных). Значимость (весомость) подкритерия – 20.

2.         Подкритерий №2 – обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору (C2) со следующим содержанием:

В рамках подкритерия оценивается обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для выполнения работ по обозначенной тематике.

Под кадровыми ресурсами понимаются специалисты, каждый из которых соответствует совокупности следующих требований:

-          наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с участником закупки;

-          наличие сертификатов профессионального патентного поиска и/или управления интеллектуальной собственностью Всемирной организации интеллектуальной собственности или Европейского или Японского патентных ведомств.

Подтверждающими документами являются - справка о кадровых ресурсах с приложением  копии трудовых книжек или трудовых договоров , или договоров гражданско-правового характера с участником закупки, подтверждающие наличие трудовых отношений специалистов с участником закупки, которых Участник закупки предполагает привлечь к  выполнению работ в рамках осуществляемой закупки, а также копии сертификатов профессионального патентного поиска и/ или управления интеллектуальной собственностью Всемирной организации интеллектуальной собственности или европейского или Японского патентных ведомств у специалистов, привлекаемых  к выполнению работ.

 

Согласно доводам жалобы в Подкритерии №1 по мнению Заявителя, речь идет о продуктах Derwent World Patents Index (DWPI) и Questel: Orbit Intelligence, правообладателями которых являются организации из недружественных стран, в силу этого учитывая санкции, доступ к ним на основании лицензии невозможен для предприятий, в том числе входящих в оборонно-промышленный комплекс России. В результате этого данные предприятия лишены возможности заключения лицензионных договоров (оплаты лицензионных платежей по ним) напрямую с иностранными компаниями и вынуждены заключать иные виды договоров и через посреднические организации. Таким образом, предоставление копии действующего лицензионного договора на право доступа к такой программе для ЭВМ с иностранными компаниями из недружественных стран в период введенных санкций ограничивает круг потенциальных участников закупки.

Наличие сертификатов у специалистов, привлекаемых к выполнению работ по Подкритерию №2, по мнению Заявителя ограничивает число участников, не является необходимым условием для проведения данной работы, вместе с тем не являются условием подтверждения опыта и профессиональных компетенций в данной области. Кроме того, перечисленные сертификаты относятся к разным направлениям в области управления интеллектуальной собственности, при этом, обладание сертификатом Европейского или Японского патентного ведомства, заведомо не позволяют выполнить данную работу.

 

Из пояснений заказчика следует, что отсутствие доступа российских предприятий и организаций к международным аналитическим системам использующих группировку патентных документов в патентные семейства по одному их известных профессиональных подходов группировки патентных семейств DWPI или FamPat не соответствует действительности, так как полноценный доступ к премиум-версии базы данных Orbit Intelligence Premium компании Questel в 2023 году и последующие годы организован для сотрудников российских государственных образовательных и научных организаций, который реализуется в рамках централизованной подписки (организации, заключившие с Российским центром научной информации соглашение об использовании электронной подписи, могут работать с ресурсом Questel в любое время, с любых компьютеров, в том числе и в условиях самоизоляции).

Относительно Подкритерия №2 Заказчик пояснил, что указанные международные сертификаты является для Заказчика подтверждением наличия профессиональной компетенции потенциального исполнителя, что соответствует целям и потребностям проводимой АО «РКЦ «Прогресс» конкретной закупочной процедуры.

Наличие международного сертификата патентного поиска подтверждает необходимую высокую квалификацию специалиста, обладающего навыками работы в профессиональных системах.

Такие критерии оценки к участникам, являются предпочтительными, так как  они указывают  на обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору, а именно:  по патентной аналитике – исполнителей НИР в сочетании с большим опытом выполнения проектов по патентной технологической разведке, как очень сложному научному и экспертно-аналитическому исследованию и наличием ресурсной базы в виде профессиональных систем патентной аналитики являются необходимыми условиями для выполнения заявленной НИР с обеспечением требуемого уровня качества и в сжатые сроки, а также обеспечения возможности ускоренного внедрения результатов патентной технологической разведки в стратегическую и операционную деятельность АО «РКЦ «Прогресс».

 

Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, письменные пояснения сторон, изучив Закупочную документация установила следующее.

Указанные в Приложение № 2 Информационной карты критерии оценки заявок (Критерий №1 и №2) не являются условием допуска к участию в Запросе предложений и в случае непредставления участником в составе заявки подтверждающих документов, заявка участника не подлежит отклонению. 

Выбор победителя Запроса предложений, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Установленные Заказчиком подкритерии оценки заявок, связанные с обеспеченностью кадровыми ресурсами соответствующей квалификации, а также с обеспеченностью материально- техническими ресурсами не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

           В связи с чем, использование Заказчиком указанных критериев не может быть признано необоснованным.

            Комиссия Самарского УФАС России также отмечает, что пунктом 5.1 Закупочной документации установлено право на коллективное участие в закупки.

            По Подкритерию №2 для подтверждения обеспеченности кадровыми ресурсами в качестве подтверждающих документов могли быть представлены договоры гражданско-правового характера с участником закупки, подтверждающие наличие трудовых отношений специалистов с участником закупки.

            Кроме того, при наличии вопросов относительно условий документации участники Запроса предложений вправе направить запрос о даче разъяснений.  Вместе с тем, Заявитель жалобы данным правом не воспользовался.

Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России признает доводы жалобы необоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ВКО-Интеллект» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны