Решение б/н Решение от 13 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе ООО «ВКО-Интеллект»
13.10.2023г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок ..., заместителя начальника отдела контроля закупок ..., главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок ... (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО «ВКО-Интеллект» (далее – Заявитель) на действия АО «РКЦ «Прогресс» (далее - Заказчик) при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы «Патентная технологическая разведка» (извещение № 230094700227, https://astgoz.ru) (далее – Запрос предложений),
в присутствии представителей: Заказчика – ... (доверенность № 384/23 от 09.10.2023г.), ... (доверенность № 48-1/23 от 09.10.2023г.), ... (доверенность № 383/23 от 09.10.2023г.), Заявителя – ..., ..., ...., ... (доверенность от 02.10.2023г.),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
28.09.2023г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ВКО-Интеллект» на действия АО «РКЦ «Прогресс» при проведении Запрос предложений.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, установленные в документации критерии ограничивают нарушают действующее законодательство и ограничивают круг потенциальных участников закупки (подкритерии №1 и №2).
АО «РКЦ «Прогресс» указывало на соответствие документации о проведении Запроса предложений действующему законодательству. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 02.10.2023г. № 7579/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Заказчик в соответствии с 4.15.1 Документации о закупки (стр. 19 Документации), установил критерии оценки и сопоставления заявок по степени предпочтительности представленных предложений:
В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Во исполнение указанного положения Закона о закупках Приложением № 2 к Информационной карте определены критерии оценки заявок и их величины значимости. Оценка заявок осуществляется, в том числе, с использованием следующих критериев:
1. Подкритерий №1 – обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору (С1) со следующим содержанием:
В рамках подкритерия оценивается наличие у участника доступа к поисковой и аналитической системе, содержащей базу данных патентования на территории Российской Федерации, отвечающей следующим требованиям:
- система должна обеспечивать актуальность публикуемых патентных документов с периодичностью обновления не реже, чем раз в три дня;
- система должна включать полные базы данных российских и евразийских патентных публикаций в объеме всех официально опубликованных патентных документов, а также патентные базы не менее 40 зарубежных патентных ведомств и общим количеством патентных документов не менее 60 млн;
- система должна обладать функционалом группировки патентных документов в патентные семейства по одному из известных профессиональных подходов группировки патентных семейств: DWPI или FamPat.
Подтверждающим документом является – справка о материально – технических ресурсах с приложением копии свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ (базы данных) или копия действующего лицензионного договора на право доступа к такой программе для ЭВМ (базе данных). Значимость (весомость) подкритерия – 20.
2. Подкритерий №2 – обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору (C2) со следующим содержанием:
В рамках подкритерия оценивается обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для выполнения работ по обозначенной тематике.
Под кадровыми ресурсами понимаются специалисты, каждый из которых соответствует совокупности следующих требований:
- наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с участником закупки;
- наличие сертификатов профессионального патентного поиска и/или управления интеллектуальной собственностью Всемирной организации интеллектуальной собственности или Европейского или Японского патентных ведомств.
Подтверждающими документами являются - справка о кадровых ресурсах с приложением копии трудовых книжек или трудовых договоров , или договоров гражданско-правового характера с участником закупки, подтверждающие наличие трудовых отношений специалистов с участником закупки, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ в рамках осуществляемой закупки, а также копии сертификатов профессионального патентного поиска и/ или управления интеллектуальной собственностью Всемирной организации интеллектуальной собственности или европейского или Японского патентных ведомств у специалистов, привлекаемых к выполнению работ.
Согласно доводам жалобы в Подкритерии №1 по мнению Заявителя, речь идет о продуктах Derwent World Patents Index (DWPI) и Questel: Orbit Intelligence, правообладателями которых являются организации из недружественных стран, в силу этого учитывая санкции, доступ к ним на основании лицензии невозможен для предприятий, в том числе входящих в оборонно-промышленный комплекс России. В результате этого данные предприятия лишены возможности заключения лицензионных договоров (оплаты лицензионных платежей по ним) напрямую с иностранными компаниями и вынуждены заключать иные виды договоров и через посреднические организации. Таким образом, предоставление копии действующего лицензионного договора на право доступа к такой программе для ЭВМ с иностранными компаниями из недружественных стран в период введенных санкций ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Наличие сертификатов у специалистов, привлекаемых к выполнению работ по Подкритерию №2, по мнению Заявителя ограничивает число участников, не является необходимым условием для проведения данной работы, вместе с тем не являются условием подтверждения опыта и профессиональных компетенций в данной области. Кроме того, перечисленные сертификаты относятся к разным направлениям в области управления интеллектуальной собственности, при этом, обладание сертификатом Европейского или Японского патентного ведомства, заведомо не позволяют выполнить данную работу.
Из пояснений заказчика следует, что отсутствие доступа российских предприятий и организаций к международным аналитическим системам использующих группировку патентных документов в патентные семейства по одному их известных профессиональных подходов группировки патентных семейств DWPI или FamPat не соответствует действительности, так как полноценный доступ к премиум-версии базы данных Orbit Intelligence Premium компании Questel в 2023 году и последующие годы организован для сотрудников российских государственных образовательных и научных организаций, который реализуется в рамках централизованной подписки (организации, заключившие с Российским центром научной информации соглашение об использовании электронной подписи, могут работать с ресурсом Questel в любое время, с любых компьютеров, в том числе и в условиях самоизоляции).
Относительно Подкритерия №2 Заказчик пояснил, что указанные международные сертификаты является для Заказчика подтверждением наличия профессиональной компетенции потенциального исполнителя, что соответствует целям и потребностям проводимой АО «РКЦ «Прогресс» конкретной закупочной процедуры.
Наличие международного сертификата патентного поиска подтверждает необходимую высокую квалификацию специалиста, обладающего навыками работы в профессиональных системах.
Такие критерии оценки к участникам, являются предпочтительными, так как они указывают на обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору, а именно: по патентной аналитике – исполнителей НИР в сочетании с большим опытом выполнения проектов по патентной технологической разведке, как очень сложному научному и экспертно-аналитическому исследованию и наличием ресурсной базы в виде профессиональных систем патентной аналитики являются необходимыми условиями для выполнения заявленной НИР с обеспечением требуемого уровня качества и в сжатые сроки, а также обеспечения возможности ускоренного внедрения результатов патентной технологической разведки в стратегическую и операционную деятельность АО «РКЦ «Прогресс».
Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, письменные пояснения сторон, изучив Закупочную документация установила следующее.
Указанные в Приложение № 2 Информационной карты критерии оценки заявок (Критерий №1 и №2) не являются условием допуска к участию в Запросе предложений и в случае непредставления участником в составе заявки подтверждающих документов, заявка участника не подлежит отклонению.
Выбор победителя Запроса предложений, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.
Установленные Заказчиком подкритерии оценки заявок, связанные с обеспеченностью кадровыми ресурсами соответствующей квалификации, а также с обеспеченностью материально- техническими ресурсами не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.
Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В связи с чем, использование Заказчиком указанных критериев не может быть признано необоснованным.
Комиссия Самарского УФАС России также отмечает, что пунктом 5.1 Закупочной документации установлено право на коллективное участие в закупки.
По Подкритерию №2 для подтверждения обеспеченности кадровыми ресурсами в качестве подтверждающих документов могли быть представлены договоры гражданско-правового характера с участником закупки, подтверждающие наличие трудовых отношений специалистов с участником закупки.
Кроме того, при наличии вопросов относительно условий документации участники Запроса предложений вправе направить запрос о даче разъяснений. Вместе с тем, Заявитель жалобы данным правом не воспользовался.
Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России признает доводы жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ВКО-Интеллект» необоснованной.