Решение №11650/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Технопром» от 14 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Технопром» (далее – Заявитель) на действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (далее – Заказчик, филиал ОАО «РЖД») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора выполнения работ по приведению территории и объектов инфраструктуры к эстетическому состоянию на участке Уфа – Дема (извещение № 32009416996, https://zakupki.gov.ru; закупка № 454/ОКЭ-ЦДИ/20, https://223.rts-tender.ru) (далее – Конкурс),

в присутствии представителей: от филиала ОАО «РЖД» <...> (доверенность); в отсутствие представителей ООО «Технопром» (надлежащим образом извещено, ходатайств не заявляло),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.09.2020г. в Самарское УФАС России из Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве поступила жалоба ООО «Технопром» на действия филиала ОАО «РЖД» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам, содержащимся в жалобе ООО «Технопром», Заказчиком неправомерно в закупочной документации установлено требование к опыту.

Филиал ОАО «РЖД» просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Конкурса. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 10.09.2020г. № 11539/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

19.08.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Конкурса. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки OOO «РТС-тендер». Актуальная документация по Конкурсу (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 19.08.2020г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 29.04.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

Предметом конкурентной закупки является право заключения договора выполнения работ по приведению территории и объектов инфраструктуры к эстетическому состоянию на участке Уфа – Дема (пункт 1.2 части I Документации о закупке, пункт 7 Извещения).

Согласно пункту 4 части 4 статьи 3.4 Закона о закупках конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - конкурс в электронной форме), может включать этап по проведению квалификационного отбора участников конкурса в электронной форме.

Из Документации о закупке следует, что по процедуре проводится квалификационный отбор участников Конкурса и установлены квалификационные требования к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 3.4 Закона о закупках при включении в конкурс в электронной форме этапов, указанных в части 4 настоящей статьи, должно соблюдаться в том числе следующее правило: если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 4 части 4 настоящей статьи:

  • ко всем участникам конкурса в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке;
  • заявки на участие в конкурсе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке, подтверждающие соответствие участников конкурса в электронной форме единым квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке;
  • заявки участников конкурса в электронной форме, которые не соответствуют квалификационным требованиям, отклоняются.

Частью 20 главы 1 Положения о закупке определены требования к участникам закупки.

Согласно пункту 199 части 20 главы 1 Положения о закупке в документации о конкурентной закупке могут устанавливаться обязательные требования к участникам, в том числе иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования, которые устанавливаются в документации о конкурентной закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД» к поставщикам (исполнителям, подрядчикам). К таким требованиям относится в том числе наличие опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки.

Порядок проведения квалификационного отбора установлен в пункте 3.9 Документации о закупке.

Пунктом 1.7.3 части I Документации о закупке установлено, что участник должен иметь опыт по фактически выполненным работам/услугам по благоустройству полосы отвода железнодорожного пути, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в Техническом задании – приложении № 1.1 конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех выполненных, участником закупки (с учетом правопреемственности) работ/услуг (по выбору участника закупки) по благоустройству полосы отвода железнодорожного пути. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:

  • документ, подготовленный в соответствии с формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации о наличии требуемого опыта;
  • акты о выполнении работ, оказании услуг;
  • договоры на выполнение работ, оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
  • копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Документы, перечисленные в пункте 1.7.3, предоставляются в электронной форме в составе конкурсной заявки.

По мнению Заявителя Документация о закупке составлена с нарушением действующего законодательства, что препятствует участию в процедуре, считает требование, определенное пунктом 1.7.3 Документации о закупке, установленным неправомерно.

Как следует из пояснений Заказчика, все работы по приведению территории и объектов инфраструктуры к эстетическому состоянию на участке Уфа – Дема, предусмотренные техническим заданием конкурсной документации, выполняются в полосе отвода железной дороги. Все объекты, перечисленные в техническом задании, являются объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Работы по планировке земляного полотна и благоустройству территории в полосе отвода железной дороги сопряжены с рисками повреждения проходящих в ее границах коммуникаций, приборов и устройств, повреждение которых влечет за собой риски нарушения безопасного и бесперебойного движения поездов, поэтому при производстве работ в полосе отвода требуется специальная подготовка, опыт и навыки задействованного персонала.

По мнению Заказчика, используемое квалификационное требование, являющееся критерием допуска, соответствует названным целям, поэтому включение в Документацию о закупке условия, которое в итоге приводит к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих установленным целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Относительно заявленных ООО «Технопром» доводов Комиссия Самарского УФАС России отмечает следующее.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункт 2 пункта 32 части 5 главы 1 Положения о закупке).

Вышеуказанное подобранное Заказчиком требование не являются индивидуальным и не привязано к какому-либо поставщику услуги. Оно направлено на определение потребностей Заказчика и выявление поставщика, который в наилучшей степени поставит услугу, отвечающую требованиям и потребностям ОАО «РЖД», что Законом о закупках не запрещено.

Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемой к поставке услуги и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам, либо на необоснованное ограничение конкуренции.

При указанных обстоятельствах, установление и применение Заказчиком обжалуемого квалификационного требования, отраженного в Документации о закупке, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Само по себе предъявление Заказчиком указанного требования не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпунктом 3 пункта 32 части 5 главы 1 Положения о закупке, и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому квалификационных требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.

Использование Заказчиком квалификационных требований к участникам, установленных в Документации о закупке, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие претендента названным требованиям может быть установлено объективно.

При этом, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки, а также условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости квалификационные требования к претендентам, намеревающимся оказать закупаемую услугу. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанного квалификационного требования о наличии опыта по фактически выполненным работам/услугам по благоустройству полосы отвода железнодорожного пути, стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены договора, может рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемое требования включено в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.

Доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, Заявителем в материалы жалобы не представлено.

 

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Обязательным условием для признания в действиях (бездействии) Заказчика нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции является наличие последствий в результате действий (бездействии) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Кроме того, Заявителем не доказан заявленный довод о том, что действия филиала ОАО «РЖД» при проведении Конкурса послужили основанием к необоснованному ограничению числа участников закупки. Как следует из материалов жалобы, на участие в Конкурсе поступило девять заявок, что указывает на отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений.

При данных конкретных обстоятельствах в рассматриваемых действиях Заказчика отсутствует необходимая и достаточная совокупность данных, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» в обжалуемой части не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора выполнения работ по приведению территории и объектов инфраструктуры к эстетическому состоянию на участке Уфа – Дема (извещение № 32009416996, https://zakupki.gov.ru; закупка № 454/ОКЭ-ЦДИ/20, https://223.rts-tender.ru).

Доводы, указанные в жалобе ООО «Технопром», признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Технопром» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны