Решение №2393/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Гидролуч» от 14 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гидролуч» (далее – Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет» (далее – Заказчик, ФГБОУ ВО «СамГТУ») при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания услуг по прочистке наружных сетей канализации, жироуловителей, ремонту колодцев (извещение № 31907551429, http://zakupki.gov.ru, https://www.rts-tender.ru) (далее – Запрос котировок),

в присутствии представителей от ФГБОУ ВО «СамГТУ» – <...> (доверенность), <...> (доверенность); от ООО «Гидролуч» – <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.03.2019г. в Самарское УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба ООО «Гидролуч» на действия ФГБОУ ВО «СамГТУ» при проведении Запроса котировок.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчик нарушил Положение о закупке и нормы Закона о защите конкуренции, включив в Документацию о закупке требование к участникам о наличии лицензии, а также не продлил на три дня срок подачи заявок.

Заявитель считает, что действия Заказчика нарушили права ООО «Гидролуч», создали препятствия к участию в закупке.

ФГБОУ ВО «СамГТУ» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России № 2077/7 от 05.03.2019г.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

20.02.2019г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 31907551429 о проведении Запроса котировок. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 26.02.2019г. Актуальная документация по Запросу котировок размещена в ЕИС: 26.02.2019г. (далее – Документация о закупке).

Согласно данному извещению дата начала срока подачи заявок: 21.02.2019г. Дата и время окончания подачи заявок: 01.03.2019г. 10:00 по местному времени Заказчика. Дата рассмотрения заявок: 04.03.2019г. Дата подведения итогов: 04.03.2019г. Место рассмотрения заявок и подведения итогов: 443100, Российская Федерация, Самарская область, город Самара, улица Молодогвардейская, дом 244, ОКАТО: 36401000000.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения актуального извещения редакция Положения о закупке ФГБОУ ВО «СамГТУ» (№ 1140041339), утвержденного заместителем Министра науки и высшего образования РФ 13.12.2018г., размещена в ЕИС 28.12.2018г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

04.03.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 646716-31907551429 от 04.03.2019г. (№ 31907551429-01), согласно которому на момент окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок было подано 2 (две) заявки: 1. ООО «Волгакомсервис»; 2. ООО «Спецсантехсервис». Закупочная комиссия, рассмотрев заявки, поданные на участие в закупке, и приняла решение: 1. заявка участника ООО «Волгакомсервис» соответствует требованиям; 2. заявка участника ООО «Спецсантехсервис» не соответствует требованиям (несоответствие участника закупки требованиям Документации о закупке: в нарушении пункта 11 Документации о закупке не подтверждено наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности).

04.03.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол подведения итогов запроса котировок № 646716-31907551429 от 04.03.2019г. (№ 31907551429-02), согласно которому на момент подведения итогов в Запросе котировок была допущена одна заявка. Единственным допущенным участником ООО «Волгакомсервис» представлено ценовое предложение в размере 530 000,00 руб. В соответствии со статьей 27 раздела 6 главы III Положения о закупке ФГБОУ ВО «СамГТУ» Запрос котировок признан не состоявшимся, поскольку допущена 1 заявка. В соответствии со статьей 27 раздела 6 главы III Положения о закупке ФГБОУ ВО «СамГТУ» Закупочной комиссией принято решение заключить договор с ООО «Волгакомсервис» на условиях, предусмотренных извещением о проведении Запроса котировок, и по цене, предложенной участником.

Пунктом 4 Документации о закупке установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки.

Пунктом 11 Документации о закупке установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно подпункту 5 пункта 4, подпункту 1 пункта 11 Документации о закупке заявка должна содержать  следующие сведения и документы:

  • копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, полученная в соответствии с требованиями пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с Приложением к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015г. № 1062: транспортирование отходов IV класса опасности;
  • Приложение к лицензии должно подтверждать право Подрядчика на выполнение работ по транспортированию следующих конкретных видов отходов: код отхода 7 36 101 01 39 4 отходы жиров при разгрузке жироуловителей.

Приложением 3 Документации о закупке является Техническое задание по прочистке наружных сетей канализации, колодцев и жироуловителей, ремонту колодцев на объектах ФГБОУ ВО «СамГТУ» на территории г.о. Самара и Самарской области (далее – ТЗ).

Согласно сведениям об инженерных коммуникациях, установленными ТЗ, общее количество канализационных колодцев, находящихся в эксплуатационной ответственности университета – 368 шт. В это число так же входят и жироуловители. Общая протяженность сетей наружной канализации диаметром 150-250 мм более 5800 м.

На объектах университета жироуловители большого объема располагаются за пределами зданий. Сточные воды, содержащие отходы жироуловителей, поступают в них по трубопроводам канализации, засоряют трубы и откладываются в жироуловителях. Зачастую (из сложившейся практики ФГБОУ ВО «СамГТУ») работы по их очистке сопряжены с прочисткой трубопроводов канализации, расположенных перед ними, и повторной очисткой жироуловителей от отходов, отложившихся в трубах.

Жироуловители, расположенные за пределами зданий, представляют собой герметичную емкость в земле, перекрытую плитами перекрытия и оборудованную горловинами колодцев для инспекции, очистки и проведению работ по текущей эксплуатации. Горловины колодцев также требуют ремонта, а их ремонт производится после очистки жироуловителя (для безопасного производства работ). Привлечение одних подрядчиков на очистку, а других на ремонт горловин колодцев делает не возможным оперативное устранение неисправности в сжатые сроки.

Поскольку отходы жироуловителей имеют жидкую консистенцию, то для предотвращения загрязнения окружающей среды отходами IV класса опасности его очистка целесообразна илососной машиной непосредственно из жироуловителя. При этом фактически происходит транспортирование отходов по всасывающему трубопроводу илососной машины из объема жироуловителя в цистерну этой машины. И процесс, когда одна организация чистит жироуловитель и складирует отходы непосредственно у себя, а потом перегружает отходы IV класса опасности в транспорт субподрядной организации для последующей перевозки (что так же является транспортировкой) является не только нецелесообразным, но и опасным для окружающей среды, сотрудников и студентов ФГБОУ ВО «СамГТУ».

Работы по прочистке засоров канализации и устранению их последствий зачастую сопряжены с применением не только автомашин гидродинамической промывки, но и илососных машин, которыми так же осуществляется и очистка жироуловителей. Работы по их очистке являются лишь частью всего комплекса работ по эксплуатации сетей и сооружений наружной канализации, включающего так же работы по прочистке и промывке гидродинамическим способом сетей и сооружений канализации, а так же работы по ремонту канализационных колодцев. Зачастую эти работы требуют применения вышеуказанных машин и механизмов и носят аварийный характер. Прогноз количества этих работ и вида этих работ не возможен. Нормативной документацией РФ предусмотрены сжатые сроки выполнения этих работ, а промедление при выполнении этих работ может причинить вред окружающей среде, сотрудникам и студентам университета, третьим лицам.

На основании вышесказанного весь комплекс работ по эксплуатации сетей и сооружений канализации, а так же очистке жироуловителей (работ входящих в этот комплекс) является функционально связанным.

Статья 1 раздела 5 Требований к участникам закупки главы II Положения о закупке гласит, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Согласно разъяснениям Документации о закупке от 28.02.2019г., руководствуясь статьей 9 раздела 6 Условий применения и порядка проведения открытого запроса котировок в электронной форме главы III Положения о закупке, в случае, если несколько юридических лиц, либо несколько физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки (коллективный участник закупки), требования, установленные Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок, предъявляются в совокупности к такому участнику закупки. Исключение составляют требования, предусмотренные подпунктом 5 пункта 4 Документации о закупке (наличие лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности), по которому достаточно соответствие указанным требованиям хотя бы одного из выступающих на стороне участника закупки лиц.

Заявителем не представлено доказательств, указывающих на невозможность подачи коллективной заявки на участие в Запросе котировок.

Самарским УФАС России установлено, что согласно данным, размещенным на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (далее – Управление Росприроднадзора) по состоянию на 07.11.2018г. Управлением Росприроднадзора по Самарской области выдано 204 действующих лицензии на транспортировку отходов, что делает довод Заявителя в части ограничения Заказчиком конкуренции при проведении Запроса котировок необоснованным.

 

Изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки (часть 11 статьи 4 Закона о закупках).

Согласно пункту 9 статьи 12 раздела 6 Условий применения и порядка проведения открытого запроса котировок в электронной форме главы III Положения о закупке в извещении о проведении Запроса котировок в электронной форме должны быть указаны сведения о порядке, дате начала, дате и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок в электронной форме, при этом срок подачи заявок должен составлять не менее 5 рабочих дней.

В соответствии со статьей 10 раздела 6 Условий применения и порядка проведения открытого запроса котировок в электронной форме главы III Положения о закупке Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении Запроса котировок до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок. В течение трех дней с даты принятия указанного решения такие изменения направляются Заказчиком оператору электронной площадки, размещаются в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в Запросе котировок в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок в электронной форме такой срок составлял не менее чем три рабочих дня.

Статьей 19 раздела 3 Осуществления закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства главы VII Положения о закупке установлено, что извещение о проведении Запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП, а также проект договора, размещается в единой информационной системе не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок.

Самарским УФАС России установлено, что с момента внесения изменений в Документацию о закупке (26.02.2019г.) до срока окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок (01.03.2019г.) оставалось менее 3 рабочих дней.

На основании вышеизложенного, ФГБОУ ВО «СамГТУ» допущены нарушения требований, установленных статьей 10 раздела 6 Условий применения и порядка проведения открытого запроса котировок в электронной форме главы III Положения о закупке, частью 1 статьи 2 Закона о закупках при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания услуг по прочистке наружных сетей канализации, жироуловителей, ремонту колодцев (извещение № 31907551429, http://zakupki.gov.ru, https://www.rts-tender.ru).

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ООО «Гидролуч» заявка на участие в Запросе котировок не подавалась, права или законные интересы Заявителя не нарушены. Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание не выдавать.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Гидролуч» частично обоснованной.
  2. Признать в действиях ФГБОУ ВО «СамГТУ» нарушения требований, установленных статьей 10 раздела 6 Условий применения и порядка проведения открытого запроса котировок в электронной форме главы III Положения о закупке, частью 1 статьи 2 Закона о закупках.

 

Связанные организации

ООО «Гидролуч»
ИНН 6311107452, ОГРН 1086311003866
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНН 6315800040, ОГРН 1026301167683