Решение б/н Решение от 26 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «Центр реставрации»

                                                                                                                  

26.08.2021г.                                                                                                                      г. Самара

                                                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России ...., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов ....,  специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов .... (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр реставрации» (далее – Заявитель) на действия Муниципального автономного учреждения г.о. Самара «Музей Э.А. Рязанова» (далее –Заказчик, МАУ г.о. Самара «Музей Э.А. Рязанова») при проведении одноэтапного конкурса в электронной форме на право разработки научно-проектной документации: по приспособлению для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом штабс-капитана Н.И. Залесова», г. Самара, ул. Фрунзе, д. 120, литера А. (Извещение 32110520725, https://zakupki.gov.ru/ ) (далее – Конкурс),

в присутствии представителей от МАУ г.о. Самара «Музей Э.А. Рязанова» - ...(доверенность №1от 19.08.2021г.), ... (директор), от ООО «Приоритет Тольятти» - ... (доверенность от 25.08.2021г.),

 

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.08.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Центр реставрации» на действия МАУ г.о. Самара «Музей Э.А. Рязанова» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, установленный в Документации критерий оценки (квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ) приводит к ограничению конкуренции.

Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 19.08.2021 г. № 8489/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

          Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд автономного учреждения городского округа Самара «Музей Э.А.Рязанова» в ЕИС 04.05.2021г.

          Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

          02.08.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32110520725 о проведении Конкурса. Актуальная документация по Конкурсу (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 02.08.2021г.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В составе Документации представлен отдельный документ «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе: их показатели, содержание, значимость и порядок оценки» (далее – Критерии оценки заявки).

Указанный документ устанавливает 2 критерия оценки заявок: цена договора со значимостью 40% и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (включает 2 показателя) со значимостью 60%.

Пунктом 2.1 Критериев оценки заявок установлен показатель нестоймостного критерия оценки - «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» со значимостью 40.

В указанном пункте Критериев оценки заявки содержится перечень требуемых специалистов и порядок определения баллов по показателю «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» (Таблица).

 

Руководители и ключевые специалисты

Значение показателя - ми-нимально возможное коли-чество работников, требуе-мых для выполнения работ по договору, чел.

Баллы

1

2

3

Архитектор; аттестация федеральным органом объектов культурного наследия по направлению – проектные работы по реставрации и консервации на объектах культурного наследия

≥1

20  баллов

                      <1

0 баллов

Инженер; аттестация федеральным органом объектов культурного наследия по направлению – проектные работы по реставрации и консервации на объектах культурного наследия

≥2

20 баллов

                      <2

0 баллов

Инженер-химик-технолог (обучение в области реставрации объектов культурного наследия)

≥1

6  баллов

                      <1

0 баллов

Работник, занимающий должность руководителя (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, начальник отдела); аттестация федеральным органом объектов культурного наследия на высшую категорию в области реставрации

≥1

30 баллов

<1

0 баллов

Реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий; аттестация федеральным органом объектов культурного наследия

≥3

6 баллов

<3

0 баллов

Реставратор декоративно-художественных покрасок; аттестация федеральным органом объектов культурного наследия

≥2

6 баллов

<2

0 баллов

Реставратор памятников каменного зодчества;  аттестация федеральным органом объектов культурного наследия

≥2

6 баллов

<2

0 баллов

Реставратор кровельных покрытий; аттестация федеральным органом объектов культурного наследия

≥1

6 баллов

<1

0 баллов

 Согласно доводу жалобы, установление Заказчиком в показателе критерия «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» следующих специалистов:

           -   реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий; аттестация федеральным органом объектов культурного наследия;

- реставратор декоративно-художественных покрасок; аттестация федеральным органом объектов культурного наследия;

-  реставратор памятников каменного зодчества; аттестация федеральным органом объектов культурного наследия;

-  реставратор кровельных покрытий; аттестация федеральным органом объектов культурного наследия,

является безосновательным, в связи с тем, что для разработки научно-проектной документации реставраторы не требуются, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.10.2017 №1262 «о внесении изменений в Положение о лицензировании деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства № 1262)  для выполнения работ по разработке проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для соискателя лицензии (лицензиата) необходимо  наличие в штате не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ), требование о наличие в штате реставраторов отсутствует.

 

Вместе с тем, Заказчик обосновал свою потребность в использовании в показателе критерия «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» указанных специалистов тем, что в процессе разработки научно-проектной документации и проведения натурных исследований на объектах культурного наследия осуществляется большое количество действий с интерьерами и элементами зданий и строений, которые входят в обязанности узсконаправленных специалистов-реставраторов. При отсутствии у подрядчика соответствующего персонала к подобного рода работам привлекаются низкоквалифицированные рабочие, что в последствие может привести к ухудшению зданий и конструкций.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что показатель критерия «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» указанных специалистов не является условием допуска к участию в Конкурсе и в случае отсутствия у частника закупки указанных специалистов, заявка участника не подлежит отклонению. 

Ссылка Заявителя на Постановление Правительства №1262 является необоснованной поскольку установленные в указанном Постановлении требования являются лицензионными и предъявляются только к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации.

Вместе с тем указанный показатель критерия «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» не является требованием.

При этом, действующее законодательство не устанавливает запретов на установление Заказчиком  при необходимости дополнительных требований к участникам закупки.

 

Выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Установленный Заказчиком показатель критерия «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленному критерию и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанного показателя критерия не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При указанных обстоятельствах, установление Заказчиком рассматриваемого показателя критерия оценки заявок не может быть признано необоснованным.

 

При наличии вопросов относительно условий документации и проекта договора участники Конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений.  Вместе с тем, Заявитель жалобы данным правом не воспользовался.

При указанных обстоятельствах, довод Заявителя признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

          Признать жалобу ООО «Центр реставрации» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны