Определение б/н определение от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА 063/01/17-133/2024

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«29» февраля 2024 года                                                                                             г. Самара

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) поступили материалы Нефтегорской межрайонной прокуратуры от 20.11.2023 исх. № 07-07-2023/566-23-237, направленные в дополнение к письму от 10.11.2023 исх. № 07-08-2023/535-23-237, содержащее сведения о действия Администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее – Организатор торгов, Администрация), выразившихся в проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды сооружения коммунального хозяйства (водопроводы, скважины в с. Семёновка, пос. Новая Жизнь Нефтегорского района Самарской области) ( извещение № 22000127250000000004, лот №1, https://torgi.gov.ru/), (далее - Аукцион) с нарушением действующего законодательства.

Действия Организатора торгов по заключению договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на торгах вместо заключения концессионного соглашения влияют на развитие добросовестной конкуренции, создают преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права и законные интересы  потенциальных участников конкурса.

В результате рассмотрения указанного обращения Самарским УФАС России установлено следующее.

 

23.03.2023г. на официальном сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды следующего имущества:

-водопроводы: 1) кад. н. 63:27:0701002:131, назначении: нежилое, протяж. 3500 пог. м., адрес объекта: Самарская обл., Нефтегорский р-н, пос. Новая Жизнь; 2) кад. н. 63:27:0705001:65, назначении: нежилое, протяж. 6500 пог. м., адрес объекта: Самарская обл, Нефтегорский р-н, с. Семеновка, ул. Центральная, Садовая, Школьная, Молодежная, Новая, Специалистов, Шоссейная.; 3) кад. н. 63:27:0705001:64, назначении: нежилое, протяженность 2650 пог. м., адрес объекта: Самарская обл., Нефтегорский р-н, с. Семеновка, ул. Заречная

- скважины:1) кад. н. 63:27:0701002:135, назначение: 10.1 сооружения водозаборные, глубина 60 м., адрес Самарская обл., Нефтегорский р-н, в 550 м. северо-восточнее от жилого дома, расположенного в пос. Новая Жизнь ул. Придорожная, д. 6.; 2) кад.н. 63:27:0705009:69, назначение: 10.1 сооружения водозаборные, глубина 90 м., адрес Самарская обл., Нефтегорский р-н, в 420 м. северо-восточнее от административного здания в с. Семеновка, ул. Специстов 1.

Организатором указанного Аукциона является Администрация сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области.

01.05.2023 между Администрацией и АО «Водоканал» заключен договор № 1 аренды муниципального недвижимого имущества сроком на 5 лет по 30.04.2028г.

 

Администрацией представлен акт экспертного исследования от 05.12.2023 № 2954, подготовленный АО «Приоритет». Из акта следует, что водопроводы, скважины в с. Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области (Семеновский водозабор) представляют собой единую технологическую систему водоснабжения и сооружений коммунального хозяйства.

Также в акте указано, что водопроводы, скважины в с. Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области (Семеновский водозабор) используются по общему назначению для подъема и передачи (транспортировки) воды для обеспечения услугами холодного водоснабжения объектов, в том числе многоквартирных, жилых домов и социальной инфраструктуры (больницы, школы, детские сады).

В акте содержится вывод, что раздельная эксплуатация каждого из объектов, входящих в комплекс сооружений коммунального хозяйства - водопроводы, скважины в с. Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области – невозможна.

АО «Водоканал», письмом от 10.01.2024 исх. № 04, представлена схема водоснабжения г. Нефтегорска и с Семеновка с указанием разграничения собственности объектов и сетей водоснабжения, согласованная генеральным директором АО «Водоканал», первым заместителем Главы муниципального района Нефтегорский Самарской области, Главой сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области и Главой сельского поселения Кулешовка муниципального района Нефтегорский Самарской области.

Из указанной схемы следует, что объекты водоснабжения, находящиеся в собственности АО «Водоканал» не имеют технологическое присоединение к объектам водоснабжения, находящимся в собственности Администрации.

Согласно вышеуказанной схеме, объекты водоснабжения, находящиеся в собственности Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, имеют технологическое присоединение к объектам водоснабжения, находящимся в собственности Администрации.

Администрацией муниципального района Нефтегорский Самарской области представлены документы, подтверждающие право муниципальной собственности на объекты водоснабжения, находящиеся на территории сельского поселения Семеновка Нефтегорский Самарской области.

Аукцион проведен в соответствии с Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (вместе с «Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества») (далее – Приказ №67).

 

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130, технологически связанные (смежные) объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - объекты централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в едином технологическом процессе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения.

Между тем, документы, подтверждающие наличие технологической связи между объектами водоснабжения, находящимися в собственности/владении/пользовании АО «Водоканал», и объектами водоснабжения, находящимися в собственности Администрации и переданными АО «Водоканал» по вышеуказанному договору аренды, не представлены.

Из представленных Администрацией документов следует, что срок, определяемый как разница между датой ввода объектов водоснабжения в эксплуатацию до момента передачи прав владения и пользования указанными объектами водоснабжения, превышает 5 лет.

При указанных обстоятельствах, предоставление прав в отношении объектов водоснабжения, находящихся в собственности Администрации, должно было осуществляться по результатам конкурса посредством заключения концессионного соглашения.

 

Действия органов местного самоуправления по передаче на конкурсной основе в аренду объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в отношении которых права владения и (или) пользования должны передаваться только на основании концессионного соглашения, вне зависимости от того, участвовали ли в таком конкурсе один или несколько участников, могут быть квалифицированы как нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающего запрет на нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

По общему правилу, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории.

Нарушение порядка оценки и неверный выбор формы договора и соответственно процедуры определения лица, которому будут переданы права на муниципальное имущество, очевидно, влияет на итоговый результат.

Действия органа власти или органа местного самоуправления по заключению договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на торгах вместо заключения концессионного соглашения влияют на развитие добросовестной конкуренции, создают преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивают доступ на рынок тепло-, водоснабжения, водоотведения с использованием указанных объектов.

Учитывая изложенное, Администрацией неверно выбран способ передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения.

 

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, в действиях в действиях Администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с вышеизложенным, на основании  пункта 1, 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Самарским УФАС России издан приказ от 23.06.2022г. № 283 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 063/01/17-133/2024 к рассмотрению на «27» марта 2024 г. «14» час.  «30» мин.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 063/01/17-133/2024 в качестве:

- заявителя: Межрайонную Нефтегорскую Прокуратуру Самарской области (пр. Победы, д. 8, г. Нефтегорск, 446600);

- ответчика: Администрация сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области (ул. Специалистов, 1, с. Семеновка, Нефтегорский район, Самарская область, 446607);

-третьего лица: Акционерное общество «Водоканал» (ул. Промышленности, 39, г. Нефтегорск, Нефтегорский район, Самарская область, 446600).

3. Администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области необходимо представить в срок до 15 марта  2024 года письменные пояснения с обоснованием невозможности передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения по концессионному соглашению.

Акционерному обществу «Водоканал» предлагается представить письменные пояснения по обстоятельствам рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Копии представленных документов должны быть заверены надлежащим образом.

 

Заседание комиссии по рассмотрению дела будет проведено дистанционно, посредством видеоконференцсвязи (далее – ВКС).

Для подключения к ВКС необходимо с помощью браузера перейти по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/2977475003, ОБЯЗАТЕЛЬНО в строке «Имя пользователя» – указать наименование организации, либо Ф.И.О. физического лица, выбрать способ подключения к конференции «Браузер Web RTC», проверить настройки звука и видео и подключиться к конференции.

Обращаем Ваше внимание, что возможны задержки по времени заседания, в связи с чем необходимо осуществить вход в указанное время и ожидать подключения комиссии.

В случае отсутствия технической возможности для обеспечения участия представителей в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи, Вы в праве обеспечить очное присутствие представителей сторон на территории Самарского УФАС России по адресу: г. Самара, ул. Ерошевского, д. 3а, 4 этаж, каб. 456.

В связи с вышеизложенным, сообщаем, что сторонам необходимо направить в Самарское УФАС России:

- номера телефонов контактных лиц сторон для оперативного выяснения вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела;

- скан-копии надлежащим образом оформленных доверенностей лиц, имеющих право подписывать, направлять документы, представлять интересы в Самарском УФАС России (во время проведения видеоконференцсвязи участвующим лицам при себе необходимо иметь оригиналы данных документов и документ, удостоверяющий личность).

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны