Решение б/н № 063/05/28-389/2023 от 5 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/28-389/2023

  

05 июня 2023 года                                                                                                           г.о. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –     …;                                              

….,            

рассмотрев дело № 063/05/28-389/2023 , возбужденное в отношении ООО «Ломбард Кошелекъ» (…), 

в присутствии представителей:

заявителя – Волго-Вятское ГУ Банка России (…);

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Ломбард Кошелекъ» (443077, Самарская область, г. Самара, ул. Победы,                д. 126/20, позиции 56, 57, 58) – … (доверенность № 1 от 19.05.2023);

заинтересованного лица –  ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

В адрес Самарского УФАС России поступило заявление Волго-Вятского ГУ Банка России (вх. № 2210-ДСП/23 от 01.03.2023г.) о наличии в действиях ООО «Ломбард Кошелекъ» признаков нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с данными ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) Общества: Самарская область, г. Самара, ул. Победы, д. 126/20, позиции 56,57,58.

Согласно данным отчета о деятельности ломбарда (ОКУД 0420890) от 06.02.2023 № ТР-2023-03239072 (далее - отчет о деятельности ломбарда за 2022 год) на 31.12.2022 Общество имело 10 обособленных подразделений, одно из которых расположено по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Стара-Загора, д. 53.

В ходе осмотра места нахождения Общества по вышеуказанному адресу обособленного подразделения установлено, что ООО «Ломбард Кошелекъ» располагается на первом этаже многоэтажного жилого здания. На одном из примыкающих к зданию входов (перилах входной группы) в помещения первого этажа размещены баннеры с наружной рекламой: «ЛОМБАРД, КОШЕЛЕКЪ», «Дорого принимаем любую технику и велосипеды»; «Пенсионерам в день под 0,3% под залог золота».

Фотоотчет визуального осмотра Общества содержится в приложении к настоящему письму.

Волго-Вятское ГУ Банка России полагает, что информация на указанных баннерах содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

Волго-Вятское ГУ Банка России просило провести оценку содержания вышеуказанной рекламы в соответствии с компетенцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на наличие признаков недопустимой, недостоверной и недобросовестной рекламы.

Самарское УФАС России направило запрос Главе Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара. В ответ на запрос Администрация сообщила, что по адресу: г. Самара, ул. Стара - Загора, д. 53, хозяйственную деятельность осуществляет ООО «Ломбард Кошелекъ».

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в дела комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 08.10.20212 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Постановление Пленума от 08.10.2012 № 58 (пункт 28), оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

На основании изложенного, указанная выше информация имеет все признаки рекламы:

-          адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - представление займов под залог и приему техники и велосипедов.

Таким образом, указанная информация должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе (в частности, содержащимся в статьях 5, 7 ФЗ «О рекламе»), так и специальным требованиям указанного федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из представленных заявителем фотоматериалов, можно сделать вывод о том, что вышеуказанное имеет признаки рекламы, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.6 Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (ФЗ «О ломбардах») юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра. Пунктом 3 статьи 2.6 ФЗ «О ломбардах» установлено, что юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для ломбардов, со дня приобретения им статуса ломбарда.

Согласно данным государственного реестра ломбардов, Общество включено в указанный реестр 13.06.2017 под № 1253, соответственно с этой даты Общество приобрело права и обязанности, предусмотренные ФЗ «О ломбардах» для ломбардов, в том числе запрет на осуществление определенных видов деятельности.

Часть 7 статьи ФЗ «О рекламе» не допускает рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Так, указанная в рекламе (на баннерах, размещенных на входной группе в помещение ООО «Ломбард Кошелекъ» по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Стара-Загора, д. 53 информация: «Дорого принимаем любую технику и велосипеды», имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как слово «дорого» имеет оценочное значение и может искажать смысл информации, предоставляемой потребителю. Вместе с тем, слово «принимаем» может вводить потребителей в заблуждение относительно гражданско-правовой природы заключаемого договора (залог, аренда, купля-продажа и т.д.).

Согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с абзацем 2 пункта 25 Постановления Пленума от 08.10.2012 № 58 к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Таким образом, реклама «Пенсионерам в день под 0,3% под залог золота», содержит нарушение части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», так как содержит условие, влияющее на полную стоимость займа (процентная ставка), но не содержит остальные условия, определяющие полную стоимость займа.

С учетом изложенного, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о том, что данная рекламная информация нарушает часть 7 статьи 5 и часть 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В настоящем случае ООО «Ломбард Кошелекъ», исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, является рекламодателем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1.         Заявление ВВГУ ЦБ РФ (вх. № 2210-ДСП/23 от 01.03.2023);

2.         Фотоматериалами;

3.         Договором аренды помещения от 13.09.2022г.;

4.         Актом приема – передачи к договору аренды помещения от 13.09.2022г.;

5.         Залоговым билетом № мн014785 от 17.05.2023г.;

6.         Ответом Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара (исх. от 04.04.2023г. № 14/3-01/979;

7.         Выпиской из реестра ломбардов;

8.         Определением о возбуждении и назначении к рассмотрению дела № 063/05/28 -389/2023 (от 02.05.2023 № 3189/8);

9.         Служебной запиской от 02.05.2023г.

В ответ на определение о возбуждении дела и назначении дела к рассмотрению (исх. № 3189/8 от 02.05.2023) ООО «Ломбард Кошелекъ» представило письменные пояснения, из которых следует, что при установке баннеров наружной рекламы, размещённых на перилах входной группы по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора, д. 53 (договор аренды помещения от 13.09.2022) директор руководствовался принципами уважения к культурным и религиозным ценностям, не противоречия общепринятым нормам морали, уважения чувств религиозных и национальных групп, добросовестности содержания, правды и достоверности рекламного сообщения, при этом:

- в сообщении «Дорого принимаем любую технику и золото» не принял во внимание, что слово «дорого» может иметь оценочное значение и восприниматься субъективно. В данном случае не преследовал цель вводит клиентов в заблуждение относительно реальной стоимости принимаемых товаров, а хотел подчеркнуть, что ломбард готов предложить конкурентные условия при оценке имущества, предлагаемого ему в качестве залога;

- сообщение «Пенсионерам 0,3% в день под залог золота» не оценивал, как сообщение, содержащее условие, влияющее на стоимость кредита, а хотел обратить внимание льготной категории граждан на возможность получения займа на условиях, отличающихся от обычных условий.

Договоры займа под залог по процентной ставке 0,3% в день действительно заключаются (представлен залоговый билет, по которому заключен договор займа по ставке 0,3% в день).

Утверждением рекламных образцов и размещением рекламы занимался лично директор Общества - …

Рекламные конструкции с аналогичным содержанием были установлены единожды, а их макеты более нигде не применялись. В настоящее время рассматриваемые рекламные образцы полностью демонтированы (фото текущего внешнего вида представлены).

Заявитель на заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал.

  Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания, поскольку в материалы дела представлены фотоматериалы, из которых установлено отсутствие спорной рекламной информации. 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Ломбард Кошелекъ», нарушившим требования части 7 стать 5 части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы: «Дорого принимаем любую технику и велосипеды»; «Пенсионерам в день под 0,3% под залог золота».

  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Ломбард Кошелекъ» - Советкина Константина Сергеевича.

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2023 г.

Решение изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          …         

 

Члены Комиссии                                                                                                          …

                                                                                                                             

                                                                                                                                       …

                                                                                    

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны