Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания в вид... от 26 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  •  

о назначении административного наказания в виде предупреждения

 по делу № 063/04/14.3-928/2021 об административном правонарушении

 

26 ноября 2021 г.                                                                                                                      г. Самара

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) …, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 063/04/14.3-928/2021, возбужденного в отношении частного учреждения высшего образования «Московская академия предпринимательства» (далее – ЧУ ВО МосАП) () по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

в присутствии представителя:

лица, привлекаемого к административной ответственности - ЧУ ВО МосАП (), представитель К. В.С., лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80087166147165 и атрибутом «вручение адресату 16.11.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 91 (Партия 50) от 11.11.2021 г., чеком ККМ от 11.11.2021 г.;

 

в отсутствии представителя:

потерпевшего – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (далее – ФГБОУ ВО СГСПУ) (), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством электронной почты, что подтверждается отчетом из электронной почты от 10.11.2021 г., а также посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80087166147141 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 12.11.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 91 (Партия 50) от 11.11.2021 г., чеком ККМ от 11.11.2021 г.;

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Самарского УФАС России поступило заявление ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» (вх. № 6731 от 26.08.2021г.) о нарушении рекламного законодательства Российской Федерации.

Заявитель указал, что в апреле-августе 2021 года на сайтах нескольких организаций образовательного профиля была размещена информация о том, что они являются Самарским педагогическим университетом и оказывают услуги по приему абитуриентов. Согласно данным сайтов этими организациями являются Московская академия предпринимательства и университет Синергия.

Время и тексты, размещенные на сайтах указанных организаций, имеют идентичное содержание: «Самарский педагогический университет – поступи прямо сейчас».

При этом, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» (далее – ФГБОУ ВО СГСПУ) не предоставлял и не передавал третьим лицам правомочия по организации приема абитуриентов. ФГБОУ ВО СГСПУ является единственным педагогическим университетом Самары, что подтверждается аккредитационными и уставными документами.

Никаких сведений, что организации, именующие себя Самарским педагогическим университетом расположены в Самаре, наделены правом осуществлять подготовку педагогов и вести педагогическую деятельность в соответствии с требованиями, предъявляемыми к университетам, что им предоставлена соответствующая лицензия и они прошли аккредитацию – на сайтах этих организаций нет.

Заявитель приложил скриншоты с рекламой с указанием способа, места и времени распространения. Так, имеется подтверждение о распространении рекламы в сети Интернет на сайте www.mosap.ru в августе 2021 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная Московской академией предпринимательства, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, распространена посредством сети Интернет, направлена на привлечение внимания к Московской академии предпринимательства, поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара.

Так, из материалов заявления следует, что Московской академией предпринимательства используется часть наименования ФГБОУ ВО СГСПУ, а именно «Самарский педагогический университет». В действительности Московская академия предпринимательства и «Самарский педагогический университет» не имеют никакой взаимосвязи.

Согласно пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Ввиду отсутствия взаимосвязи между Московской академией предпринимательства и «Самарским педагогическим университетом», напрямую из заявления следует недостоверность рекламы, размещенной на сайте www.mosap.ru.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Так, в представленных документах имеется информация и подтвержденные сведения об использовании имени Самарского педагогического университета для привлечения внимания к Московской академии предпринимательства. На сайте Московской академии предпринимательства www.mosap.ru находилась следующая информация: «Самарский педагогический университет Поступи прямо сейчас!», «Получи консультацию приемной комиссии, оставив заявку».

Самарским УФАС России был осмотрен сайт www.mosap.ru (ссылка от заявителя ….) с целью получения информации о Московской академии предпринимательства.

Полное наименование университета – частное учреждение высшего образования «Московская академия предпринимательства»).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ на территории Самарской области отсутствуют филиалы, представительства вышеназванного учебного учреждения.

Информация о взаимосвязи частного учреждения высшего образования «Московская академия предпринимательства» и упоминаемого Самарского педагогического университета отсутствует.

Так, потенциальные абитуриенты, выпускники, родители абитуриентов и прочие потребители вводятся в заблуждение, пытаясь найти информацию о поступлении в Самарский педагогический университет.

Между тем, Самарский государственный социально-педагогический университет (СГСПУ) — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, расположенное в Самаре. Занимает 10-13-е место в рейтинге педагогических вузов Российской Федерации. Старейший вуз Самарской области.

Таким образом, частное учреждение высшего образования «Московская академия предпринимательства» нарушило пункт 7 и пункт 20 части 3, часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе распространения рекламы.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении ЧУ ВО МосАП требований ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы.

Субъектом административного правонарушения является рекламодатель ЧУ ВО МосАП. В соответствии со статьей 2.10 КоАП РФ юридическое лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения.

Субъективная сторона: согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Дата совершения административного правонарушения – 04.08.2021 г. (дата фиксации нарушения заявителем).

Место совершения административного правонарушения – г. Москва, ул. Планетная, д.36 (адрес места нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности), место выявления административного правонарушения – г. Самара.

В адрес ЧУ ВО МосАП 30.09.2021 г. было направлено определение о возбуждении дела № 063/04/14.3-928/2021 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, содержащее дату составления протокола об административном правонарушении – 25.10.2021 г. в 15:00 (исх. № 9762/8 от 27.09.2021г.), что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 30.09.2021 г., кассовым чеком от 30.09.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44312361393931 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 09.10.2021».

ЧУ ВО МосАП представило пояснения, что по выявленному факту проведена внутренняя проверка, позволившая установить, что размещение на сайте Московской академии предпринимательства (далее — «Академия») (https://mosap.ru) формы сбора персональных данных (имя и контактный телефон) посетителей сайта для поступления якобы в «Самарский педагогический университет» размещена по личной инициативе (без ведома руководства Академии) директора департамента прямых продаж Кысыкова Адиля с целью привлечения на обучение в Академию жителей Самарской области.

За указанное нарушение … был привлечен к дисциплинарной ответственности (объявлен выговор), а спорная страница была удалена с интернет-сайта Академии.

Вне зависимости от степени достоверности информации, размещенной на сайте https://mosap.ru (администратором домена и владельцем сайта является Академия), она не является рекламой, а потому в действиях Академии или ..А. отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Дополнительно сообщается следующее:

1.         Академия не является субъектом малого или среднего предпринимательства;

2.         Деятельность Академии не несет угрозы причинения кому-либо или чему-либо вреда.

В назначенную дату и время на составление протокола лицо (ЧУ ВО МосАП) не явилось, уведомлялось надлежащим образом.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

ФГБОУ ВО СГСПУ был признан потерпевшим по делу об административном правонарушении № 063/04/14.3-928/2021. В адрес ФГБОУ ВО СГСПУ было направлено определение о возбуждении дела № 063/04/14.3-928/2021 об административном правонарушении (исх. № 9762/8 от 27.09.2021г.), содержащее дату составления протокола об административном правонарушении – 25.10.2021 г. в 15:00, что подтверждается отчетом об отправке документа из электронной почты от 28.09.2021г., а также списком внутренних почтовых отправлений № 2 от 30.09.2021 г., кассовым чеком от 30.09.2021 г., отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44312361393665 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 01.10.2021».

ФГБОУ ВО СГСПУ представил сведения о причинении ущерба в результате противоправных действий ЧУ ВО МосАП (размещение недостоверной информации (рекламы) от имени СГСПУ для привлечения абитуриентов в иные учебные учреждения), а именно в 2021 году произошло значительное снижение количества обучающихся, зачисленных в СГСПУ на очную форму обучения, на образовательные программы высшего образования уровня бакалавриата, на места с оплатой стоимости обучения.

В назначенную дату и время на составление протокола потерпевший и/или его представитель не явился, уведомлялся надлежащим образом. Какие-либо ходатайства от потерпевшего в адрес Самарского УФАС России не поступали.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела (исх. № 10698/8 от 25.10.2021г.) рассмотрение дела было назначено на 09.11.2021 г. посредством видеоконференцсвязи (далее – ВКС).

В назначенную дату и время на рассмотрении дела отсутствовал представитель потерпевшего ФГБОУ ВО СГСПУ. При этом лицо уведомлялось надлежащим образом посредством электронной почты, что подтверждается отчетом из электронной почты от 26.10.2021 г., а также посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80097265354500 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 27.10.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 87 (Партия 24) от 26.10.2021 г., чеком ККМ от 26.10.2021 г.

В назначенную дату и время на рассмотрении дела отсутствовал представитель ЧУ ВО МосАП. Лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80097265354494 и атрибутом «вручение адресату 03.11.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 87 (Партия 24) от 26.10.2021 г., чеком ККМ от 26.10.2021 г.

Ввиду необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела было определено продлить срок рассмотрения дела об административном правонарушении.

Определением о продлении срока рассмотрения дела и назначении времени и места рассмотрения дела № 063/04/14.3-928/2021 об административном правонарушении (исх. № 11048/8 от 09.11.2021г.) рассмотрение дела было назначено на 26.11.2021 г. посредством ВКС.

В назначенную дату и время на рассмотрении дела отсутствовал представитель потерпевшего ФГБОУ ВО СГСПУ. При этом лицо уведомлялось надлежащим образом посредством электронной почты, что подтверждается отчетом из электронной почты от 01.11.2021 г., а также посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с идентификатором 80087166147141 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 12.11.2021», списком внутренних почтовых отправлений № 91 (Партия 50) от 11.11.2021 г., чеком ККМ от 11.11.2021 г. Каких-либо ходатайств от потерпевшего в адрес Самарского УФАС России не поступало.

В назначенную дату и время на рассмотрении дела присутствовал представитель ЧУ ВО МосАП К. В.С. Представитель пояснила, что размещение информации на сайте допустил директор департамента прямых продаж …. При этом не было использовано слово «социальный», которое имеется в полном наименовании ФГБОУ ВО СГСПУ. Кроме того, представитель ЧУ ВО МосАП отметила, что всю информацию с сайта убрали.

Факты совершения правонарушения ЧУ ВО МосАП подтверждаются протоколом по делу № 063/04/14.3-928/2021 об административном правонарушении и пояснениями ЧУ ВО МосАП.

Определяя степень виновности ЧУ ВО МосАП, следует отметить, что ЧУ ВО МосАП не выполнило установленные действующими нормативными правовыми актами обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность ЧУ ВО МосАП, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

ЧУ ВО МосАП правонарушение совершено виновно, поскольку лицо, осуществляя действия по размещению рекламы, должно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе о рекламе, но не предприняло все возможные действия по его соблюдению при размещении рекламы на сайте.

Совершенное ЧУ ВО МосАП правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку требования законодательства о рекламе, а также установление в части 1 статьи 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений, не обладающей специальными познаниями.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

ЧУ ВО МосАП является частным учреждением высшего образования, имеющим государственную аккредитацию от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Следовательно, ЧУ ВО МосАП подпадает под вышеуказанные критерии некоммерческих организаций.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Под созданием угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей следует понимать возникновение таких обстоятельств, которые повлекли бы вредные последствия, если бы не были прерваны обстоятельствами, не зависящими от поведения лица, привлекаемого к административной ответственности. Угроза причинения вреда жизни и здоровью людей предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда жизни и здоровью людей.

Таким образом, в действиях ЧУ ВО МосАП не установлено наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.

На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся некоммерческими организациями, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При рассмотрении дела учтены нормы части 3 статьи 4.1, статей 4.2 и 4.3 КоАП РФ, при этом установлено наличие обстоятельств, смягчающего ответственность:

- совершение административного правонарушения впервые;

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 33 ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 2.2, 2.9, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 24.5, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

иков на федеральных телеканалах), азмещение наружной рекламы в 19 городах Российской Федерации, а также распространение видеоро

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать частное учреждение высшего образования «Московская академия предпринимательства» () виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
  2. Применить к частное учреждение высшего образования «Московская академия предпринимательства» (…) меру ответственности в виде предупреждения за нарушение требований части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

На основании статьи 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1. КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя Управления                                                               М.А. Ш.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны