Решение №№ 18-6565-14/6 Решение № 18-6565-14/6 от 17 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                    

Резолютивная часть решения оглашена «03» октября 2014 г.                                     г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «17» октября 2014 г.

 

комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:…

,  рассмотрев дело № 18-6565-14/6, возбужденное по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также по признакам нарушения ИП В. А.В. и Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступила информация о нарушении Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области и ИП В. А.В. положений Закона о защите конкуренции.

По результатам анализа полученной информации Самарским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области и ИП В. А.В.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 18.07.2014 г. № 167.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела № 18-6565-14/6, установила следующее.

 

1. В соответствии с пунктом 23 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и мест захоронения.

Положениями части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

 

Частью 1 статьи 9 Закона о погребении определено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

  1. оформление документов, необходимых для погребения;
  2. предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  3. перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
  4. погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 29 Закона о погребении, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

 

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 г. № 1001 «О гарантиях прав и граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счёт, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

 

Таким образом, статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации – специализированные службы по вопросам похоронного дела.

 

Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), что составляет более 90% общего объёма услуг по погребению, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Исходя из вышесказанного, при указанных обстоятельствах, данные услуги относятся к конкурентным видам деятельности.

 

2. Администрация сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области и ИП В. заключили Соглашение на оказание услуг от 30.12.2013 г. (далее – Соглашение). 

 

В соответствии с пунктом 1 указанного Соглашения ИП В.А.В. обязуется оказывать услуги по организации и обслуживанию похорон для сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области.

Согласно пункту 3 Соглашения оплата за услуги по организации и обслуживанию похорон для сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области производится на основании счетов и прейскурантов, выставленных ИП В. А.В.

Таким образом, на основании анализа указанного Соглашения, исходя из его предмета и существенных условий, Комиссия приходит к выводу о том, что в рамках рассматриваемого Соглашения ИП В. А.В. является специализированной службой по вопросам похоронного дела для сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области в понимании Закона о погребении и письма ФАС России от 30.09.2009 г. № АК/34001. При этом указанное соглашение носит возмездный характер.

 

Как установлено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между органами местного самоуправления или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Ввиду того, что рынок ритуальных услуг является конкурентным, заключение Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области договора с ИП В. А.В. в области оказания ритуальных услуг (предоставления права на погребение) по наделению последнего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела без проведения процедуры торгов, предоставляет данному хозяйствующему субъекту преимущества по сравнению с другими участниками рынка данных услуг, приводит к ограничению конкуренции.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия являются нарушением Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку стороны не использовали конкурентный способ определения исполнителя по оспариваемому Соглашению, что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг в сельском поселении Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области; а также нарушением Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области и ИП В. А.В. части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, так как при заключении Соглашения субъекты ограничили доступ на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.

Аналогичные выводы содержатся в решении Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2014 г. по делу № А55-9309/2014.

 

Вместе с тем, Администрация сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области представила соглашение от 23.07.2014 г. о расторжении соглашения на оказание услуг по организации и обслуживанию похорон.

 

При указанных обстоятельствах, представленные документы свидетельствуют о добровольном устранении Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; а также о добровольном устранении Администрацией сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области и ИП В. А.В. нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает оснований для выдачи предписаний Администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский Самарской области и ИП В. А.В.

 

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации сельского поселения Семеновка Нефтегорского района Самарской области  нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Признать в действиях Администрации сельского поселения Семеновка Нефтегорского района Самарской области  нарушение части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

3. Признать в действиях ИП В. А.В. нарушение части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

4. Прекратить дело в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны