Решение №3956-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе АО «СОГАЗ» в лице Самарского филиала от 20 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в лице Самарского филиала (далее – Самарский филиал АО «СОГАЗ», Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Самарское речное пассажирское предприятие» (далее – ООО «СРПП», Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 32110136645, https://zakupki.gov.ru) (далее – Запрос предложений),

в присутствии: представителя от Самарского филиала АО «СОГАЗ» – <...> (доверенность); представителя от ООО «СРПП» – <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.04.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба Самарского филиала АО «СОГАЗ» на действия ООО «СРПП» при проведении Запроса предложений.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, при проведении Запроса предложений Заказчиком в нарушение норм действующего законодательства неправомерно допущена к участию заявка АО «Группа страховых компаний «Югория» (Новокуйбышевский филиал) (далее – АО «ГСК «Югория») и признана победителем процедуры, состав заявки победителя не соответствует требованиям, установленным документацией.

ООО «СРПП» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 13.04.2021г. № 3683/7.

Изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 21.02.2019г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

30.03.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса предложений. Актуальная документация по Запросу предложений (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 30.03.2021г.

07.04.2021г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом запросе предложений от 05.04.2021г., согласно которому к сроку окончания подачи заявок на участие в процедуре было представлено 4 (четыре) запечатанных конверта с заявками и документами, прилагаемыми к заявкам.

07.04.2021г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол № 2 рассмотрения заявок на участие в открытом запросе предложений и подведения итогов закупки от 05.02.2021г., согласно которому рассмотрены поданные заявки на участие в открытом запросе предложений на соответствие установленным требованиям, принято решение: допустить к участию в Запросе предложений и признать участниками – АО «Группа страховых компаний «Югория» (Новокуйбышевский филиал), АО «Страховое общество газовой промышленности» (АО «СОГАЗ», Самарский филиал), СПАО «Ингосстрах» (СПАО «Ингосстрах», филиал в Самарской области); отклонить от участия в Запросе предложений участника – АО «АльфаСтрахование». Принято решение выбрать победителя и заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика с участником – АО «Группа страховых компаний «Югория» (Новокуйбышевский филиал).

На момент рассмотрения жалобы договор с победителем закупки не заключен.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Целью регулирования Положения о закупке Заказчика является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей предприятия, при соблюдении принципов закупки товаров, работ, услуг, установленных Законом о закупках и настоящим Положением.

Как следует из части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках гласит, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Из пункта 2 Документации о закупке следует, что Заказчик проводит открытый запрос предложений участников закупки по отбору организации с целью заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, на условиях, изложенных в извещении о закупке, настоящей документации и Положении о закупках.

Таким образом, исходя из пункта 2 Документации о закупке нормы, изложенные в Документации о закупке, а также в Положении о закупке, при проведении Заказчиком Запроса предложений обязательны для исполнения.

 

Из жалобы Заявителя следует, что в составе заявки АО «ГСК «Югория», поданной на участие в Запросе предложений, отсутствуют обязательные для представления в соответствии с Положением о закупке документы.

Согласно подпунктам 2, 3, 5 пункта 22.1.7 Положения о закупке участник открытого запроса предложений должен подготовить предложение, включающее:

2) пояснительную записку, содержащую информацию о функциональных, качественных и количественных характеристиках товаров, объеме и характеристиках работ, услуг, сроках исполнения договора, сроках гарантии, стоимости и прочих существенных условиях договора, предусмотренных в закупочной документации;

3) проект договора, заполненный в соответствии с требованиями и условиями, установленными закупочной документацией;

5) сведения и документы, подтверждающие соответствие соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) требованиям, установленным в закупочной документации, если таковые требования были установлены или справку о том, что соисполнители (субподрядчики, субпоставщики), участником привлекаться не будут.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 22.1.1 Положения о закупке в перечень документов, прилагаемых участником к предложению, включаются: копии баланса вместе с отчетом о прибылях и убытках за последний завершенный финансовый год и последний отчетный период, предшествующий подаче предложения, или копии налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с отметкой налогового органа о приеме, за аналогичный период, в случае, если участник применяет упрощенную систему налогообложения, заверенные печатью и подписью уполномоченного лица участника.

Самарский филиал АО «СОГАЗ» указывает, что вышеуказанные документы, обязательные для представления участниками в составе заявки в соответствии с подпунктами 2, 3, 5 пункта 22.1.7, подпунктом 7 пункта 22.1.1 Положения о закупке, в составе заявки АО «ГСК «Югория» – отсутствуют.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что вопреки доводам Самарского филиала АО «СОГАЗ» в составе заявки АО «ГСК «Югория», в соответствии с подпунктом 3 пункта 22.1.7, подпунктом 7 пункта 22.1.1 Положения о закупке, присутствуют следующие документы: проект договора, заполненный в соответствии с требованиями и условиями, установленными закупочной документацией; копии баланса вместе с отчетом о прибылях и убытках за последний завершенный финансовый год и последний отчетный период, предшествующий подаче предложения.

При этом, в Документации о закупке не были установлены требования к соисполнителям (субподрядчикам, субпоставщикам), вследствие чего документы, указанные в подпункте 5 пункта 22.1.7 Положения о закупке, победителем в составе заявки представлены не были.

Доводы Самарского филиала АО «СОГАЗ» об отсутствии в составе заявки АО «ГСК «Югория» документов, предусмотренных подпунктами 3, 5 пункта 22.1.7, подпунктом 7 пункта 22.1.1 Положения о закупке, признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

Вместе с тем, материалами жалобы подтверждается, что пояснительная записка, содержащая информацию о функциональных, качественных и количественных характеристиках товаров, объеме и характеристиках работ, услуг, сроках исполнения договора, сроках гарантии, стоимости и прочих существенных условиях договора, предусмотренных в закупочной документации, победителем АО «ГСК «Югория» в составе заявки не представлена, как того требует подпункт 2 пункта 22.1.7 Положения о закупке.

Заказчик указывает, что информация о функциональных, качественных и количественных характеристиках товаров, объеме и характеристиках работ, услуг, сроках исполнения договора, сроках гарантии, стоимости и прочих существенных условиях договора, предусмотренных в Документации о закупке, найдена комиссией ООО «СРПП» на отдельных страницах заявки победителя АО «ГСК «Югория».

Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что совпадение отдельных сведений (характеристик), содержащихся в иных документах, не освобождает участников Запроса предложений от представления в составе заявки пояснительной записки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 22.1.7 Положения о закупке.

Довод Самарского филиала АО «СОГАЗ» об отсутствии в составе заявки АО «ГСК «Югория» документа, предусмотренного подпунктом 2 пункта 22.1.7 Положения о закупке, признается Комиссией Самарского УФАС России обоснованным.

 

Заявитель жалобы указывает, что в отношении отдельных документов, входящих в состав заявки АО «ГСК «Югория», поданной на участие в Запросе предложений, не соблюден порядок надлежащего заверения копий документов.

Данный довод Комиссия Самарского УФАС России считает необоснованным на основании нижеследующего.

Разделом 3 Документации о закупке установлено техническое задание (далее – ТЗ) для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров ООО «СРПП». В ТЗ также определены требования к участникам Запроса предложений.

Согласно подпунктам а), в) пункта 3.1 ТЗ (требования к участникам Запроса предложений) участник запроса предложений должен включить в состав предложения следующие документы, подтверждающие его соответствие установленным требованиям:

а) надлежаще заверенную копию свидетельства о регистрации страховой организации;

в) надлежаще заверенную копию лицензии федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью и приложения к ней, в соответствии с заявленным участником запроса предложений.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что вопреки доводам Самарского филиала АО «СОГАЗ» в составе заявки АО «ГСК «Югория», в соответствии с подпунктами а), в) пункта 3.1 ТЗ (требования к участникам Запроса предложений), присутствуют надлежаще заверенная копия свидетельства о регистрации страховой организации; надлежаще заверенная копия лицензии федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью и приложения к ней, в соответствии с заявленным участником запроса предложений.

При этом, Документацией о закупке иных требований к порядку заверения предоставляемых участниками документов не установлено.

Вышеуказанные копии документов заверены директором Новокуйбышевского филиала АО «ГСК «Югория» <...> с отметкой «Копия верна», содержат печать организации, указание должности, подписи и расшифровки подписи.

Довод Самарского филиала АО «СОГАЗ» в части отсутствия в составе заявки АО «ГСК «Югория» надлежаще заверенных копий документов, предусмотренных подпунктами а), в) пункта 3.1 ТЗ (требования к участникам Запроса предложений), признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованным.

 

Из доводов жалобы следует, что заявка АО «ГСК «Югория» неправомерно допущена до участия в Запросе предложений и участник признан победителем, поскольку у участника АО «ГСК «Югория» за последние 3 года имеются судебные споры относительно просрочки исполнения обязательств, иных фактов ненадлежащего исполнения обязательств и/или споров относительно исполнения обязательств по договорам страхования, что не соответствует требованиям Документации о закупке.

Согласно подпункту б) пункта 1 ТЗ (требования к участникам Запроса предложений) одним из требований к участникам является требование об отсутствии у участника запроса предложений в течение последних 3 (трех) лет фактов просрочки исполнения обязательств, иных фактов ненадлежащего исполнения обязательств и/или споров относительно исполнения обязательств по договорам страхования.

В подтверждение соответствия участника вышеуказанному требованию участник запроса предложений должен включить в состав предложения в том числе следующие документы, подтверждающие его соответствие вышеуказанному требованию: письменное заявление об отсутствии на момент подачи предложения участником запроса предложений в течение последних 3 (трех) лет фактов просрочки исполнения обязательств, иных фактов ненадлежащего исполнения обязательств и/или споров относительно исполнения обязательств по договорам страхования (подпункт б) пункта 3.1 ТЗ (требования к участникам Запроса предложений)).

Установлено и подтверждается материалами жалобы, что заявка АО «ГСК «Югория» не содержит письменное заявление об отсутствии на момент подачи предложения участником запроса предложений в течение последних 3 (трех) лет фактов просрочки исполнения обязательств, иных фактов ненадлежащего исполнения обязательств и/или споров относительно исполнения обязательств по договорам страхования.

Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что у победителя Запроса предложений АО «ГСК «Югория» на момент подачи предложения в течение последних 3 (трех) лет имеются факты просрочки исполнения обязательств, иные факты ненадлежащего исполнения обязательств и/или споры относительно исполнения обязательств по договорам страхования, что противоречит требованию, установленному подпунктом б) пункта 1 ТЗ (требования к участникам Запроса предложений).

Довод Самарского филиала АО «СОГАЗ» в части наличия у победителя Запроса предложений АО «ГСК «Югория» на момент подачи предложения в течение последних 3 (трех) лет фактов просрочки исполнения обязательств, иных фактов ненадлежащего исполнения обязательств и/или споров относительно исполнения обязательств по договорам страхования, признается Комиссией Самарского УФАС России обоснованным.

 

Комиссия по закупкам ООО «СРПП» рассматривает заявки в части соответствия их в том числе требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, и оценивает такие заявки (подпункт 1 пункта 20.4 Положения о закупке).

Согласно пункту 6.2 Документации о закупке заявка на участие в закупке должна соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством, Положением о закупке и настоящей документацией к форме и содержанию заявки, а также к форме, составу и содержанию документов, входящих в состав заявки.

На основании вышеуказанных обстоятельств, заявка АО «ГСК «Югория» составлена с отклонением от требований и условий Документации о закупке, поскольку не содержит отдельных обязательных для представления документов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 6.7 Документации о закупке неполное предоставление документов, предоставление неверной или недостоверной информации, предоставление документов не по форме, приведенной в настоящей документации, является отклонением от требований и условий настоящей документации и ведет к не допуску участника размещения заказа к участию в закупке.

Подпунктом 2 пункта 20.4 Положения о закупке установлено, что комиссия отклоняет заявку на участие в запросе предложений по основаниям, предусмотренным пунктом 9.7 настоящего Положения. Отклонение заявок по иным основаниям не допускается.

Из подпунктов 1, 2 пункта 9.7 Положения о закупке следует, что при осуществлении закупки Заказчик отказывает в допуске к участию в процедурах закупок в том числе в следующих случаях:

1) непредставления обязательных документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным документацией о закупке.

В материалах жалобы имеются документы, подтверждающие несоответствие участника процедуры закупки АО «ГСК «Югория» требованиям, установленным Документацией о закупке. Также в составе заявки АО «ГСК «Югория» не представлены обязательные для представления документы, установленные Положением о закупке, Документацией о закупке.

Таким образом, комиссией по закупкам ООО «СРПП» при рассмотрении заявок неправомерно принято решение в части допуска к участию в Запросе предложений и признании участником Запроса предложений участника АО «ГСК «Югория».

На основании изложенного, в обжалуемой части в действиях ООО «СРПП» установлено нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпунктом 2 пункта 20.4, подпунктами 1, 2 пункта 9.7 Положения о закупке, при организации и проведении Запроса предложений.

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Запроса предложений, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Самарского филиала АО «СОГАЗ», обоснованной в части.
  2. Признать в действиях ООО «СРПП» нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение № 32110136645, https://zakupki.gov.ru).
  3. Выдать ООО «СРПП» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Запроса предложений нарушений.

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"
ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "САМАРСКОЕ РЕЧНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
ИНН 6317079427, ОГРН 1096317003980