Решение б/н Решение от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-34/2023

 

16 февраля 2023 года                                                                                                          г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:    

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –   ….,

                                               ...,                                                                                                       

рассмотрев дело № 063/05/5-34/2023, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя … (далее – ИП … по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП …), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80089180630807, с пометкой «неудачная попытка вручения 19.01.2023», списком внутренних почтовых отправлений № 266 от 18.01.2023, чеком от 18.01.2023, а также посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;

заявителя Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара (ул. Садовая, 243, г. Самара), представители по доверенности: …. (доверенность № 10/00-02/146 от 01.02.2023), … (доверенность № 10/00-02/147 от 01.02.2023), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80089180630777, с пометкой «вручение адресату почтальоном 20.01.2023», списком внутренних почтовых отправлений № 266 от 18.01.2023, чеком от 18.01.2023, а также посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;

заинтересованного лица – Самарский РФ АО «Россельхозбанк» (ул. Ново-Садовая, д. 207, г. Самара), представитель по доверенности … (доверенность № 58 от 27.07.2021), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80089180630791, с пометкой «вручение адресату почтальоном 20.01.2023», списком внутренних почтовых отправлений № 266 от 23.01.2023, чеком от 18.01.2023, а также посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;

в отсутствии представителей:

заинтересованного лица – Управление Роскомнадзора по Самарской области (ул. Молодогвардейская, д. 198, г. Самара), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80089180630784, с пометкой «вручение адресату почтальоном 19.01.2023», списком внутренних почтовых отправлений № 266 от 23.01.2023, чеком от 18.01.2023, а также посредством электронной почты, что подтверждается материалами дела;

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило заявление Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара (далее – Администрация) (вх. № 16584/22 от 15.11.2022) о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившихся в размещении баннера с рекламой с содержанием «кооперативная рюмочная ДЯДЯ БЛЁ-Ё-ЕЕВА-А-А-А-А-А-А…» по адресу: ул. Ленинская, д. 224, г. Самара.

Из заявления следует, что в адрес Администрации поступило обращение АО «Россельхозбанк» по вопросу размещения рекламной конструкции на фасаде дома № 224 по ул. Ленинской, г. Самара.

Также в своем заявлении Администрация указала что по указанному адресу в подвальном помещении расположена рюмочная «Дядя Лева». Над входом в помещение расположена вывеска «Дядя Веня. Друзья уже ждут. Американская крыса. Просто Игорь» шириной 1,5 м, высотой 0,6 м.

Слева от входа в рюмочную размещается конструкция с текстом «Здесь въ кооперативной рюмочной «ЗдѢсь въ кооперативной рюмочной «Дядя Блева» въ 2021 — 2056 ггь. Столовался госсекретарь Государственного совета Самогонщиковъ Максимъ Чуркинъ. Его сиятельство многократно бухалъ и отмечалъ превосходныя качества подаваемыхъ водокъ и самогоновъ» с габаритными размерами: ширина 0,5м, высотой 72 см. Также на фасаде расположена конструкция следующего содержания: «кооперативная рюмочная ДЯДЯ БЛЁ-Ё-ЕЕВА-А-А-А-А-А-А режим работы синего настроения: пн-что 17.00 — 01.00 пт-сб 17.00 — 03.00 вс. 17.00 01.00. Вход с ручными тигрятами и сызранскими императрицами конкретно-строго запрещен» с габаритными размерами: ширина 1,07 м, высота З м.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ « О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, информация, расположенная слева от входа с содержанием в виде баннера «кооперативная рюмочная ДЯДЯ БЛЁ-Ё-ЕЕВА-А-А-А-А-А-А…» является рекламой, поскольку направлена на неопределенный круг лиц, также объект в виде индивидуализации лица «Дядя блева».

Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ФЗ «О рекламе».

На основании части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

На рассматриваемой рекламе изображена абстракция человеческой фигуры, предположительно осуществляющую человеческую физическую потребность в виде мочеиспускания, одновременно употребляющую, предположительно алкогольную продукцию.

Данное изображение (образ) является непристойным и может ассоциироваться с образом пьяного человека.

Кроме того, в адрес Самарского УФАС России поступило заявление Администрации, перенаправленное Управлением Роскомнадзора по Самарской области (вх. № 16675-ЭП/22 от 09.12.2022, вх. № 16836/22) (исх. № 23655-07/63 08.12.2022), с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе выразившееся в распространении рекламы на странице «Дядя блева» в социальной сети «ВКонтакте» с содержанием «Сегодня определенно нужно нажраться, а лучше наебениться. Начать можно с пЫва. Список кранов в Блёве.» и под данной и надписью фотография с перечнем алкогольных напитков «kriek MAX 400/0.5 вишневая косточка ваниль миндаль 3.5% … сидор 230/0.5 яблочный 5.5%... 1664blanc-170/05 пшеничное с цитрусом 4.8%... velka morava-220/0.5…» (размещенная 24.10.2022), также «к нам подъехала мордовочка-садо-мазо-водочка. Относительно новая премиум bioВодчина…» с прикрепленными двумя фотографиями на одной изображен мужчина предположительно с водкой «Чистые Росы» (исходя из описания), а на второй девушка в латексном костюме и в латексной маске (размещенная 19.11.2022) и «Дешевле только в Чикаго, тот который в Чапаевске…» с фотографией на которой изображен перечень алкоголя «La Fayette, Хортица…» (размещенная 12.11.2022).

Данная информация подпадает под понятие рекламы поскольку имеет объект рекламирования в виде товара определённых алкогольных напитков: водка «Чистые Росы», kriek MAX, 1664blanc, velka Morava, La Fayette, Хортица и направлена на неопределенный круг лиц.

На основании части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

На указанной рекламе отсутствует предупреждающая надпись.

Таким образом, реклама по адресу: ул. Ленинская, д. 224, г. Самара с содержанием «кооперативная рюмочная ДЯДЯ БЛЁ-Ё-ЕЕВА-А-А-А-А-А-А…» содержит признаки нарушения части 6 статьи 5, а реклама на странице «Дядя Блёва» в социальной сети «ВКонтакте» от 24.10.2022 и от 19.11.2022 содержит признаки нарушения части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

На основании части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 и частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации представленной Администрацией, деятельность по адресу: ул. Ленинская, д. 224, г. Самара под наименованием «Дядя Лева», «Дядя блева» осуществляет ИП …

Исходя из указанного, в действиях ИП содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно: части 6 статьи 5 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссией было возбуждено дело №  063/05/5-874/2022 (определение о возбуждении и назначении к рассмотрению дела  (исх.№ 242/8 от 16.-1.2023).

На заседании Комиссии ИП … были представлены: договор Купли - продажи от 12.11.2021, согласно которому, помещение по адресу: ул. Ленинская, д. 224, г. Самара (где осуществляется деятельность рюмочной под наименованием «Дядя Лева», «Дядя блева») принадлежит ИП …., а также фотоматериал, подтверждающий что рассматриваемая реклама по адресу: ул. Ленинская, д. 224, г. Самара с содержанием «кооперативная рюмочная ДЯДЯ БЛЁ-Ё-ЕЕВА-А-А-А-А-А-А…» и информация по адресу: ул. Ленинская, д. 224, г. Самара с содержанием «ЗдѢсь въ кооперативной рюмочной «Дядя Блева» въ 2021 — 2056 ггь. Столовался госсекретарь Государственного совета Самогонщиковъ Максимъ Чуркинъ» в данный момент отсутствует.

Также, ИП … пояснил, что не считает, что рассматриваемая реклама нарушает законодательства РФ о рекламе, а группу в социальной сети «ВКонтакте» на странице группы «Рюмочная Дядя Блева» (https://vk.com/rymka_bleva) размещает не он, а фанаты рюмочной «Дядя Блева».

Заявитель и присутствующее заинтересованное лицо поддержали доводы заявления.

Заслушав объяснения присутствующих на заседании Комиссии лиц, проанализировав материалы дела, Комиссия Самарского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как ранее было установлено, информация «кооперативная рюмочная ДЯДЯ БЛЁ-Ё-ЕЕВА-А-А-А-А-А-А…» является рекламой по адресу: ул. Ленинская, д. 224, г. Самара, подпадает под понятие рекламы, следовательно должна соответствовать требованиям ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Указанная реклама является непристойной в силу следующего.

Как ранее было установлено, на рассматриваемой рекламе изображена абстракция человеческой фигуры, предположительно осуществляющую человеческую физическую потребность в виде мочеиспускания, одновременно употребляющую, предположительно алкогольную продукцию.

Непристойный образ (внешний вид, облик) - это образ, способный вызвать у потребителя рекламы ощущение его (образа) неуместности и недопустимости, то есть несоответствия данной обстановке, ситуации.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

В ходе рассмотрения дела с помощью сервиса «2ГИС» было установлено, что на расстоянии в 250м от рюмочной «Дядя Блева» располагается МБУ дополнительного образования г.о. Самара «Спортивная школа олимпийского резерва № 5», в 450м находится МБОУ "Школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов им. М.В. Ломоносова" г.о. Самара и в 100м находится Администрация.

Школа - учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения.

Администрация осуществляет деятельность в сфере образования, культуры, спорта и т.д.

Таким образом, рассматриваемая реклама является непристойной и нарушает положение части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

При этом, в указанной рекламе отсутствует нарушение требований части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», поскольку из указанной рекламы не удается установить какого рода напиток изображен, в связи с тем, что отсутствует обозначение или индивидуализация какого-либо алкогольного продукта.

Также, в ходе рассмотрения указанного дела было установлено, что информация «Здесь въ кооперативной рюмочной «Дядя Блева» въ 2021 — 2056 ггь. Столовался госсекретарь Государственного совета Самогонщиковъ Максимъ Чуркинъ Его сиятельство многократно бухалъ и отмечалъ превосходныя качества подаваемыхъ водокъ и самогоновъ» является рекламой, поскольку имеет объект рекламирования в виде индивидуализации лица «Дядя Блева» и направлена на неопределенный круг лиц.

Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке.

В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык.

Слова «бухалъ, отмечалъ, превосходныя, подаваемыхъ водокъ, самогоновъ» указанные в данной рекламе отсутствуют в Русском языке.

При этом, перевода в указанной рекламе не указано.

Таким образом, данная реклама не соответствует части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Вместе с тем, данная норма является отсылочной к общим положениям законодательства Российской Федерации, за нарушение данной нормы в статье 38 ФЗ «О рекламе» не определен субъект ответственности, соответственно статья 38 ФЗ «О рекламе» не устанавливает ответственностьза нарушение требований части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламах: «Дядя Блева» въ 2021 — 2056 ггь. Столовался госсекретарь Государственного совета Самогонщиковъ Максимъ Чуркинъ Его сиятельство многократно бухалъ и отмечалъ превосходныя качества подаваемыхъ водокъ и самогоновъ», «кооперативная рюмочная ДЯДЯ БЛЁ-Ё-ЕЕВА-А-А-А-А-А-А…» указывается словосочетание «Кооперативная рюмочная».

Согласно разъяснению КРМФО (IFRIC) 2 «Доли участников в кооперативных организациях и аналогичные инструменты» кооперативы и другие аналогичные организации формируются группами лиц для достижения общих экономических и социальных целей. В национальном законодательстве разных стран кооператив обычно определяется как сообщество, основанное на членстве и предусматривающее объединение усилий его членов для осуществления коммерческой деятельности с целью достижения экономического роста (принцип взаимопомощи).

При этом, деятельность по адресу: ул. Ленинская, д. 224, г. Самара осуществляет в единственном лице ИП …

Таким образом, потребитель вводится в заблуждение, поскольку деятельность ИП … не является кооперативной, что нарушает положения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Также, в ходе рассмотрения дела Комиссия приходит к выводу о том, что информация в группе «Рюмочная Дядя Блева» в социальной сети «ВКнотакте» (https://vk.com/rymka_bleva) не является рекламой в силу следующего.

 Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. (данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.07.2022 № Ф02-3323/2022 по делу № А19-18599/2021, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2021 № Ф07-10795/2021 по делу № А56-918/2021, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.04.2021 № Ф09-1218/21 по делу № А50-14310/2020.).

В связи с указанным признаки нарушения части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» отсутствуют.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5, частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ИП … является рекламодателем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1. Договором купли продажи от 12.11.2021.;

2. Письмом Администрации № 10/3-03/4693 (вх. № 16584/22 от 07.12.2022);

3.  Пояснениями ИП … (вх. № 15914/22 от 24.11.2022);

4. Определение о возбуждении и назначении к рассмотрению дела (исх. № 242/8 от 16.-1.2023);

5. Служебной запиской от 16.01.2023.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения ИП … ФЗ «О рекламе», в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ИП … предписания.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу по адресу: ул. Ленинская, д. 224, г. Самара с содержанием «кооперативная рюмочная ДЯДЯ БЛЁ-Ё-ЕЕВА-А-А-А-А-А-А…», поскольку она содержит нарушения частей 6, 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», рекламу по адресу: ул. Ленинская, д. 224, г. Самара с содержанием «ЗдѢсь въ кооперативной рюмочной «Дядя Блева» въ 2021 — 2056 ггь. Столовался госсекретарь Государственного совета Самогонщиковъ Максимъ Чуркинъ Его сиятельство многократно бухалъ и отмечалъ превосходныя качества подаваемыхъ водокъ и самогоновъ», поскольку она содержит нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ИП … не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2023г.

Решение изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                         …

 

Члены Комиссии                                                                                                         …

 

                                                                                                                                       …

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны