Решение №11580-1/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Терра Пром Групп» от 11 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Терра Пром Групп» (далее – Заявитель) на действия государственного автономного учреждения Самарской области «Самара Арена» (далее – Заказчик, ГАУ СО «Самара Арена») при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по уборке и содержанию объекта – прилегающей территории, расположенной по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, 16 км Московского шоссе, улица Дальняя (извещение № 32009389273, https://zakupki.gov.ru; процедура 32009389273, https://www.roseltorg.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей: от ГАУ СО «Самара Арена» – <...> (доверенность); от ООО «Терра Пром Групп» – <...> (протокол),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.08.2020г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Терра Пром Групп» на действия ГАУ СО «Самара Арена» при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам, содержащимся в жалобе ООО «Терра Пром Групп», Заказчиком не даны ответы на запросы разъяснений положений аукционной документации; аукционная документация, утвержденная ГАУ СО «Самара Арена», содержит в своем описании несоответствия.

ГАУ СО «Самара Арена» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 02.09.2020г. № 11246/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

08.08.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 20.08.2020г. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки АО «Единая электронная торговая площадка» (АО «ЕЭТП» или «Росэлторг»). Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 20.08.2020г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 29.05.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункт 2 пункта 1.4 Положения о закупке).

Согласно пункту 4 извещения о проведении Аукциона, пункту 3 информационной карты Аукциона предметом договора является оказание услуг по уборке и содержанию объекта – прилегающей территории, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 16 км Московского шоссе, ул. Дальняя. Объем оказываемых услуг – в соответствии с требованиями Технического задания (приложение № 4 к Документации о закупке). Общие, технические и иные требования определены в Техническом задании, Проекте договора (приложение № 4 к Документации о закупке) и Документации о закупке.

Из Проекта договора и Технического задания (приложение № 4 к Документации о закупке) (далее – ТЗ) следует, что Заказчиком предусмотрен технологический комплекс оказания услуг по обеспечению надлежащего эксплуатационного состояния инфраструктуры объекта.

Требования к материалам, используемым при оказании услуг, (далее – Требования) установлены в Приложении № 3 Документации о закупке, в Приложении 1 к ТЗ.

 

В пункте 1 Требований установлены характеристики к пешеходным ограждениям, в том числе следующие требования:

1

Пешеходные ограждения

Трубы должны быть стальные электросварные или стальные электросварные холоднодеформированные или стальные бесшовные холоднодеформированные*

ГОСТ 8639-82

Временное сопротивление разрыву Н/мм2 не менее 314**

Относительное удлинение, % не менее 10**

Трубы должны быть стальные электросварные или стальные электросварные холоднодеформированные или стальные бесшовные холоднодеформированные*

ГОСТ 8639-82

Временное сопротивление разрыву Н/мм2 не менее 314**

Относительное удлинение, % не менее 10**

Степень перетира, мкм, не более 25**

ГОСТ 6465-76

Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру, %, не менее 50**

Укрывистость высушенной пленки, г/м2, не более 90**

Стойкость покрытия к статическому воздействию 0,5%-ного раствора моющего средства, мин, не менее 15**

Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1**

Трубы должны быть стальные электросварные или стальные электросварные холоднодеформированные или стальные бесшовные холоднодеформированные*

ГОСТ 8639-82

Временное сопротивление разрыву Н/мм2 не менее 333**

Относительное удлинение, % не менее 10**

Вместе с тем Заказчиком установлено требование о соответствии материалов ГОСТ 8639-82 и ГОСТ 6465-76.

Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в случае, если в таблице «ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ» используется символ «**», участник закупки должен предоставить сведения о диапазоне значений показателей, указав их в скобках, при этом нижний и верхний диапазон значений должны быть разделены символом «-».

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в соответствии с указанными ГОСТ 8639-82 и ГОСТ 6465-76 характеристики временного сопротивления разрыву, относительного удлинения, степени перетира, блеска покрытия по фотоэлектрическому блескомеру, укрывистости высушенной пленки, стойкости покрытия к статическому воздействию 0,5%-ного раствора моющего средства, эластичности пленки при изгибе указываются в виде конкретного значения. Однако, участники, заполняя заявку в соответствии с требованиями Инструкции по заполнению первой части заявки, должны указать значения характеристик, не соответствующие требованиям ГОСТ 8639-82 и ГОСТ 6465-76, что может привести к отклонению заявки по причине несоответствия заявки требованиям Документации о закупке.

Заявитель в жалобе также указывает, что характеристики временного сопротивления разрыву, относительного удлинения, блеска покрытия по фотоэлектрическому блескомеру, укрывистости высушенной пленки, эластичности пленки при изгибе не описываются производителями в документации на продукцию.

Заказчик при рассмотрении жалобы указанное обстоятельство не опроверг.

Вместе с тем, указанное требование обуславливается предметом закупки, который включает в себя наряду с услугами по уборке и содержанию объекта, технической эксплуатацией, эксплуатацией и обслуживанием системы электроснабжения, так и общестроительные работы и содержание с поставкой необходимых товаров. При этом Заказчиком в Документации о закупке установлены требования не только к товарам, но и к материалам, из которых будет изготовлен товар.

Описание требований к материалам пешеходных ограждений содержит в том числе следующую характеристику:

1

Пешеходные ограждения

Трубы должны быть стальные электросварные или стальные электросварные холоднодеформированные или стальные бесшовные холоднодеформированные*

ГОСТ 8639-82

Точность изготовления высокая или нормасфальтобетонныеальная*

Вместе с тем, по указанному обстоятельству Заказчиком даны разъяснения, согласно которым ГАУ СО «Самара Арена» указывает, что в описании характеристики допущена опечатка в части указания точности изготовления «нормасфальтобетонныеальная».

 

В пункте 3 Требований установлены характеристики к дорожным знакам 5.19.1, 5.20 на флуоресцентном щитке, в том числе следующие требования:

3

Дорожный знак 5.19.1, 5.20 на флуоресцентном щитке

Коэффициент световозвращения кд лк-1 м-2 при угле наблюдения а=1,50 для белого элемента изображения знака при угле освещения 100 не менее 14**

ГОСТ Р 52290-2004

Конструкция знака обеспечивает отсутствие деформаций в результате воздействия рабочей температуры в диапазоне не уже чем от минус 45 0С до плюс 40 0С **

Заказчиком установлены требования о соответствии ГОСТ Р 52290-2004.

Вышеуказанные требования Заказчика нормируются Таблицей Ж.1 ГОСТ Р 52290-2004:

Цвет фона щита

Угол наблюдения 

 

0,33°

1,5°

 

Угол освещения   (при  0°)

 

10°

20°

30°

40°

10°

20°

30°

40°

10°

20°

30°

40°

 

Коэффициент световозвращения, кд·лк ·м

Флуоресцентный желто-зеленый

270

180

120

80

50

96

80

55

36

20

17

16

14

9

1,5

Таким образом, согласно Таблице Ж.1 ГОСТ Р 52290-2004, при угле наблюдения а=1,50 отсутствует значение угла освещения 100, что делает невозможным указание о соответствии вышеуказанных характеристик требованиям ГОСТ Р 52290-2004.

Вместе с тем, по указанным обстоятельствам Заказчиком даны разъяснения, согласно которым ГАУ СО «Самара Арена» указывает, что в описании характеристик допущены опечатки в обозначении единиц измерения.

Несмотря на предоставленные Заказчиком разъяснения, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что Документация о закупке составлена с нарушением норм, установленных Законом о закупке, Положением о закупке.

 

В пункте 5 Требований установлены характеристики к дорожным знакам, в том числе следующие требования:

5

Дорожные знаки

Коэффициент яркости красных элементов изображений не менее 5%**

ГОСТ Р 52290-2004

Коэффициент яркости серых элементов изображений не менее 16%**

Конструкция знака обеспечивает отсутствие деформаций в результате воздействия рабочей температуры в диапазоне не уже чем от минус 45 0С до плюс 40 0С **

Коэффициент яркости черных элементов изображений не более 3%**

Требуются знаки следующих номеров: 3.1***

Коэффициент яркости желтых элементов изображений не менее 25%**

Коэффициент яркости синих элементов изображений не менее 1%**

Коэффициент яркости белых элементов изображений не менее 27%**

Конструкция знака обеспечивает отсутствие деформаций в результате воздействия предельной рабочей температуры в диапазоне не уже чем от минус 50 0С до плюс 45 0С **

Конструкция знака обеспечивает отсутствие деформаций в результате воздействия ветровой нагрузки не менее 4 кН/м2 **

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что дорожных знаков со следующими характеристиками: конструкция знака обеспечивает отсутствие деформаций в результате воздействия рабочей температуры в диапазоне не уже чем от минус 45 0С до плюс 40 0С **; конструкция знака обеспечивает отсутствие деформаций в результате воздействия предельной рабочей температуры в диапазоне не уже чем от минус 50 0С до плюс 45 0С ** – в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004 не существует.

Вместе с тем, согласно Таблице А.3 ГОСТ Р 52290-2004 «Запрещающие знаки», у знака с номером 3.1 отсутствуют следующие цветовые элементы: синий, желтый, серый.

Комиссией Самарского УФАС России также установлено аналогичное обстоятельство в отношении следующих позиций товаров:

  • позиция 7 дорожные знаки – в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004, у знаков отсутствуют следующие цветовые элементы: красный, зеленый;
  • позиция 14 дорожные знаки – в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004, у знаков отсутствуют следующие цветовые элементы: красный, зеленый;
  • позиция 15 дорожные знаки – в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004, у знаков отсутствуют следующие цветовые элементы: красный, серый, зеленый.

При этом, Заказчиком дано разъяснение положений документации о конкурентной закупке, согласно которым ГАУ СО «Самара Арена» указывает, что участнику закупки не требуется указывать значения характеристик, не относящихся к поставляемому товару в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, что противоречит требованиям Инструкции по заполнению первой части заявки.

Согласно пункту 5.2.6 ГОСТ Р 52290-2004, конструкция знака должна обеспечивать отсутствие деформаций в результате воздействия расчетной ветровой нагрузки 0,4 кН/м2. Требование о необходимости обеспечения отсутствия деформаций в результате воздействия расчетной ветровой нагрузки 4 кН/м2, как указано в Требованиях, для конструкций знаков ГОСТ Р 52290-2004 не содержит.

 

В пункте 8 Требований установлены характеристики к кабелю силовому с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией в поливинилхлоридной оболочке с защитным покровом ВБШв, в том числе следующие требования:

8

Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией в поливинилхлоридной оболочке с защитным покровом ВБШв

Допустимые токи короткого замыкания продолжительностью 2 с не более 2,73 кА*;

ГОСТ 31996-2012

Метод расчета показателя допустимых токов односекундного короткого замыкания кабелей при продолжительности короткого замыкания, отличающейся от 1 с, приведены в пункте 10.10 ГОСТ 31996-2012. Из указанного пункта следует, что данная характеристика является расчетной и для ее определения необходимо воспользоваться порядком расчета, описанным пунктом 10.10 ГОСТ 31996-2012. Для расчета необходимо знать значения продолжительности короткого замыкания, сечения жил, вида изоляции кабеля и материала жил.

При этом, как следует из жалобы Заявителя, производители кабелей не описывают характеристики значений, необходимых для расчета показателя допустимых токов односекундного короткого замыкания кабелей при продолжительности короткого замыкания, отличающейся от 1 с, в документах к товарам, что делает невозможным конкретизацию данной характеристики, без проведения претендентами лабораторных испытаний.

 

В пункте 12 Требований установлены характеристики к светильнику уличному для натриевых газоразрядных ламп, в том числе следующие требования:

12

Светильник уличный для натриевых газоразрядных ламп

Коэффициент мощности: не менее 0,85*

Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в случае, если в таблице «ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ» используется символ «*» участник закупки должен предоставить сведения о конкретных значениях показателей без использования слов «должен быть», «должно», «должна быть», «должен», «должна», «должно быть», «должны», «не допускается», «должна иметь», «должен иметь», «должно иметь».

Из материалов жалобы следует, что производители светильников по данной характеристике могут указывать данные в виде диапазона (например: не менее 0,85), что делает невозможным указание претендентами характеристики в соответствии с требованиями Инструкции по заполнению первой части заявки.

По указанному обстоятельству Заказчиком даны разъяснения, согласно которым ГАУ СО «Самара Арена» указывает, что допустимо указывать значение по данной характеристике в виде одностороннего диапазона, в соответствии с данными производителя, но вопреки требованиям Инструкции по заполнению первой части заявки.

 

2. В силу части пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпункта 1 пункта 3.8.1 Положения о закупке в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Приложение № 3 Документации о закупке, Приложение 1 к ТЗ (таблица Требования к материалам, используемым при оказании услуг) составлены с нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Используемые Заказчиком в Документации о закупке требования к материалам, используемым при оказании услуг, содержат в своем описании несоответствия и неточности, а также противоречия установленным стандартам, что вводит участников закупки в заблуждение.

В соответствии с письмом ФАС от 01.07.2016г. № ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

 

3. Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, пункту 4.2.1.5 Положения о закупке любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС 13.08.2020г. в 23:42, в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений Документации о закупке следующего содержания: «… Согласно наименованию закупки – Оказание услуг по уборке и содержанию объекта – прилегающей территории, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 16 км Московского шоссе, ул. Дальняя в техническом задании по-видимому допущена ошибка, так в приложенном файле находится информация о поставке дорожных знаков, кабелей, проводов, наружных светильников. Просьба внести изменения в аукционную документацию или пояснить, входит ли так же поставка в данную процедуру закупки? …».

Указанный запрос направлен Заявителем в адрес Заказчика в установленный Законом о закупках, Положением о закупке срок.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пунктом 4.2.1.5 Положения о закупке в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

В ЕИС в ответ на обозначенный запрос Заявителя Заказчиком размещен документ следующего содержания: «В техническом задании указаны требования к материалам, используемым при оказании услуг. В аукционную документацию будут внесены уточнения в части переименования таблицы и исключения требований к дорожным знакам.».

При этом, разъяснение вопросов, изложенных Заявителем в запросе о даче разъяснений положений документации о конкурентной закупке, Заказчиком не осуществлено.

Направленный ООО «Терра Пром Групп» запрос не содержал вопроса о требованиях к материалам, используемым при оказании услуг.

Таким образом, разъяснение Заказчиком положений документации о конкурентной закупке на поставленный Заявителем вопрос, размещенное в ЕИС 13.08.2020г. в 23:42, осуществлено с нарушением требований, установленных частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пунктом 4.2.1.5 Положения о закупке. При этом, указанные в ответе на запрос изменения в Документацию о закупке Заказчиком внесены не были.

Как следует из материалов жалобы, Заказчику при проведении Аукциона направлен запрос о даче разъяснений положений Документации о закупке следующего содержания: «… Вопрос 12. В какой части заявки участники прикладывают заполненное приложение с требованиями к товарам? Просим ответить на данный вопрос не ссылаясь на положения и требования документации, поскольку документация составлена запутанно …».

При этом, в ответ на обозначенный запрос Заказчиком размещен ответ следующего содержания: «ОТВЕТ ???????????????????????????».

Таким образом, в нарушение норм, установленных частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пунктом 4.2.1.5 Положения о закупке, Заказчиком не осуществлено разъяснение положений документации о конкурентной закупке на поставленный претендентом запрос.

Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что разъяснение положений документации о конкурентной закупке на вышеуказанный запрос претендента не размещено в ЕИС, как того требуют нормы части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 4.2.1.5 Положения о закупке.

 

Таким образом, ГАУ СО «Самара Арена» нарушены требования, установленные частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 3 статьи 3.2, пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпунктом 2 пункта 1.4, подпунктом 1 пункта 3.8.1, пунктом 4.2.1.5 Положения о закупке, при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по уборке и содержанию объекта – прилегающей территории, расположенной по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, 16 км Московского шоссе, улица Дальняя (извещение № 32009389273, https://zakupki.gov.ru; процедура 32009389273, https://www.roseltorg.ru).

Доводы, указанные в жалобе ООО «Терра Пром Групп», признаются Комиссией Самарского УФАС России обоснованными.

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Аукциона, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Терра Пром Групп» обоснованной.
  2. Признать в действиях ГАУ СО «Самара Арена» нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 3 статьи 3.2, пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Аукциона нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны