Решение №10464/10 Решение по делу № 03-5609-16/10 от 16 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


                                                                                                                                                                   г. Самара
Резолютивная часть решения оглашена «02» ноября 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено «16» ноября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя Управления <…>, главного специалиста-эксперта <…>, главного специалиста-эксперта <…>,
рассмотрев дело № 03-5609-16/10, возбужденное по признакам нарушения Мэрией городского округа Тольятти части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии на заседании Комиссии представителей Мэрии г.о. Тольятти - <…> (доверенность от 15.09.2016 № 7169/1), ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» - <…> (доверенность от 09.04.2012 № 40-р)
установила:
В Самарское У ФАС России из УЭБ и ПК ГУ МВД России по Самарской области поступили материалы, содержащие сведения о наличии в действиях Мэрии г.о. Тольятти признаков нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения материалов, представленных УЭБ и ПК ГУ МВД России по Самарской области, а также материалов, представленных ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» и Мэрией г.о. Тольятти по запросу антимонопольного органа, в действиях Мэрии г.о. Тольятти установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании пункта 1 части 1 статьи 23 и пункта 2 части 2 статьи 39 Закона «О защите конкуренции» приказом руководителя Самарского УФАС России от 08.02.2016 № 13 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в отношении Мэрии г.о. Тольятти возбуждено дело № 03-5609-16/10 по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела к рассмотрению к участию в рассмотрении дела № 03-5609-16/10 (исх. № 1400/10 от 20.02.2016) привлечены качестве ответчика - Мэрия г.о. Тольятти (445011, Самарская обл., г. Тольятти, пл. Свободы, 4); в качестве заинтересованного лица - ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» (445007, Самарская обл., г. Тольятти, Бульвар 50 лет октября, 50).
В ходе рассмотрения дела № 03-5609-16/10 Комиссией установлено следующее.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьей 35 Устава г.о. Тольятти Самарской области (далее - Устав) Мэрия городского округа (администрация городского округа) является исполнительно¬распорядительным органом городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.
Мэрия обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом.
Мэрия от имени городского округа приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности и выступает в суде в рамках компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, Самарской области, настоящим Уставом.
К полномочиям мэрии, в соответствии со статьей 37 Устава относится: исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями мэрии; контроль за использованием территорий и инфраструктуры городского округа; управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой;
Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона «О защите конкуренции») предусмотрено, что заключение договоров аренды, в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев поименованных в частях 1, 3.1, 3.2, 9 настоящей статьи.
Пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» допускается возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 48), Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1, 6, 9, 12 ст. 13) относятся к сетям инженерно- технического обеспечения.
Таким образом, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах N 83, применимо и к электрическим сетям.
02.11.2015 г. между Мэрией г.о. Тольятти и ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» заключен договор аренды муниципального имущества № 348/аи. В соответствии с данным договором ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» передано в аренду муниципальное имущество - уличное освещение.
Письмом от 20.01.2016 № 307/1 Мэрия г.о. Тольятти пояснила, что договор аренды муниципального имущества № 348/аи от 02.11.2015 г. заключен Мэрией г.о. Тольятти с ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» без проведения торгов, на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».
В обоснование правомерности заключения договора аренды № 348/аи от 02.11.2015, без проведения публичных процедур, письмом от 16.03.2016 исх. № 1809/1 Мэрия г.о. Тольятти пояснила, что уличное освещение Центрального района г.о. Тольятти имеет 245 точек присоединения пунктов питания и панелей управления наружным освещением с трансформаторными подстанциями ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти». Указанная связь прослеживается по акту от 29.12.2009 г. разграничения имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок магистрального и внутриквартального освещения Центрального района, принадлежащих департаменту городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти и МУП «ПО КХ г.о. Тольятти» (в настоящий момент ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти»).
Уличное освещение Комсомольского района г.о. Тольятти имеет 115 точек присоединения пунктов питания и панелей управления наружным освещением с трансформаторными подстанциями ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти». Указанная связь прослеживается по акту от 29.12.2009 г. разграничения имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок магистрального и внутриквартального освещения Комсомольского района принадлежащих департаменту городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти и ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти».
Кроме того, лицами, участвующими в деле представлены акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между Департаментом городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти и ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти», из которых следует, что объекты принадлежащие ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» и муниципальные объекты, переданные по договору аренды имеют точки присоединения.
Материалы дела содержат письмо Департамента городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти (исх. № 40843-вн/4/0 от 07.09.2015), из которого следует, что линии наружного освещения и силовые линии электропередач 6 и 0,4 кВ имеют взаимные точки присоединения, как поставщик и потребитель. При этом, как указано в данном письме, линии электропередач и электрооборудования уличного освещения Автозаводского, Центрального, Комсомольского районов г.о. Тольятти являются неотъемлемой частью централизованного уличного освещения, единой системой энергоснабжения и управления наружным освещением технологически не связанной с силовыми воздушными линиями электроснабжения 6 кВ и 0,4 кВ.
Таким образом, представленные в настоящее дело документы указывают на то, что объекты, находящиеся в пользовании/владении ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» по договору аренды и сети наружного освещения имеют взаимные точки присоединения.
Вместе с тем, применение положений пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» допустимо в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Кроме того, исходя из буквального толкования пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, передаваемое в аренду имущество должно быть частью комплекса технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электроснабжения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам.
При этом, документальные доказательства, подтверждающие наличие возможности использовать объекты уличного освещения, для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электроснабжения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам, в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Самарского УФАС России, руководствуясь статьями 41 и 48.1 Закона «О защите конкуренции» приняла заключение об обстоятельствах дела.
ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» представило письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.
Из пояснений ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» следует, что согласно пункту 1.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минтопэнерго от 08.07.2002 № 204, под электроэнергетической системой понимается электрическая часть энергосистемы и питающиеся от нее приемники электрической энергии, объединенные общностью процесса производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии. Таким образом, подстанция - это электроустановка, являющаяся частью энергосистемы питающая иные компоненты энергосистемы, а электрическая сеть - устройство (в том числе токопроводы, воздушные и кабельные линий электропередачи), передающие и распределяющие электрическую энергию, что в совокупности и образует сеть инженерно-технического обеспечения электрической энергией.
Согласно п. 6.3,2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минтопэнерго РФ от 06.10.1999 осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для такого освещения опорах, а также на опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600В, стенах и перекрытиях, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо or отметки их расположения, могут быть подвешены па тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.
Пунктом 6.3.15 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго РФ от 06.10.1999 установлено, что питание установок наружного освещения может выполнятся непосредственно от трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и вводно-распределительных устройств.
Как следует из письменных пояснений ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» сети наружного освещения запитаны от трансформаторных подстанций ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» и не имеют иных точек присоединения. При этом в случае прекращения подачи электрической энергии с подстанции ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» прекратится не только питание сетей, но и электроснабжение сетей наружного освещения, посредством которого осуществляется питание светильников уличного освещения, что свидетельствует о том, что сети наружного освещения входят в единую цепь энергоснабжения, где сеть наружного освещения функционально зависима от присоединения к общей электроэнергетической системе, в связи с этим использовать сеть наружного освещения вис взаимосвязи с оборудованием ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти», не возможно.
Проанализировав документы, представленные в материалы дела № 03-5609-16/10, возражения на заключение, Комиссия Самарского У ФАС России установила, что электрические сети наружного освещения имеют общие точки присоединения и являются продолжением сетей, входящих в систему электроснабжения ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти». Электрические сети наружного освещения запитаны от источников питания электроэнергией, находящихся в собственности (владении) у ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти».
Таким образом, сети наружного освещения входят в единую цепь энергоснабжения, где сеть наружного освещения функционально зависима от присоединения к электрической системе общества и техническая возможность использования сети наружного освещения вне взаимосвязи от сетей ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» отсутствует (аналогичные выводы содержатся в определении ВАС РФ от 12.11.2012 № ВАС-14347/12 по делу № А67-6020/2011).
Из изложенного следует, что передаваемое по договору аренды № 348/аи от 02.11.2015г. муниципальное имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» на праве собственности (владении) и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
При таких обстоятельствах, Комиссия Самарского У ФАС России приходит к выводу о возможности заключения Мэрией г.о. Тольятти с ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» договора аренды муниципального имущества № 348/аи от 02.11.2015 г. без проведения торгов на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, в действиях Мэрии г.о. Тольятти, выразившихся в заключении с ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» договора аренды муниципального имущества № 348/аи от 02.11.2015 г. признаки нарушения антимонопольного законодательства не усматриваются.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия.

РЕШИЛА:


Прекратить рассмотрение дела № 03-5609-16/10 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Мэрией г.о. Тольятти.

Председатель комиссии:                     <…>
Члены комиссии:                                  <…>
                                                               <…>


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны