Решение б/н 063/01/17.1-503/2022 от 19 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

⟨…⟩

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                       г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» сентября 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено «19» сентября 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России⟨…⟩

,   главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и⟨…⟩

, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли⟨…⟩

,

рассмотрев дело № 063/01/17.1-503/2022 по признакам нарушения Государственным казенным учреждением Самарской области «Управление капитального строительства» (⟨…⟩

),  (далее – ГКУ «УКС») пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

в присутствии на заседании Комиссии представителя: ГКУ «УКС» ⟨…⟩

 (доверенность № 106 от 04.04.2022 г.) с использованием системы видеоконференцсвязи; Министерство имущественных отношений Самарской области извещено надлежащим образом, ходатайств не заявляло

 

УСТАНОВИЛА:

В Самарское УФАС России поступили материалы прокуратуры Самарской области, из которых следует, что 06.04.2022 ГКУ «УКС» с одной стороны, АО «ВТС Метро» и АО «Волгатрансстрой-9» с другой стороны, был заключен договор хранения № 4 (далее - Договор), фактически являющийся договором аренды, без проведения торгов.

Приказом Самарского УФАС России от 01.07.2022 № 292 возбуждено дело по признакам нарушения Учреждением пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 063/01/17.1-503/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.07.2022 № 5922/10  к участию в названном деле в качестве заявителя привлечена Прокуратура Самарской области, в качестве ответчика - ГКУ «УКС», в качестве заинтересованного лица - Министерство имущественных отношений Самарской области.

 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 063/01/17.1-503/2022 Комиссией Самарского УФАС России было установлено следующее.

 

Постановлением Правительства Самарской области от 21.05.2013 № 215 «О реорганизации государственного автономного учреждения Самарской области «Региональный телекоммуникационный центр» (далее - Постановление Правительства Самарской области от 21.05.2013 № 215) было выделено государственное казенное учреждение Самарской области «Управление капитального строительства» (далее – ГКУ «УКС»).

Функции и полномочия учредителя по управлению имуществом, закрепленным за ГКУ «УКС», осуществляются Министерством имущественных отношений Самарской области (пункт 1.2 Устава).

В соответствии с пунктом 3.1 Устава ГКУ «УКС» владеет и пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2014 г. №3031 ГКУ «УКС» в оперативное управление передано государственное имущество, в том числе строения административно-бытового комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0614001:18 по адресу: г. Самара, Октябрьский район, в границах проспекта Масленикова, Автобусного проезда, улицы Луначарского.

В соответствии со статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением случаев, установленных в частях 1, 3.1, 3.2, и 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции». При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

 

06.04.2022 ГКУ «УКС» с одной стороны, АО «ВТС Метро» и АО «Волгатрансстрой-9» с другой стороны, был заключен договор хранения № 4 (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора АО «ВТС Метро» обязуется принять от ГКУ «УКС» во владение, пользование и распоряжение (без права отчуждения) и безвозмездно хранить временный объект расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:01:10614001:18, а именно: часть сооружения (1, 2, 3, 5 этажи здания) и огороженную забором территорию строительной площадки.

Пунктом 1.2 Договора № 4 от 06.04.2022 предусмотрено, что АО «Волгатрансстрой-9» обязуется принять от ГКУ «УКС» во владение, пользование и распоряжение (без права отчуждения) и безвозмездно хранить временный объект расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:01:10614001:18, а именно: помещения, общей площадью 451,07 кв. м. (4 этаж здания) и базовую площадку ПК 53. О передаче вышеуказанного государственного имущества свидетельствует акт приема-передачи от 06.04.2022 г. (приложение №1 к вышеуказанному договору).

Из представленных в Самарское УФАС России материалов следует, что поименованный выше временный объект используется для базовой станции объектов, предназначенных для обслуживания работников, которые занимаются строительством метрополитена на территории г. Самара.

В силу пункта 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Исходя из положений пункта 1.2 Договора предоставление вышеуказанного помещения фактически является предоставлением в безвозмездное пользование части недвижимого имущества, поскольку предусматривает возможность владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления.

Указанный Договор заключен без проведения торгов.

Как указывает ответчик, заключение договора подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Согласно указанной норме, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора

Согласно разъяснениям ФАС России от 17.03.2010 N АЦ/7021 в конкурсной документации, документации об аукционе должны указываться данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче для исполнения государственного контракта.

Вместе с тем, конкурсная документация (изв. № 0142200001318012223 от 12.09.2018 г.) не предусматривала передачу государственного имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:10614001:18 по адресу: г. Самара, Октябрьский район, в границах проспекта Масленикова, Автобусного проезда, улицы Луначарского, равно как и сам государственный контракт №575 от 12.10.2018 г.

При таких обстоятельствах, документы, подтверждающие заключение вышеуказанного договора хранения, предусматривающего переход прав владения и пользования государственным имуществом в соответствии с исключениями, предусмотренными частью 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», отсутствуют.

 

ГКУ «УКС» в своих возражениях на заключение об обстоятельствах дела от 31.08.2022 №3715 отмечает, что в силу положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре  органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Одновременно, ГКУ «УКС» указывает на то, что в силу действующего законодательства о временных зданиях и сооружениях в совокупности с законодательством о государственной регистрации недвижимости, отсутствуют достаточные основания для учёта вышеуказанных объектов как объектов недвижимого имущества, подлежащих государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности.

При этом, ответчик отмечает, что сам по себе факт нахождения имущества на балансе учреждения не является подтверждением регистрации за ГКУ «УКС» права оперативного управления в отношении такого имущества.

В силу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Имеющиеся документы и материалы настоящего дела не содержат документов, подтверждающих отнесение временного объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:10614001:18, к недвижимому имуществу, равно как и документов, позволяющих однозначно отнести указанные временные постройки к категории движимого имущества.

Вместе с тем,  материалами дела подтверждается, что объекты переданные по Договору № 4 от 06.04.2022 являются государственным имуществом и в силу положений, закрепленных в части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», переход прав владения и (или) пользования в отношении этого имущества, может быть осуществлен только по результатам проведения торгов за исключением случаев, установленных в частях 1, 3.1, 3.2, и 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

При этом действия по заключению Договора № 4 от 06.04.2022 в отсутствие конкурентных процедур осуществлены непосредственно ГКУ «УКС».

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ГКУ «УКС» следует квалифицировать по части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

При проведении анализа Самарское УФАС России руководствовалось Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок № 220).

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования;

б) предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка № 220, установлено следующее.

Исходя из материалов настоящего дела, совокупности имеющихся доказательств, особенностей товарного рынка, временной интервал исследования определен датой заключения Договора и датой расторжения Договора – с 06.04.2022 г. по 21.06.2022 г. соответственно.

Предметом договора является передача в безвозмездное пользование государственного имущества (нежилых помещений).

Передача государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении государственного имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Круг лиц (хозяйствующих субъектов), потенциально желающих получить право аренды на государственное имущество является неопределенным, и может быть выявлен лишь при публичном объявлении конкурса в установленном законом порядке.

 

Предоставление ГКУ «УКС» вышеуказанного государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении государственного имущества в аренду и препятствуют доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц.

 При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Учреждения нарушают положения части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

 

           В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

Между ГКУ «УКС», АО «ВТС-9» и АО «ВТС Метро» заключено соглашение от  21.06.2022 г. о расторжении договора хранения от 06.04.2022 г. № 4 и акт приема-передачи имущества от 21.06.2022 г. к нему. При указанных обстоятельствах, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Государственного казенного учреждения Самарской области «Управление капитального строительства» () нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора № 4 от 06.04.2022 г. без проведения торгов.
  2. Предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не выдавать.

 

Председатель Комиссии:                                                                                      ⟨…⟩

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                               

                                                                                                                                          

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны