Решение №6311/8 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №063/05/16-142/2020 от 12 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №063/05/16-142/2020    

«12» мая 2020 года                                                                                                                               г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:    
Председатель Комиссии –   <…>
            Члены Комиссии –   <…>,
                                               <…>,
                                                          
рассмотрев дело №063/05/16-142/2020, возбужденное в отношении ООО «ИНФОРМ-БЮРО»  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, статьи 16 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»),  

в присутствии представителя:
заявителя – Управление Роскомнадзора по Самарской области (443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 198) – лицо не явилось на заседание, лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312343232760 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 09.04.2020г.»; списком внутренних почтовых отправлений от 08.04.2020 г., чеком ККМ от 08.04.2020 г. 
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Информ-Бюро» (443045, Самарская обл., г. Самара, ул. Гагарина, 86А, 2 этаж, комната 8, ИНН 6318190040, ОГРН 1106318007905, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 01.12.2010, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А)  – лицо не явилось на заседание, лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312343232753 атрибутом «вручение адресату почтальоном 09.04.2020г.»; списком внутренних почтовых отправлений от 08.04.2020 г., чеком ККМ от 08.04.2020 г., а также по электронной почте. Лицо заявляло ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (вх. № 28938-з от 03.04.2020 г.) в связи с установлением нерабочих дней с 30.03.2020 до 30.04.20202 г. на основании Указов Президента РФ от 25.03.2020 г. №206 и от 02.04.2020 г. № 239. 

заинтересованного лица–  ———
эксперта –  ———
переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы планового систематического наблюдения (исх. № 2073-05/63 от 07.02.2020. / вх. №942 от 11.02.2020г..), проведенного Управлением Роскомнадзора по Самарской области в отношении печатного средства массовой информации журнала «Я и мой малыш» (реестровая запись 05.11.2013 серия ПИ № ТУ 63-00637), в ходе которого были выявлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
Так, было установлено размещение на 4 странице журнала «Я и мой малыш» (выпуск №1 2019 от 30.06.2019 г.) рекламного блока «Детская и семейная фотография. Фотограф Ирина Бубнова. Москва/Самара. WhatsApp, Viber 8-927-705-05-14. Значок социальной сети «Instagram» dary_ylibki. Предъявителю скидка 20%» без размещения пометки «Реклама». 
В соответствии со свидетельством о регистрации примерная тематика и специализация – информационная, медицинская. СМИ не специализируется на сообщения и материалах рекламного характера. 
Учредителем СМИ является ООО «Информ-Бюро» (443045, Самарская обл., г. Самара, ул. Гагарина, 86А, 2 этаж, комната 8, ИНН 6318190040, ОГРН 1106318007905, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 01.12.2010, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования является услуга фотографа.
В соответствии со статьей 16 ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Таким образом, действия ООО «Информ-Бюро» содержат признаки нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение   статьи 16 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Самарское УФАС России определило возбудить производство по делу №063/05/16-142/2020    по признакам нарушения рекламного законодательства, назначить рассмотрение дела на 12 марта 2020 года.  
12.03.2020 г. на рассмотрение дела явился директор ООО «Информ-Бюро» Спектор Елена Валентиновна (паспорт <...> директор).
Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела от 12.03.2020 г. срок рассмотрения дела был продлен на 2 месяца, рассмотрение дела было назначено на 06.04.2020 г. 
В материалы дела № 063/05/16-142/2020 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе поступили письменные пояснения, запрашиваемые у ООО «Информ-Бюро».
В назначенную дату и время 06.04.2020 г. лицо на рассмотрение дела не явилось, лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором 44312343045520 и атрибутом «вручение адресату почтальоном 18.03.2020 г», списком внутренних почтовых отправлений №2 от 17.03.2020, чеком ККМ от 17.03.2020, а также посредством электронной почты, что подтверждается распечаткой об отправке электронного сообщения. Лицо заявляло ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (вх. № 28938-з от 03.04.2020 г.) в связи с установлением нерабочих дней с 30.03.2020 до 30.04.20202 г. на основании Указов Президента РФ от 25.03.2020 г. №206 и от 02.04.2020 г. № 239. 
Определением об отложении рассмотрения дела от 06.04.2020 г. срок рассмотрения дела был продлен на 2 месяца, рассмотрение дела было назначено на 28.04.2020 г. 
 В назначенную дату и время 28.04.2020 г. представитель ООО «Информ-Бюро не явился на заседание, лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором № 44312343232753 атрибутом «вручение адресату почтальоном 09.04.2020г.»; списком внутренних почтовых отправлений от 08.04.2020 г., чеком ККМ от 08.04.2020 г., а также по электронной почте. Лицо заявляло ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (вх. № 28938-з от 03.04.2020 г.) в связи с установлением нерабочих дней с 30.03.2020 до 30.04.20202 г. на основании Указов Президента РФ от 25.03.2020 г. №206 и от 02.04.2020 г. № 239.
28.04.2020 г. Комиссией в отсутствие представителя ООО «Информ-Бюро»  была принята резолютивная часть решения. 
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования является услуга фотографа, распространенная СМИ «Мой малыш». 
В статье 16 ФЗ «О рекламе» указано, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". 
Согласно письменным объяснениям ООО «Информ-Бюро» (вх. № 1675-з от 03.03.2020 г.) в готовом напечатанном издании «Мой малыш» (выпуск № 1 2019 от 30.06.2019 г.), на четвертой полосе издания «надпись «реклама» имеется, но нечетко. Весь рекламный блок в печати выглядит значительно темнее, чем в файле. Печать издания офсетная». 
В рамках заседания 12.03.2020 г. представителем ООО «Информ-Бюро» в материалы дела был предоставлен выпуск журнала «Я и мой малыш» (формат А5), а также версия 4 страницы с рассматриваемой рекламной информации формата (А4). Представитель ООО «Информ-Бюро» дополнительно подтвердила, что в рассматриваемой рекламной информации имеется пометка «реклама», однако она является трудноразличимой на черно-белом фоне. Самарское УФАС России запросило у ООО «Информ-Бюро» информацию о размере надписи «реклама» в журнале «Я и мой малыш» (выпуск № 1 2019 от 30.06.2019 г.).
Согласно письменным объяснениям ООО «Информ-Бюро» (вх. № 2531-з от 26.03.2020 г.), пометка «реклама» на всех рекламных полосах, где это слово не указано в заголовке страницы или в тексте рекламы, выполнена шрифтом Arial Regular 4 пт (реклама).
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).  При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
По аналогии с указанной выше нормой, ввиду того, что размер пометки «реклама» выполнен белым шрифтом на черно-белом фоне, кеглем 4 пт., информация с данной пометкой считается отсутствующей, так как является трудноразличимой с позиции обычного потребителя и требует увеличения.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение  статьи 16 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
Таким образом, Самарское УФАС России приходит к выводу, что размещение ООО «Информ-Бюро» рекламы «Детская и семейная фотография. Фотограф Ирина Бубнова. Москва/Самара. WhatsApp, Viber 8-927-705-05-14. Значок социальной сети «Instagram» dary_ylibki. Предъявителю скидка 20%» без пометки «реклама» является нарушением статьи 16 ФЗ «О рекламе».
ООО «Информ-Бюро» является распространителем указанной рекламы, что подтверждается материалами дела, в том числе: 
1.    Письменными объяснениями ООО «Информ-Бюро» (вх. № 1675-з от 03.03.2020 г.), (вх.№ 2531-з от 26.03.2020 г.);
2.    Копией докладной записки «О результатах проведения систематического наблюдения от 06.02.2020 №146-дн;
3.    Сопроводительным письмом Управления Роскомнадзора по Самарской области (вх.№ 942 от 11.02.2020 г.);
4.    Выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Информ-Бюро»;
5.    Копией свидетельства о регистрации СМИ «Я и мой малыш»;
6.    Уставом редакции журнала «Я и мой малыш» от 06.11.2013 г.;
7.    Заявлением о регистрации СМИ «Я и мой малыш»;
8.    Копией докладной записки о результатах систематического наблюдения от 19.12.2019 №3079-дн;
9.    Копиями страниц выпуска журнала «Я и мой малыш» № 1 2019 от 30.06.2019;
10.    Выпуском журнала «Я и мой малыш» № 1 2019 от 30.06.2019;
11.    Определением о возбуждении дела № 063/05/16-142/2020 от 27.02.2020 г.;
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение  статьи 16 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
   Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
  Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы,  имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
 Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Информ-Бюро» (выпуски издания «Я и мой малыш» после 30.06.2019 г. не выходили), в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.  
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 


РЕШИЛА:

1.    Признать в действиях ООО «Информ-Бюро» (443045, Самарская обл., г. Самара, ул. Гагарина, 86А, 2 этаж, комната 8, ИНН 6318190040, ОГРН 1106318007905, дата внесения в ЕГРЮЛ записи - 01.12.2010, наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А) нарушение требований рекламного законодательства, установленных статьей 16 ФЗ «О рекламе».
2.    Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Информ-Бюро» не выдавать.
3.    Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2020 г.
Решение изготовлено в полном объеме «12» мая 2020 г.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                                   <…>

Члены Комиссии                                                                                                <…>

                                                                                                                             <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны