Решение №3157/8 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №063/05/16-160/2021 от 30 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №063/05/16-160/2021 

30 марта 2021 года                                                                                                                                г.о. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:    
Председатель Комиссии –   <…>; 
            Члены Комиссии –   <…>,                                              
                                                <…>,
                                                          
рассмотрев дело №063/05/16-160/2021, возбужденное в отношении МАУ Редакция газеты» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 7 статьи 5, части 7 статьи 7, статьи 16, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»),  

в отсутствии представителей:
заявителя – Управления Роскомнадзора по Самарской области (ул. Молодогвардейская, д. 198, г. Самара, 443001), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором 44312352230320 и атрибутом «вручение адресату 25.02.2021г»; списком внутренних почтовых отправлений № 1 от 24.02.2021 г., чеком ККМ от 24.02.2021 г.;
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – МАУ «Редакция газеты» (446472, Самарская область, Похвистневский район, с. Старый Аманак, ул. Центральная, д. 37 А, ИНН 6372024997, ОГРН 1186313048316, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 13.02.2006г., наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А) – <…> (доверенность от 16.03.2021 № б/н), лицо уведомлялось надлежащим образом посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отправке отправления с идентификатором 44312352517483 и атрибутом «вручение адресату 25.02.2021г»; списком внутренних почтовых отправлений №1 от 24.02.2021 г., чеком ККМ от 24.02.2021 г.;

заинтересованного лица – ———
эксперта –  ———
переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы планового систематического наблюдения (исх. № 2069-05/63 от 05.02.2021г./вх. № 1038 от 11.02.2021 г.), проведенного Управлением Роскомнадзора по Самарской области в отношении печатного средства массовой информации газеты «Вестник Похвистневского района» (регистрационный номер ПИ № ТУ 63-00940 от 30.07.2018г.), в ходе которого были выявлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).
Так, было установлено на страницах 8, 9, 16 газеты «Вестник Похвистневского района» (далее – газета) выпуска № 48 от 12.12.2020г., на страницах 8, 9, 15, 16 выпуска № 49 от 12.12.2020 на материалах рекламного характера отсутствует пометка «Реклама» или пометка «На правах рекламы».
На страницах 8, 9, 16 данной газеты в выпуске № 50 от 19.12.2020 на материалах рекламного характера было выявлено отсутствие пометки «Реклама» или пометки «На правах рекламы».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке. 
Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования являются продажа ортопедических товаров (стр. 8 выпуска № 48 от 12.12.2020г, стр. 9 выпуска № 49 от 12.12.2020г), продажа корпусной мебели (стр. 8 выпусков № 48 и № 50), банных печей, подписка на СМИ, продажа кондитерских изделий (стр. 9 выпуска № 50), сельскохозяйственной техники и оборудования ( стр. 9 выпусков № 48, № 49, № 50), услуги по установке газовых счетчиков (стр. 8 выпуска № 48 от 12.12.2020г, стр. 16 выпуска № 49 от 12.12.2020г, стр. 15 выпуска № 50 от 19.12.2020г), ремонт бытовой техники, мягкой мебели (стр. 9 выпуска № 48, стр. 15 выпуска № 49, стр. 16 выпуска № 50), реставрации ванн, дистанционного обучения (стр. 16 выпуска № 48 от 12.12.2020г), финансовые услуги (стр. 16 выпусков № 48 от 12.12.2020г, № 49 от 12.12.2020г, № 50 от 19.12.2020г), услуги такси (стр. 16 выпуска № 48).
В соответствии со статьей 16 ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке, и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Таким образом, действия МАУ «Редакция газеты» содержат признаки нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе».
Самарское УФАС России, рассмотрев материалы планового систематического наблюдения Управления Роскомнадзора по Самарской области в отношении печатного средства массовой информации газеты «Вестник Похвистневского района», установила следующее. 
На странице 8 газеты выпуска № 48 от 12.12.2020г, странице 9 выпуска № 49 от 12.12.2020г, № 50 от 19.12.2020г. на рекламных образцах, содержащих услуги по продаже ортопедических товаров отсутствует запись, содержащая предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
На страницах 16 выпусков № 48 от 12.12.2020г, 49 от 12.12.2020г, 50 от 19.12.2020г. размещены рекламные образцы, содержащие предложение о потребительском кредите, а также о кредите по паспорту наличными. При этом, в указанных рекламных образцах не указано наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги; информация в сноске к рассматриваемой рекламе указана мелким шрифтом, что не позволяет получить всю необходимую для осознанного выбора информацию и вводит потребителя в заблуждение относительно условий кредитования.
На странице 8 выпуска № 48 от 12.12.2020г, странице 16 № 49 от 12.12.2020г объектом рекламирования является оказание услуг ООО «СТРОЙГАЗ» по проектированию и монтажу наружных и внутренних газовых сетей. При этом, в спорном рекламном образце информации о наличии/отсутствии разрешения, на основании которого ООО «СТРОЙГАЗ» имеет право осуществлять свою деятельность, не указано.
На странице 16 выпуска № 48 от 05.12.2020г. объектом рекламирования являются, в том числе услуги дистанционного обучения учебного центра «Мастер». При этом, в рассматриваемом рекламном образце отсутствует информация о наличии документов, позволяющих Учебному центру «Мастер» осуществлять деятельность по оказанию услуг дистанционного обучения. 
Таким образом, действия МАУ «Редакция газеты» при размещении ненадлежащей рекламы содержат признаки нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 7, статьи 16, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 ФЗ, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». 
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 7, статьи 16, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28, части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/16-160/2021 по признакам нарушения рекламного законодательства, рассмотрение дела назначено на 16 марта 2021 года.  
В адрес Самарского УФАС России поступили документы и сведения, письменные пояснения, а также выпуски газет «Вестник Похвистневского района» № 48 от 05.12.2021, № 49 от 12.05.2021, № 50 от 19.12.2021 от МАУ «Редакция газеты» (вх.№ 2179-з от 12.03.2021). 
Комиссия Самарского УФАС России, заслушав объяснения сторон, рассмотрев материалы и документы, представленные лицами, участвующими в деле, а также нормы действующего законодательства приходит к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Частью статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
На страницах 8, 9, 15 и 16 выпусков № 48, № 49, № 50 газеты объектом рекламирования являются продажа корпусной мебели, кондитерских изделий, сельскохозяйственной техники и оборудования, ремонт бытовой техники, мягкой мебели, услуги такси.
В силу статьи 16 ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
Специализацией газеты «Вестник Похвистневского района», согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ63-00940 от 30.07.2018г. является: общественно-политическая, информационная, образовательная, развлекательная; реклама не более 45%.
В нарушение статьи 16 ФЗ «О рекламе», МАУ «Редакция газеты» разместила спорные рекламные образцы без пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы».
Таким образом, реклама МАУ «Редакция газеты», размещенная в газете «Вестник Похвистневского района» нарушает требования статьи 16 ФЗ «О рекламе».

2. На странице 9 выпуска № 48 от 12.12.2020г, странице 8 выпуска № 49 от 12.12.2020г, № 50 от 19.12.2020г. объектом рекламирования является продажа ортопедических товаров. В рекламе магазин «Семейный ортопед» отсутствует предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Как следует из пояснений МАУ «Редакция газеты», указанная реклама была размещена на основании договора на оказание платных услуг на размещение рекламы в газете «Вестник Похвистневского района» от 16.11.2020г. № б/н, заключенного с <…>. Наряду с этим, в материалы дела были представлены регистрационные удостоверения на медицинские изделия от 28.01.2010г. № ФСЗ 2010/06165, от 19.07 2018г. № РЗН 2018/7383, от 09.10.2018г. № РЗН 2018/7677, от 17.09.2019г. № РЗН 2019/8929, а также декларации о соответствии.
Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановление, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Следовательно, представленные в рекламе магазин «Семейный ортопед» ортопедические товары, такие как костыли, трости разных видов, корректоры осанки, поясничные бандажи и корсеты, ортопедические подушки и тд являются медицинскими изделиями.
В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе» указано, что согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.
Таким образом, реклама таких услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе отсутствует предусмотренное частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» предупреждение о наличии противопоказаний к применению медицинских услуг и необходимости получения консультации специалиста.
В процессе рассмотрения дела представитель МАУ «Редакция газеты» с выявленным нарушением согласился, пояснив, что данное нарушение требований рекламного законодательства Российской Федерации совершено работником газеты «Вестник Похвистневского района» ввиду недостаточного знания норм действующего законодательства.
Таким образом, действия МАУ «Редакция газеты» содержат нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

3. На странице 16 выпусков № 48, № 49, № 50 газеты размещена реклама следующего содержания: «КРЕДИТ наличными по паспорту на выгодных условиях до 300 000 рублей сроком до 3 лет.  Телефон 89276548008. Процентная ставка от 18% годовых до 25%. ОГРНИП 317631300004277. Договор № ПК-Т6118-17 от 19.07.2017г. АО «ОТП Банк» г. Москва. Генеральная лицензия № 2766 от 27.11.2014г».
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
В рассматриваемой информации наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа, отсутствует, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
          Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
В соответствии с документами, представленными в адрес Самарского УФАС России МАУ «Редакция газеты», спорная реклама была размещена на основании договора на оказание платных услуг на размещение рекламы в газете «Вестник Похвистневского района» от 02.12.2020г. № б/н, заключенного с ИП <…>».
Вместе с тем, МАУ «Редакция газеты» были представлены документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя <…>, а также свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)») потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования. 
Согласно статье 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)», профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Из представленных МАУ «Редакция газеты» документов и сведений не следует, что ИП <…> имеет статус некредитной финансовой организации, состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России, поднадзорен Банку России, и относится к субъектам, которые в соответствии со статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
В данном случае отсутствие статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, а также отсутствие записи в государственных реестрах, осуществляемых Банком России, является отсутствием специального разрешения, требуемого для осуществления рассматриваемого вида деятельности. 
ИП <…> не является профессиональным игроком на рынке финансовых услуг, однако перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют о позиционировании ИП <…> в качестве финансовой организации.
Согласно части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
При этом, в материалах дела отсутствуют сведения о том, на основании каких документов ИП <…> имеет право осуществлять финансовую деятельность. Кроме того, не представлен договор с АО «ОТП Банк».
Согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
Вместе с тем, в тексте рассматриваемой рекламы отсутствует необходимая информация. 
Таким образом, в действиях МАУ «Редакция газеты» содержатся нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
3.1. В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 1 статьи 28 и части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламодатель.
ИП <…> является рекламодателем рекламы финансовых услуг, что подтверждается материалами дела № 063/05/16-160/2020 (договор на оказание платных услуг от 02.12.2020 № б/н, акт о выполненных работах (оказанных услугах) от 26.12.2020 № 345, платежное поручение от 16.12.2020 № 103, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе). 
При указанных обстоятельствах в действиях ИП <…> содержатся нарушения части 1 статьи 28 и части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

4. На странице 16 выпуска № 50 газеты «Вестник Похвистневского района» размещена реклама следующего содержания: «Потреб ЗАЙМЫ и на улучшение жилищных условий с возможностью погашения за счет средств МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА, телефон 89297004540, адрес интернет-сайта http://Импульс-1.рф». 
Информация об условиях предоставления услуги по выдаче кредита в рекламе приводится формально, мелким шрифтом и фактически в рекламе отсутствует. Между тем, на основе данной информации потенциальные потребители формируют мнение о приобретении данной услуги.  Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию и вводятся в заблуждение относительно условий кредитования. 
Как следует из документов, представленных в адрес Самарского УФАС России МАУ «Редакция газеты», указанная рекламная статья была размещена на основании договора на оказание платных услуг на размещение рекламы в газете «Вестник Похвистневского района» от 14.12.2020 № б/н, заключенного с КПКГ «Импульс-1» в лице директора <…>.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 3 статьи 7 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
В соответствии с частью 7 статьи 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:
- кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;
- кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;
- иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.
Таким образом, средства материнского капитала могу быть направлены на уплату первоначального взноса и погашение основного долга, и уплату процентов по займам, обеспеченным ипотекой, выдаваемыми любыми организациями, имеющими право на выдачу данных займов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре, услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
Поясняющая сноска в рассматриваемой рекламе, содержащая условия выдачи займов указана мелким шрифтом, форма ее представления не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, и соответственно, не может рассматриваться как ее наличие. 
В нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в спорной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления потребительских займов на улучшение жилищных условий с возможностью погашения за счет средств материнского капитала.
Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
В нарушение данных правовых норм в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует информация о сумме расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также отсутствуют условия предоставления займов - срок действия договора потребительского займа и срок возврата потребительского займа; валюта, в которой предоставляется потребительский заем; процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
Ввиду вышеперечисленного, данная рекламная информация содержит нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
4.1. В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламодатель.
ГПКГ «ИМПУЛЬС 1» является рекламодателем рекламы финансовых услуг, что подтверждается материалами дела № 063/05/16-160/2020 (договор на оказание платных услуг от 14.12.2020 № б/н, акт о выполненных работах (оказанных услугах) от 30.01.2021 № 365, платежное поручение от 16.12.2020 № 683, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, приказ от 01.06.2015 № 1-д/2015).
Таким образом, в действиях КПКГ «Импульс 1» содержится нарушение части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

5. На странице 8 выпуска № 48 от 12.12.2020г, странице 16 № 49 от 12.12.2020г объектом рекламирования является оказание услуг ООО «СТРОЙГАЗ» по проектированию и монтажу наружных и внутренних газовых сетей.
Размещение указанной рекламной информации производилось на основании договора на оказание платных услуг на размещение рекламы в газете «Вестник Похвистневского района» от 16.01.2020г. № б/н, заключенного с ООО «СТРОЙГАЗ».
Вместе с тем, МАУ «Редакция газеты» были представлены документы, в том числе свидетельство о членстве саморегулируемой организации ООО «СТРОЙГАЗ» (регистрационный номер ГАП-СЧ-6313534210-287-16), свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 0064.01-2011-6313534210-С-125 от 05 декабря 2011г. Настоящим свидетельством подтверждается допуск к работам, указанным в приложении к настоящему свидетельству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом, указанное приложение в составе документов отсутствует.
В соответствии с частью 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно статье 13 ФЗ «О рекламе» рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Таким образом, ФЗ «О рекламе» не допускается распространение рекламы услуг, для оказания которых требуется наличие специального разрешения, при отсутствии такого разрешения у лица. 
При указанных обстоятельствах, в действиях МАУ «Редакция газеты» содержатся нарушения части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
5.1. В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламодатель.
ООО «СТРОЙГАЗ» является рекламодателем рекламы оказания услуг по  проектированию и монтажу наружных и внутренних газовых сетей, что подтверждается материалами дела № 063/05/16-160/2020 (договор на оказание платных услуг от 16.01.2020 № б/н, акт о выполненных работах (оказанных услугах) от 19.12.2020 № 254, платежное поручение от 30.09.2020 № 162, свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 0064.01-2011-6313534210-С-125).
Учитывая изложенное, в действиях ООО «СТРОЙГАЗ» содержатся нарушения части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

6. На странице 16 выпуска № 48 от 05.12.2020г. объектом рекламирования являются, в том числе услуги дистанционного обучения частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Мастер» (далее – ЧОУ ДПО «Мастер».
Согласно подпункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В свою очередь, согласно подпункта 3 статьи 2 ФЗ «Об образовании» обучение - это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Кроме того, согласно подпункта 9 статьи 2 ФЗ «Об образовании» образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом об образовании, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В соответствии с частью 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно письменным объяснениям МАУ «Редакция газеты» (вх. № 2179-з от 12.03.2021 г.) реклама образовательных услуг Учебного центра «Мастер» (ЧОУ ДПО «Мастер») на странице 16 выпуска 48 от 05.12.2020г. была размещена с нарушениями по вине работника МАУ «Редакция газеты», который принял данную информацию для размещения в газете без копии лицензии на право оказывать образовательные услуги, не изучив предварительно действующее законодательство.
МАУ «Редакция газеты» были представлены документы и сведения, в том числе договор на оказание платных услуг от 09.01.2020г. № б/н с ЧОУ ДПО «Мастер», акт № 348 о выполненных работах (оказанных услугах) от 26.12.2020г., лицензия № 7450 от 31.01.2020г. на осуществление образовательной деятельности ЧОУ ДПО «Мастер». 
Вместе с тем, как следует из приложения № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 31 января 2020г. № 7450, адрес места нахождения юридического лица является Самарская область, город Самара, улица Мичурина, дом 21Б, позиция 8-21, адрес мест осуществления образовательной деятельности юридического лица является Самарская область, г. Отрадный, улица Советская, 93, 1 этаж, комнаты №№ 2,3, что не соответствует адресу осуществления рекламной деятельности, указанному в рекламном образце в газете «Вестник Похвистневского района». 
Таким образом, в действиях МАУ «Редакция газеты» по размещению указанной рекламы содержатся нарушения части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламодатель.
ЧОУ ДПО «Мастер» является рекламодателем рекламы образовательных услуг, что подтверждается материалами дела № 063/05/16-160/2020 (договор на оказание платных услуг от 09.01.2020 № б/н, акт о выполненных работах (оказанных услугах) от 26.12.2020 № 348, платежное поручение от 10.12.2020 № 1076, лицензия на осуществление образовательной деятельности от 31.01.2020 № 7450, приложение № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 31.01.2020 № 7450).
При указанных обстоятельствах, действия ЧОУ ДПО «Мастер» содержат нарушения части 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 7, статьи 16, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» указанного закона несет рекламораспространитель.
МАУ «Редакция газеты» является распространителем спорной рекламы, что подтверждается материалами дела, в том числе: 
1. Докладной запиской Управления Роскомнадзора по Самарской области от 25.12.2021г. № 171-дн «О результатах проведения систематического наблюдения в отношении печатного средства массовой информации газеты «Вестник Похвистневского района» (реестровая запись 30.07.2018 серия ПИ № ТУ 63-00940);
2. Документами и сведениями, представленными МАУ «Редакция газеты»;
3. Выпиской и реестра зарегистрированных средств массовой информации по состоянию на 04.02.2021г.;
4. Уставом газеты «Вестник Похвистневского района»;
5. Платежным поручением от 12.07.2018г. № 507;
6. Служебной запиской Самарского УФАС России от 20.02.2021г.;
7. Копиями страниц выпусков газеты «Вестник Похвистневского района» № 48 от 05.12.2021, № 49 от 12.05.2021, № 50 от 19.12.2021.;
8. Выпусками газеты «Вестник Похвистневского района» № 48 от 05.12.2021, № 49 от 12.05.2021, № 50 от 19.12.2021.;
9. Определением о возбуждении дела № 063/05/16-160/2020 от 20.02.2021 г.;
Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях МАУ «Редакция газеты» (446472, Самарская область, Похвистневский район, с. Старый Аманак, ул. Центральная, д. 37 А, ИНН 6372024997, ОГРН 1186313048316, дата внесения в ЕГРЮЛ записи – 13.02.2006г., наименование регистрирующего органа – Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, адрес регистрирующего орган – 443112, г. Самара, ул. Сергея Лазо, д. 2А) нарушение требований рекламного законодательства, установленных частью 7 статьи 5, частью 7 статьи 7, статьи 16, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» выпуска № 48 от 12.12.2020г, выпуска № 49 от 12.12.2020г, № 50 от 19.12.2020г.
2. Выдать МАУ «Редакция газеты» предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МАУ «Редакция газеты». 
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МАУ «Редакция газеты». 
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>. 
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «СТРОЙГАЗ». 
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЧОУ ДПО «Мастер». 
8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КПКГ «Импульс 1». 

Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2021 г.
Решение изготовлено в полном объеме 30 марта 2021 г.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                                                                                   <…>         

Члены Комиссии                                                                                               <…>

                                                                                                                            <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны